на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы общения подростков и юношей

| |(беседа) | | | | | | | |

| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |

| |друг друга| | | | | | | |

| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |

|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |

| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |

| |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- |

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика

(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают

положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся

школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили

друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным

данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является

доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали

родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается

общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |

| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |

| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |

| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |

| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |

|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |

| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |

| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |

|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |

| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |

| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |

| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |

|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |

| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |

| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |

|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |

|. | | | | | | | | |

| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |

| |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 |

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в

общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в

общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами,

непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все

испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.

Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли

вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.

Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя

считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют

литературным, касающиеся данного возраста.

Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование

детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом

показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с

личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,

а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный

механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и

значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,

показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять

определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности

собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим

способом достижения подобных целей.

Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также

могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка

более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого

возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к

автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой

личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах

сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию

неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.

Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х

классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может

иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается

уровень тревожности.

В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

- самопознание;

- самозащита.

А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка

выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде

всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с

всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на

пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как

норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего

нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из

диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к

неустойчивости.

Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что

полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что

на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения

вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –

современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и

отличает его от литературных данных и характеристик.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки

предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и

любят отдыхать.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |

| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |

|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |

| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |

| |(сестра) | | | | | | | |

| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.| | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |

|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |

|. |вне школы | | | | | | | |

| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |

| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |

| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |

| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |

|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |

| |(кто-то из| | | | | | | |

| |родст) | | | | | | | |

| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |

| |школы | | | | | | | |

| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |

|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |

| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |

| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |

| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-

прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда

стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует

отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах

практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от

возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным

подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в

глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой

конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между

взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента

деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим

очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше

время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.

Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по

предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует

литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во

взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по

каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит

разочарование в собеседнике.

2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ

ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для

получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.