поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми
своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как
самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу
текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения –
деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших
школьников и представляющей для них самостоятельную ценность (Эльконин
Д.Б.,(1974)).
В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные
тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую
индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени,
которое расходуется на него, в существенном расширении его социального
пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников –
учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в
расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем
название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной
готовности к контактам.
Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о
ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с
окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас
максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти
существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в
«поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт,
испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в
самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит
настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не
удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания (Добрович
А.Б.,(1987)).
Все исследователи (Выготской Л.С., (1984), Божович Л.И., (1995), Кон
И.С., (1989) и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся
в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и
старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся
в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его
поведения и деятельности.
Л.И. Божович (1995) отмечает, что если в младшем школьном возрасте
основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,
то у подростков и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и
интересов в основном определяется возможностью широкого общения со
сверстниками.
Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками,
но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для
некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе
позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для
третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно
является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как
показывают исследования И.С. Кона (1989) именно неумение, невозможность
добиться такого положения чаще всего является причиной
недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших
школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и
юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.
Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное
общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как
поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание
сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах,
потребность самоутвердиться.
Согласно литературным данным (Кон И.С., (1989)), практически все юноши
и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь
удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не
просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления
новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует
частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность
к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные
возможности самоутверждения.
Если компании формируются главным образом на базе совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто
оставляет желать лучшего.
При всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах,
секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным
данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную и разнообразную структуру
досуга. По данным массового социологического опроса в 1982-1984 годах, 70
процентов старшеклассников РСФСР и Прибалтийских республик ежедневно имеют
свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 процентов располагают 1-2 часами.
При этом у юношей свободного времени значительно больше, чем у девушек
(Р.Г. Гурова, (1986)).
Как показывает литературный анализ (Толстых Н.Н., (1990), И.В.
Дубровина, (1989) и др.), отношения с товарищами–сверстниками – это
отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть
равноправными участниками всевозможных дел.
Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже
в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а
основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль»
послушания. Возможные последствия таковы:
общение–сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с
товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми
для становления личности подростка, старшего школьника, для развития его
взрослости;
именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить
подростку, юноше большее удовлетворение, стать субъективно более
необходимым и значимым.
Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований
«морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально
добиться, так это того, что подросток, юноша его перестает «принимать».
Именно поэтому, подростки и старшеклассники бывают грубы совершенно с
незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».
Подросток, старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях
с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с
взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он
хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость
общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого
неравенства. Объективное положение подростка, старшеклассника в кругу
сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.
Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более
глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны
сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная
и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и
не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было,
уже не может заменить полностью общения с товарищами.
Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, юноша живет как
бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был
здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился. Этого мало ребенку
любого возраста. Подростку – тем более. Ему не с кем поделиться своими
трудностями, огорчениями, переживаниями. И ничего удивительного не будет,
если вскоре у этого подростка общение с товарищами заполнит всю его жизнь
(Кон И.С. (1989), Дубровина И.В. (1989) и др.).
Отношение со сверстниками у подростков и старшеклассников сложнее,
многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени
близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С
возрастом такие различия становятся все более четкими, а общая картина
подростков – все более сложной, так как яснее определяются симпатии и
антипатии, выделяются пары, группы, компании (И.С. Кон (1989)).
Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы
учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются
в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она
насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и
столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями,
огорчениями и радостями.
Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно
нередко становится настолько притягательным и важным, что учение
отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит
уже не такой привлекательной.
Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью,
неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам
(Фельдштейн Д.И. (1990)).
Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами
наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной
столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший
школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу,
которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским
выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это
мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то
изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.
Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными,
личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать
самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не
тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков
дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более
неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его
жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников (И.С. Кон, В.А.
Лосенков (1974)) .
Одиночество невыносимо для подростка, старшеклассника. Если отношения
с одноклассниками не складываются, то он пускается на поиск товарищей и
друзей вне школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они
должны оказаться плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния
велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчив в выборе
товарищей, доволен уже тем, что его приняли и эта компания становится для
него референтной.
Печальные последствия этого хорошо известны: увеличивается количество
несовершеннолетних правонарушителей.
Важность для подростка и юноши его общения со сверстниками нередко
скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с
взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней
социальной ситуации развития подростка и старшеклассника порождает те
проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?
Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего
мира подростка и старшего школьника, их ложные или примитивные
представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков,
стремлениях, ценностях и т.п. Как было сказано выше, взрослые явно
недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого
возраста, а ведь этим начинается и этим заканчивается почти любая научная
или популярная книга о психологии отрочества и ранней юности.
Исследования (Мудрик А.В., 1989) показывают, что чем старше становится
подросток, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых.
Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего
школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира. Иными
словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников,
а место этих конкретных и разных подростков и старшеклассников начинает
замещать некоторая абстрактная и искаженная версия.
Исследования С.К. Масгутовой (1985) показали, что субъективная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|