на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы общения подростков и юношей

поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми

своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как

самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу

текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения –

деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших

школьников и представляющей для них самостоятельную ценность (Эльконин

Д.Б.,(1974)).

В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные

тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую

индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени,

которое расходуется на него, в существенном расширении его социального

пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников –

учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в

расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем

название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной

готовности к контактам.

Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о

ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с

окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас

максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти

существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в

«поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт,

испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в

самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит

настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не

удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания (Добрович

А.Б.,(1987)).

Все исследователи (Выготской Л.С., (1984), Божович Л.И., (1995), Кон

И.С., (1989) и др.) психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся

в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и

старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся

в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его

поведения и деятельности.

Л.И. Божович (1995) отмечает, что если в младшем школьном возрасте

основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,

то у подростков и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и

интересов в основном определяется возможностью широкого общения со

сверстниками.

Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками,

но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для

некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе

позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для

третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно

является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как

показывают исследования И.С. Кона (1989) именно неумение, невозможность

добиться такого положения чаще всего является причиной

недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших

школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и

юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное

общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как

поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание

сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах,

потребность самоутвердиться.

Согласно литературным данным (Кон И.С., (1989)), практически все юноши

и девушки являются членами юношеских групп, которые в первую очередь

удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не

просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления

новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается

что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу требует

частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность

к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные

возможности самоутверждения.

Если компании формируются главным образом на базе совместных

развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,

обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпровождения часто

оставляет желать лучшего.

При всей перегрузке учебной работой и не только (занятия в клубах,

секциях), юноши и девушки обладают разнообразным досугом. По литературным

данным, группа 16-24 летних имеют самую сложную и разнообразную структуру

досуга. По данным массового социологического опроса в 1982-1984 годах, 70

процентов старшеклассников РСФСР и Прибалтийских республик ежедневно имеют

свыше 2-3 часов свободного времени; 28,5 процентов располагают 1-2 часами.

При этом у юношей свободного времени значительно больше, чем у девушек

(Р.Г. Гурова, (1986)).

Как показывает литературный анализ (Толстых Н.Н., (1990), И.В.

Дубровина, (1989) и др.), отношения с товарищами–сверстниками – это

отношение принципиального равенства. Они позволяют ребятам быть

равноправными участниками всевозможных дел.

Отношение ребенка со сверстниками (и особенно с друзьями) строятся уже

в соответствии с некоторыми важными нормами взрослой «морали равенства», а

основой его отношений с взрослыми продолжает оставаться «детская мораль»

послушания. Возможные последствия таковы:

общение–сотрудничество полнее проявляется именно в отношениях с

товарищами (и, значит, отношения с взрослыми оказываются менее значимыми

для становления личности подростка, старшего школьника, для развития его

взрослости;

именно общение с товарищами, а не с взрослыми, может приносить

подростку, юноше большее удовлетворение, стать субъективно более

необходимым и значимым.

Часто взрослый оказывается в роли носителя и выразителя требований

«морали послушания». А ведь единственное чего он может на этом пути реально

добиться, так это того, что подросток, юноша его перестает «принимать».

Именно поэтому, подростки и старшеклассники бывают грубы совершенно с

незнакомыми людьми, которые обходятся с ними «как с маленькими».

Подросток, старшеклассник весьма чуток к своему положению в отношениях

с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении с

взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он

хочет равенство прав. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость

общения с товарищами, общения в котором нет, и не может быть заведомого

неравенства. Объективное положение подростка, старшеклассника в кругу

сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более

глубоким. У ребят складываются ценности, которые более близки и понятны

сверстнику, чем взрослому. Основа для взаимного понимания у ребят обширная

и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и

не может быть важным. Общение с взрослыми, каким бы интересным оно не было,

уже не может заменить полностью общения с товарищами.

Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, юноша живет как

бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был

здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился. Этого мало ребенку

любого возраста. Подростку – тем более. Ему не с кем поделиться своими

трудностями, огорчениями, переживаниями. И ничего удивительного не будет,

если вскоре у этого подростка общение с товарищами заполнит всю его жизнь

(Кон И.С. (1989), Дубровина И.В. (1989) и др.).

Отношение со сверстниками у подростков и старшеклассников сложнее,

многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени

близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С

возрастом такие различия становятся все более четкими, а общая картина

подростков – все более сложной, так как яснее определяются симпатии и

антипатии, выделяются пары, группы, компании (И.С. Кон (1989)).

Общение с товарищами-одноклассниками все более выходят за пределы

учения и школы, включают новые интересы, занятия, увлечения и превращаются

в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она

насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и

столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями,

огорчениями и радостями.

Общение с товарищами большая ценность для подростка, юноши. Оно

нередко становится настолько притягательным и важным, что учение

отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит

уже не такой привлекательной.

Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью,

неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам

(Фельдштейн Д.И. (1990)).

Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами

наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной

столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший

школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу,

которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским

выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это

мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то

изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными,

личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать

самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не

тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков

дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более

неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его

жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников (И.С. Кон, В.А.

Лосенков (1974)) .

Одиночество невыносимо для подростка, старшеклассника. Если отношения

с одноклассниками не складываются, то он пускается на поиск товарищей и

друзей вне школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они

должны оказаться плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния

велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчив в выборе

товарищей, доволен уже тем, что его приняли и эта компания становится для

него референтной.

Печальные последствия этого хорошо известны: увеличивается количество

несовершеннолетних правонарушителей.

Важность для подростка и юноши его общения со сверстниками нередко

скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с

взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней

социальной ситуации развития подростка и старшеклассника порождает те

проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?

Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего

мира подростка и старшего школьника, их ложные или примитивные

представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков,

стремлениях, ценностях и т.п. Как было сказано выше, взрослые явно

недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого

возраста, а ведь этим начинается и этим заканчивается почти любая научная

или популярная книга о психологии отрочества и ранней юности.

Исследования (Мудрик А.В., 1989) показывают, что чем старше становится

подросток, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых.

Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего

школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира. Иными

словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников,

а место этих конкретных и разных подростков и старшеклассников начинает

замещать некоторая абстрактная и искаженная версия.

Исследования С.К. Масгутовой (1985) показали, что субъективная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.