на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психолого-педагогические аспекты изучения генетики в школе

достижения стандарта[51].

Открытые задания

Перед формулировкой задания дается инструкция: дополните. В этой форме

заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися. При этом

нужно формулировать такие задания, чтобы в ответе содержалось 1 –2 слова,

числа, формулы и т.д.Предлагаемый ответ должен быть точным и кратким,

поэтому нужно очень внимательно составлять текст задания. Для ответа

отводится столько места, сколько для этого необходимо.

Методика составления открытых заданий довольно проста. Вначале

разработчик формулирует вопрос, затем записывается полный предполагаемый

ответ. Из ответа исключается ключевое слово (число, формула) которое ученик

должен потом выписать, и формулируется тестовое задание. Число таких

заданий в тесте бывает, как правило, небольшим. Они считаются более

трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания; в этом случае

вероятность отгадать правильный ответ равна нулю.

Каждая из рассмотренных форм заданий имеет свои достоинства и

недостатки, поэтому их выбор зависит от специфики учебной дисциплины, от

цели задания и применения теста(текущий, итоговый контроль) и даже от

ориентации на ручную или машинную обработку данных.

Оценка качества усвоения материала

Естественно, что усвоение материала учащимися может быть совершенно

разным. При этом значения коэффициента усвоения (к) могут колебаться от 0

до 1. Однако исследования показали, что не во всех случаях увеличение

коэффициента на какую – то величину означает в конечном счете лучшее

усвоение. Оказалось, что при низком значении коэффициента 0,1;0,3; 0,4; и

так до 0,7 его величина почти не играет никакой роли. Это связано с тем,

что при усвоении с коэффициентом (к) меньше 0,7 учащийся в последующей

деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их

исправлению. Такое усвоение непрочное и в последующем стремится к распаду,

если не проводить дополнительной работы по усвоению.

Материал может считаться усвоенным, только если коэффициент усвоения

(к) равен или больше 0,7. В этом случае учащийся в своей последующей

деятельности способен совершенствовать свои знания – он способен к

самообучению. Процесс обучения, который позволяет учащимся усваивать

материал с коэффициентом усвоения равным или большим 0,7 получил в

педагогике название завершенного. Принято считать, что при к = 0,7 процесс

образования уже можно считать завершенным. Значение к=0,7 показывает, что

при таком усвоении учащийся совершает достаточно много ошибок (до 30%),

однако он имеет объективную возможность их исправлять и находить

самостоятельные правильные варианты решений. [37].

Биологический диктант

Быстро проверить знания учащихся всего класса по важному разделу,

параграфу учебника можно при помощи биологических диктантов. Для проверки

домашнего задания учитель составляет вопросы по материалу параграфа,

выделяя самые главные положения. Вопросы формируются так, чтобы ответы были

предельно краткими. Учащиеся пишут порядковый номер очередного вопроса и

дают краткий ответ. Темп опроса регулирует преподаватель, ориентируясь на

средних учеников. Он читает текст или использует магнитную ленту.

После первых занятий по генетике накапливается много терминов, без

четкого знания которых затрудняется усвоение нового материала. Поэтому

целесообразно дать диктант по генетическим терминам.

|Термины |Ответы |

|1. Гибрид |1.Помесь |

|2.Гамета |2.Половая клетка |

|3.Гаплоидная клетка |3.Клетка с одинарным набором хромосом |

Преподаватель диктует термины, а учащиеся, ставя порядковые номера,

дают определения (см. табл.)

и т. п. до 16 терминов в одном диктанте[2]

После изучения ряда тем целесообразно провести фронтальную письменную

проверочную работу обобщающего характера (в течение 10 – 15 минут), чтобы

выяснить степень их усвоения у всех учащихся. Такие работы составляют по

вариантам, включающим один – два вопроса по разным разделам изученной темы

или ряда тем.

Недостатки проведения подобного типа работ состоят в том, что их

проверка требует от преподавателя много времени, так как учащиеся допускают

грамматические ошибки, которые необходимо исправлять. Однако при этом

учитель получает возможность проанализировать знания всех учащихся и

ошибки, допущенные отдельными учениками.

Систематически проверяют не только знание учащимися теоретического

материала, но и их практические навыки по постановке опытов, использованию

микроскопа, умение пользоваться определителями, решать задачи. Например,

при изучении раздела «Генетика» для проверки степени усвоения довольно

сложного материала решаются дополнительные задачи.[2]

1.2.3. Генетические задачи

Решение задач имеет огромное значение при изучении таких школьных

предметов, как математика, физика и химия; это одно из самых действенных

средств повышения активности познавательной деятельности учащихся.

В изучении общей биологии решение задач имеет немаловажное значение.

Неправильно было бы полагать, что школьников следует сначала научить самой

генетике, а потом уже решению задач. В действительности же решение задач по

генетике - не столько цель, сколько эффективное средство, обеспечивающее

отчетливое понимание и твердое усвоение этого трудного раздела.

Задачи по генетике, вводимые после или при изучении какой – либо темы

по генетике способствуют более глубокому пониманию и прочному усвоению

важнейших положений теории, наглядно иллюстрируют многообразие ее

практических применений, значительно повышают интерес к курсу и привлекают

к нему симпатии школьников.При правильном методическом подходе решение

задач по генетике значительно облегчает изучение курса.

О составлении и использовании генетических задач

Все генетические задачи, какой бы темы они не касались (моно- или

полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование,

наследование моно – или полигенных признаков) сводятся к трем типам:

расчетные, на определение генотипа, на определение характера наследования

признака.

1. Расчетные задачи

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения о характере

наследования признака (доминантный, полудоминантный или рецессивный,

аутосомный или сцепленный с полом и др.), прямо или косвенно (через

фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения. Вопрос

расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической

характеристик потомства. Если для задачи выбирается вид с низкой

плодовитостью (например, млекопитающее), то целесообразна такая форма

вопроса: «Какова вероятность рождения потомка с ….. фенотипом(генотипом)?»

Если речь идет о растениях или животных, плодовитость которых исчисляется

десятками или сотнями особей, уместен вопрос: «Какое потомство ожидается от

такого скрещивания?» - или : «Какая часть потомства будет …. фенотип

(генотип)?»

Приведем пример задачи расчетного типа:

«У человека ген полидактимии (многопалости) доминирует над нормальным

строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену

полидактимии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого

ребенка».

Решение расчетной задачи начинается с записи ее условий и обозначения

генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип

мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница

рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену.

Следующий этап – написание гамет. Следует обратить внимание на то, что

гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встечающееся

написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла.

Гетерозиготный организм формирует два типа гамет.

Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот

равновероятно – 1:1

Таблицы 1,2

Таблица №1

Примеры моногенного исследования аутомных признаков

|Объект |Признак |Доминантный |Рецессивный |

|Тыква |Форма плода |Дисковидная |Шаровидная |

|Томаты |Форма плода |Шаровидная |Грушевидная |

| |Длина стебля |Нормальная |Карликовая |

|Арбуз |Окраска плода |Полосатая |Гладкая |

|Лук |Окраска чешуи |Красная |Желтая |

|Тутовый |Окраска гусениц |Полосатые |Гладкие |

|шелкопряд | | | |

|Золотая рыбка |Строение глаз |Обычные |Телескопические |

|Попугайчики |Окраска оперения|Зеленая |Голубая |

|Норка |Окраска шерсти |Коричневая |Голубая |

|Человек |Строение скелета|Карликовость |Норма |

| | |Полидактилия |Норма |

| |Слух |Норма |Глухота |

| |Зрения |Норма |Слепота |

| |Обмен веществ |Норма |Фенилкетонурия* |

| | |Норма |Глюкозурия* |

| | |Норма |Фруктозурия* |

|* Эти болезни связаны с отсутствием определенного фермента и |

|проявляются в отставании развития и слабоумия |

Таблица №2

Примеры моногенного наследования аутосомных полудоминантных признаков

|Объект |Признак |Гомозиготы АА и аа |Гетерозиготы |

|Редис |Форма корнеплода |Длинная, круглая |Овальная |

|Львиный зев |Окраска венчика |Красная, белая |Розовая |

|Куры |Окраска оперения |Черная, белая |Пестраня |

|Крупный |Масть |Красная, белая |Чалая |

|рогатый скот | | | |

Решение задачи

Р аа * Аа

Г а Аа

F1 Аа, аа,

Где : А – ген полидактимии,

А – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет 50%.

2. Задачи на определение генотипа

В условии задачи на определение генотипа содержится информация о

характере наследования признака, фенотипах родителей и, прямо или косвенно,

о генотипах потомства. Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа

одного или обоих родителей.

Например, текст задачи на определение генотипа может быть

сформулирован так: «У норок коричневая окраска тела доминирует над голубой.

Скрестили самку коричневой окраски меха с самцом голубой окраски. Среди

потомства два щенка коричневые и один голубой. Чистопородна ли самка?»

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение

Начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным

признаком. Она может быть как гомо(АА), так и гетерозиготной (Аа).

Неопределенность генотипа обозначаем А? Самец с рецессивным признаком

гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской

меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски,

следовательно, итх генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков

установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей

получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна

(нечистопородна).

Решение задачи

Р Аа * аа

Г Аа а

F1Аа, Аа, аа,аа

где А – коричневая окраска меха, а – голубая окраска.

Ответ: генотип самки – Аа.

В том случае, если от пары особей с доминантным признаком рождается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.