В интеллектуальной сфере учащихся средних и старших классов отмечается
недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного
владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает
трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной
деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной
памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не
владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Они плохо умеют
конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать
самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. В
среднем лишь 22 процента школьников средних и старших классов имеют
устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства сформированного
активного интереса к учебе нет. Для значительной части учащихся характерно
преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку.
Единственный выход из этого положения – радикальная перестройка
содержания и методов обучения, максимально учитывающая индивидуальные
особенности и интересы учащихся и дающая простор их собственной умственной
и социальной инициативе. [18 а ]
Учебная программа представляет собой государственный документ, которым
устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков по отдельным
предметам и определяется последовательность их прохождения по годам
обучения. На основе программ пишутся учебники и ведется работа в школах. В
программах имеется объяснительная записка, в которой раскрываются задачи
изучения данной дисциплины, указывается ее место в общей системе предметов,
изучаемых в школе, содержатся рекомендации об использовании основных
средств и методов при преподавании данного предмета, а также относительно
организационных форм работы с учащимися. Во многих программах даются и
рекомендации по проведению внеклассной работы, приводится список литературы
для дополнительного чтения учащихся.
В основной части программы материал распределен по годам обучения,
указывается как общее число часов, отведенных на изучение его в году, так и
количество часов, отведенных на изучение его в году, так и количество
часов, которое отводится на работу над каждой темой или разделом курса. [8]
с.-37.
Большое значение при составлении программ имеют рациональные способы
расположения материала, последовательность разделов и тем, отвечающие
познавательным возможностям учащихся.
В построение программ сложилось два пути: концентрический и линейный.
Концентрический путь предполагает двукратное или трехкратное прохождение
одних и тех же, разделов курса с постепенным расширением и углублением их
содержания. Такую программу можно схематически представить в виде кругов
разного размера, наложенных друг на друга. В условиях, когда объем
образования ограничен либо начальной, либо восьмилетней школой, концентризм
неизбежен, потому что для каждой завершенной ступени обучения требуется и
известная завершенность образования. С переходом на всеобщее среднее
образование необходимость в концентрическом построении программ отпала.
Программы строятся по линейному принципу, который предусматривает
последовательное и равномерное распределение материала по всем годам
обучения, и содержание предмета как бы втянуто в одну линию, представляет
звенья единой цепи. 3- 248.
В новых программах специально выделяются межпредметные связи,
существующие между близкими курсами. Изучение их строится таким образом,
чтобы изложение материала одного предмета давалось с учетов необходимости
опоры на знание другого предмета. Этот подход дает возможность расширять и
углублять знания, способствует всестороннему раскрытию изучаемых явлений и
закономерностей, позволяет увидеть общие и единые основы различных научных
фактов и явлений.
В новых программах предусмотрено усиление и внутри предметных связей,
чем обеспечивается более прочное овладение учебным материалом, усвоение его
в системе. В этих целях по всем основным разделам предусмотрены обобщающие
темы, а при ведении новых тем делаются ссылки на необходимость установления
связей с предшествующим материалом.[8]: С – 39.
1.4.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.4.1. Анализ учебных программ.
Так как применение дифференцированного подхода в изучении генетики
проводилось нами в обычной общеобразовательной школе, то в работе
проанализирована соответствующая программа.
В основу программы положен историко-логический подход, согласно
которому общебиологические закономерности рассматриваются по уровням
организаций, начиная с молекулярного и кончая биосферным. Каждая тема
логически связывается с предыдущей, что дает возможность показать учащимся
развитие фундаментальных биологических наук; реализация исторического
принципа помогает осознать современные достижения биологии как этап в
развитии науки. Каждый предыдущий раздел программы проводит учащегося к
пониманию последующего, планомерно развивает общебиологические понятия в
процессе изучения данного курса. Например, только после изучения основ
молекулярной биологии, цитологии, закономерностей наследственности и
изменчивости учащиеся подходят к вопросам современной теории эволюции,
закономерности которой на современном этапе развития науки можно раскрыть
только при помощи данных популяционной генетики.
Благодаря, принятой логике ее построения школьными хорошо
ориентируются в сложных мировоззренческих вопросах возникновения и эволюции
органического мира в процессе антропогенеза, в закономерностях явлений,
происходящих в биосфере.
Строгая почасовая разбивка тем программы необязательна, так как
учитель должен быть хозяином программы. Глубина раскрытия каждой темы, ее
насыщение фактически материалом является основной работой учителя и зависит
во многом от уровня его подготовки.
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ
общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед
биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающего
среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому
воспитанию молодежи.. Для повышения уровня полученных знаний, а также для
приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение
ряда лабораторных работы.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний
играет организация учебной деятельности школьников на уроках правильный
выбор учителем методов, приемов и средств обучения.
Основной формой изложения нового материала должна стать лекция. Но так
как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то
используется лекция-беседа.
Так как в программе дается примерное распределение материала по
разделам и темам, то необходимо составить тематическое планирование по
генетике, которое устраивало учителя, предложить соответствующие задачи к
каждому уровню по генетике, исходя из принципа дифференцированного подхода
в обучение.
Исходя из данного тематического планирования были составлены задачи
для поурочного использования их при изучении генетики.
Учебная программа и учебники определяют границы и объем знаний по
каждому отдельному предмету и тем самым являются исключительно важными
руководствами в работе учителя, организующего учебный процесс.
Учебник – один из основных источников получения учащимися знаний и
овладения определенной системой умений и навыков. Учебник содержит более
полное и глубокое раскрытие общего содержания предмета. Он по существу
является воплощением содержания обучения, формой существования содержания.
Учебник – это книга для ученика, являющаяся важнейшим инструментом учения.
Он должен не только помогать учащимся в освоении разбиваемого в классе (или
выделенного для самостоятельного изучения) учебного материала, но и
развивать его интерес к данному предмету, стимулировать желание и
самостоятельному приобретению знаний в данной области в будущем.
Учебник вместе с тем служит и методическим ориентиром учителю,
определяя логику и последовательность введения системы понятий, глубину их
раскрытия, распределение времени между отдельными частями вводимого
учебного материала. Он служит для него кратчайшим руководством в работе.
Все действующие сейчас учебники в той или иной степени отражают
рассмотренные выше общие принципы, положенные в основе определения
содержания образования, и служат средством реализации основных
дидактических концепций, отражающих цели и задачи обучения в современной
школе.
Они служат средством общего развития учащихся, обеспечивают
формирование мировоззрения, стимулируют развитие познавательного интереса и
творческого мышления.
Этим целям служит раскрытие и подача учебного материала в
соответствующем методическом и полиграфическом оформлении, а также система
вопросов и заданий, направляющих ход мыслей учащихся, организующих их
познавательную деятельность.
Методически правильно построенный учебник способствует повышению
качества обучения. В наиболее общем виде учебник должен удовлетворять
следующим требованиям:
. сообщать научно-достоверные данные в соответствии с современным уровнем
развития данной области научных знаний в пределах, обозначенных
программой;
. развивать мышление учащихся, формировать системность мышления;
. обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний в будущем.
. В методическом плане учебник должен:
. соответствовать возрастным особенностям учащихся как по содержанию, так и
по используемым языковым средствам, приемам эмоционального воздействия;
. иметь четкое структурное членение и графическое оформление (выделение
выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.);
. содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие,
понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и
увязанных с текстом;
. обеспечивать постепенное нарастание трудностей, увеличение сложности
материала;
. содержать необходимое количество повторений, ссылкой на ранее изученный
материал по данному предмету (внутрипредметные связи) или по другим
дисциплинам (межпредметные связи);
. включать задания, способствующие формированию основных приемом умственной
деятельности, стимулирующие развитие самостоятельности и творческого
подхода к поиску средств и методов решения поставленных проблем,
формированию умений свободного использования запасов имеющихся знаний,
умений и навыков для решения нестандартных задач;
. иметь продуманное методическое оформление (рубрикация, оглавление,
предметно-именной указатель, сноски, ссылки).
Учебник должен иметь хорошее внешнее оформление (удобный формат,
красивый переплет, качественная бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты,
ясность воспроизведения рисунков.[8] с. 40 – 42.
1.4.2. Анализ учебников.
«Общая биология» Учебник для 10-11 класса школ с углубленным изучением
биологии.
/ Под ред. Проф. А. О. Рувинского. М. : Просвещение, 1993 г.
Данный учебник в целом базируется на существующей программе для школ и
классов с углубленным изучением биологии. Отличие его заключается в
системно-структурном подходе к изложению материала (от клетки и организма
до биосферы0, а также освещении не только устоявшихся, но и самых
современных достижений биологической науки.
Материалом учебника излагается дедуктивно от общего к частному. Каждый
параграф строится по стандартной схеме: вначале даются краткие формулировки
основных положений материала, затем подробно раскрывается его содержание.
Обращает внимание необычайно большой для учебников объем – 544с. Книга
включает введение и четыре раздела :
I. – биологические системы: клетка, организм,
II. – основные закономерности наследственности и изменчивости,
III. – эволюция органического мира,
IV. – экология.
В кратком введении изложены общие сведения об уровнях организации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|