на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников

развитию ребенка в целом.

Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б»

класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи

первоклассников.

§ 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого

развития младших школьников.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа

эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с

учетом уровня речевого развития :

1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий

уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить

развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности

школьников.

Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации,

ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные

представления.

Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации,

кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие

пространственной ориентации.

Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита

мелкая моторика и пространственная ориентация.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация

дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы

упражнений:

o Упражнения по развитию звуковой культуры речи.

o Словарная работа.

o Рассматривание картин.

o Составление рассказа по картинке.

o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

o Продолжение текста.

o Рассказывание по аналогии.

o Словесное рисование.

o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

I. упражнения по развитию звуковой культуры.

Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам,

обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов,

рассуждению, высказыванию собственного суждения.

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные

группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат,

с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось

использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные

гласные звуки.

2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее

задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные

звуки.

2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы,

в третий – с буквой А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в

слове:

ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1. Распределите их в две группы.

2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в

словах.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы

найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом

слове.

3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый

слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй

слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

3 группа низкий уровень – 90 %

Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению

дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой

справилась основная масса учащихся.

Задание 3 На определение мягких и твердых согласных звуков.

Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым

мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две

группы можно разделить слова.

ЧЕРЕПАХА

ЗАЯЦ

ЛЕВ

Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:

1. Назови слова.

2. Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости

первого звука.

3. Запиши каждую группу в виде схем.

В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа –

100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.

Задание 4 Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з).

Подберите слова к схемам.

| | | |

| | | | |

| | | | | |

| | | | | | |

ЗАЛ ЗАМОК

ЗОВ

ТАЗЫ ВОЗЫ

КОЗЫ

БЕРЕЗЫ МОРОЗЫ

МИМОЗЫ

ЗАБОР ЗУБ

ЗАЙКА

АРБУЗЫ

При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало

трудность определение звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2

группы с заданием справились.

Задание 5 Рассматривание картин и составление рассказа по ней.

Пример1.

Рассматривание сюжетной картинки на с.6 букваря «Дети в лесу».

Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся

отвечают на вопросы учителя:

- Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).

- Зачем? (Они там собирали грибы).

- Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).

- Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).

- Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).

Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например,

«Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».

Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после

проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой

рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.

Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.

Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь

выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.

Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на

схему предложения.

С домашним заданием справились:

1. группа высокий уровень – 100 %

2. группа средний уровень – 98%

3. группа низкий уровень – 60%

При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы –

придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности

были допущены ошибки при выделении слов в три слога.

Пример 2 .

Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.

Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить

предложение их 2 – 3 слов:

Девочка шьет.

Девочка шьет платье.

Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4

– 5 слов.

Девочка шьет платье кукле.

Девочка шьет платье своей кукле.

С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали,

что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении

предложения из 4 –5 слов.

Задание 6. Продолжение текста.

Пример 1.

В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно

рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».

Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно

продолжить рассказ «Чиж».

Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения,

чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.

Пример 2.

При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится

беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из

них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ,

СУДЬЯ.

Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и

придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».

Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с

опорой на вопросы учителя

Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием

справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.

Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

Пример 1.

Упражнение на определение необходимости следить за порядком

предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».

Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после

чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит

определить, можно ли из них составить рассказ.

- О ком будет рассказ? (О детях).

- Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для

рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги –

колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)

. Дети играют.

. У Нины красивые бантики.

. Алла стоит в кустах.

. Светит солнце.

. Алик искал Аллу и Нину.

Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них

соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу

«пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».

Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает

необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить

«пирамиду»).

Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что

текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну

тему и выстроенных в строгой последовательности.

Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения

темы и главной мысли текста.

При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:

- О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).

- Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).

- Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах?

Как об этом рассказал художник?

- Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли,

какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.

Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными,

дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как

есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль

Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные

нетекстовые элементы:

. Иллюстрации,

. Схемы предложений,

. Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и

мышления у детей.

Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.