на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики и психологии

«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна

студентка группы 5 «Ж»

Научный руководитель: Передельская Светлана

Александровна

Рецензент:_________________________________

Дата допуска к защите:______________________

Волгоград 2002г.

Оглавление

1. Введение 3

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста 22

§23. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников 26

§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Вывод по 1 главе 31

23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте. 33

§1. Организация и методики изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте .33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей .45

4. Вывод по 2 главе 49

5. Заключение 51

36. Библиография 52

47. Приложение 53

Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну,

отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого

друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих

учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило

воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие

революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы

элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К

первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых

происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть

готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также

на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.

В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как

о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения,

грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное

воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое

входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик

диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и

использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности

дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в

деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в

игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности

дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим

образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной

данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в

дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности

дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой

деятельности дошкольника.

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения

в игровой деятельности дошкольников.

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих

реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего

человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам,

и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то,

что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии

человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он

может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи,

события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного

пространства в другое.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в

новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы

начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить

впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты

труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в

данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы

или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во

всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.

Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так

родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком,

появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть

только у человека. Только у человека, который как субъект общественной

практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В

процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той

деятельности человека, посредством которой он реально изменяет

действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен

кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования

действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в

практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от

данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и

опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в

действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем

тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно,

осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить и такой отлет от действительности,

который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же

учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом,

и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики,

воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно

выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается

затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в

какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования

приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию

действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под

воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом

человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может

уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви

протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который

порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:

образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении

к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских

отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и

несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться

мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в

человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную

сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем

наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ

Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.