В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не
включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит
новые, необычные их сочетания. [11]
Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку.
Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую
картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные
ему.
Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не
только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не
присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают
или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем
все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает,
какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч!
Нет, до звезд!» [10]
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение
взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по
самым различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к нему
маленький крючок и, пораженный сходством этой закорючки с сидящей
человеческой фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, он сидит!» Другой ребенок, в
том же возрасте, однажды, играя в салочки и, не догнав детей, осалил землю.
Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал: «Теперь она меня всегда
салить будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная земля». Еще один мальчик
искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень
несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в день видеть одно и
то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на другой. [9]
Однако воображение ребенка на самом деле же богаче, а во многих
отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе
гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный
жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее
разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем
воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого,
проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от
действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа
воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми
окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа
требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых
ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности. [6]
Вывод по первой главе.
Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический
процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем
приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в
формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и
программирование деятельности.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или
пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные);
произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и
творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни
взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое
отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная
работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению
детьми узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает
репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в
запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего
действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным
(активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное,
причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные
эталоны.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у
детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от
предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение
складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я»,
психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
Глава 2. Опыт экспериментального исследования
роли воображения в дошкольном возрасте.
2.1. Организация и методики изучения особенностей воображения
в дошкольном возрасте.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих
функциональные механизмы представливания и воображения. Более того, для
большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не
определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность
изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в
процессе организации деятельности дошкольников.
Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно
использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно
ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов
его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и
занимает много времени. Тем не менее можно назвать ряд жизненных
показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и
его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития
представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в
формировании представлений: о низком уровне развития данной способности
свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность
оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще
более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и
изменения представлений (П.А. Сорокун).
Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих
его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих
процессов.
Для диагностики способностей воображения традиционно используются
следующие методические подходы:
1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих
(нереальных) или непонятных объектов;
3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов
воображения;
4) самооценка параметров образов воображения. [7]
Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и
изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при
построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по своему хороши,
позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения. В данной
работе для выявления роли воображения в игровой деятельности дошкольников
использованы методики: наблюдение за игровой деятельностью воображения при
понимании сказочных образов и изучение построения образов сказочных
персонажей.
Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов.
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например,
«Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помогающие
ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу,
цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям 4-7 лет выразительно читают сказку.
После чтения проводят 2 серии экспериментов.
1 серия. Выясняют, насколько понял сюжет и образы главных героев
сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка –
Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить
коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял
задание индивидуально.
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу
созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и
обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании –
воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:
|Возраст |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |
|детей |соответствия|соответствие|соответст|образа |образа |
| |образов |образов |вие | | |
| | | |образов | | |
|3 года | | | | | |
|4 года | | | | | |
|5 лет | | | | | |
|6 лет | | | | | |
|7 лет | | | | | |
Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.
Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или
краски. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно
отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и
др.), а также волшебные превращения сказочных героев, например Иванушки в
козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.
Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с
дошкольниками 3-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети
выполняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок
или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно
соответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем
спрашивают о содержании изображенного;
2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.
Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия
образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и
обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода
из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к
методике 1).
Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и
волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают
эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче
передать ребенку образ и превращение – при помощи слов или при помощи
рисунка. [5]
2.2. Результаты изучения особенностей воображения дошкольников
и их анализ.
Экспериментальное диагностическое исследование воображения проводилось
с целью выявить роли, которые выполняет воображение в игре дошкольника на
примере сравнения детей 3, 4, 5, 6 и 7 лет Купцовского детского сада
«Колосок». В эксперименте приняли участие по два ребенка каждого возраста.
Работа с методиками проводилась индивидуально, в процессе рисования и
по его окончании с ребенком велась беседа. В ходе беседы уточнилось что
нарисовал ребенок, как он представляет себе тот или иной образ.
По результатам исследования были составлены и проанализированы
таблицы.
1) Дети 3-х лет (Максим и Миша):
|Методика 1 |
|Максим, 3 года |
| |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |
| |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |
| |я образов |образов |ие образов| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|