способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни
шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже
перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,
никогда не запустило бы в космос ракеты».
Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни
поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто
человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто
лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но
в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение
преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно
преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия
и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической
деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется
их построение?
Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-
синтетическую деятельность человеческого мозга.
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или
явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся
комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых
реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,
измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно
неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на
нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом
окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал,
отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из
временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий
мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы
невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не
представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без
воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в
искусстве. [18]
Функции воображения.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть
«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека
не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно
в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по
своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить
воображение.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах
и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения
связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция
воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи
своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие
потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья
функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,
внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов
человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он
получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана
действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,
пятая функция – это планирование и программирование деятельности,
составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
[14]
Виды воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения:
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под
воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,
галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна
люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого
причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно,
вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В
полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов
говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».
Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как
прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием,
контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое
торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое
торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит
неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед
пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся
незаторможенными. Характерными для сновидения являются:
- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не
сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,
«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся
фантазиям;
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна
пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она
постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться
лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые
механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые
получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,
может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что
ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого
подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным
раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение
лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки
молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с
духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг
другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее
дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –
сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон
может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго
преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском
обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных
причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из
специальной литературы.[19]
Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования
последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы
для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это
может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой
психики являются галлюцинации.
Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У
людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии
приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что
он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший
родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не
сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются
галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого
мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за
самоубийства дочери. («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка одноглазка стережет.
Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под
влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.
Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,
громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные
поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве
алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как
эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой
горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга
душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы
прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же
реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не
связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то
приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь
фантазии с потребностями и желаниями.[4]
Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от
бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих
образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.
Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического.
Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют
гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек
живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]
Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от
необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался
размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о
благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на
берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,
потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть
даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о
каких-нибудь приятных предметах…»[4]
Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного
построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной
деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее
развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли
(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость
построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует
активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие
предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на
воссоздающее, или репродуктивное и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа
предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу,
схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые
образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже
существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении
художественной литературы, при изучении географических, исторических и
других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи
фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или
слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|