алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели
решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к
уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения
текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения
алгебраического компонента и его независимого изучения.
Это изучение осуществлялось уже в другую эпоху сначала арабскими
математиками (VI—Х вв. н. э.), выделившими характерные действия,
посредством которых уравнения приводились к стандартному виду (приведение
подобных членов, перенос членов из одной части уравнения в другую с
переменой знака), а затем европейскими математиками Возрождения, в итоге
длительного поиска создавшими язык современной алгебры (использование букв,
введение символов арифметических операций, скобок и т. д.). На рубеже
XVI—XVII вв. алгебра как специфическая часть математики, обладающая своим
предметом, методом, областями приложения, была уже сформирована. Дальнейшее
ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании
методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с
понятиями других разделов математики. В этом процессе все яснее становилась
важность роли, которую играло понятие уравнения в системе алгебраических
понятий.
Открытие координатного метода (Декарт, XVII в.) и последовавшее за ним
развитие аналитической геометрии позволили применить алгебру не только к
задачам, связанным с числовой системой, но и к изучению различных
геометрических фигур. Эта линия развития алгебры упрочила положение
уравнения как ведущего алгебраического понятия, которое связывалось теперь
уже с тремя главными областями своего возникновения и функционирования:
a) уравнение как средство решения текстовых задач;
b) уравнение как особого рода формула, служащая в алгебре объектом
изучения;
c) уравнение как формула, которой косвенно определяются числа или
координаты точек плоскости (пространства), служащие его решением.
Каждое кз этих представлений оказалось в том или ином отношении полезным.
Таким образом, уравнение как общематематическое понятие многоаспектно,
причем ни один из аспектов нельзя исключить из рассмотрения, особенно если
речь идет о проблемах школьного математического образования.
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения,
его изучение в современной методике математики организовано в содержательно
- методическую линию — линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются
вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных
методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой,
функциональной и другими линиями школьного курса математики.
Выделенным областям возникновения и функционирования понятия уравнения в
алгебре соответствуют три основных направления развертывания линии
уравнений и неравенств в школьном курсе математики.
а) Прикладная направленность линии уравнений раскрывается главным образом
при изучении алгебраического метода решения текстовых задач. Этот метод
широко применяется в школьной математике, поскольку он связан с обучением
приемам, используемым в приложениях математики.
В настоящее время ведущее положение в приложениях математики занимает
математическое моделирование. Используя это понятие, можно сказать, что
прикладное значение уравнений, их систем определяется тем, что они являются
основной частью математических средств, используемых в математическом
моделировании.
б) Теоретико-математическая направленность линии уравнений раскрывается в
двух аспектах: во-первых, в изучении наиболее важных классов уравнений, и
их систем и, во-вторых, в изучении обобщенных понятий и методов,
относящихся к линии в целом. Оба эти аспекта необходимы в курсе школьной
математики. Основные классы уравнений связаны с простейшими и одновременно
наиболее важными математическими моделями. Использование обобщенных понятий
и методов позволяет логически упорядочить изучение линии в целом, поскольку
они описывают то общее, что имеется в процедурах и приемах решения,
относящихся к отдельным классам уравнений, неравенств, систем. В свою
очередь, эти общие понятия и методы опираются на основные логические
понятия: неизвестное, равенство, равносильность, логическое следование,
которые также должны быть раскрыты в линии уравнений
в) Для линии уравнений характерна направленность на установление связей с
остальным содержанием курса математики. Эта линия тесно связана с числовой
линией. Основная идея, реализуемая в процессе установления взаимосвязи этих
линий,— это идея последовательного расширения числовой системы. Все
числовые области, рассматриваемые в школьной алгебре и началах анализа, за
исключением области всех действительных чисел, возникают в связи с решением
каких-либо уравнений и их систем. Области иррациональных и логарифмических
выражений связаны соответственно с уравнениями хk = b (k - натуральное
число, большее 1) и ax=b.
Связь линии уравнений с числовой линией двусторонняя. Приведенный пример
показывает влияние уравнений на развертывание числовой системы. Обратное
влияние проявляется в том, что каждая вновь введенная числовая область
расширяет возможности составления и решения различных уравнений. Например,
введение арифметического квадратного корня из рациональных чисел позволяет
записывать корни не только уравнений вида х2 = b, где b—неотрицательное
рациональное число, но и любых квадратных уравнений с рациональными
коэффициентами и неотрицательным дискриминантом.
Линия уравнений тесно связана также и с функциональной линией. Одна из
важнейших таких связей — приложения методов, разрабатываемых в линии
уравнений, к исследованию функции (например, к заданиям на нахождение
области определения некоторых функций, их корней, промежутков
знакопостоянства и т. д.). С другой стороны, функциональная линия оказывает
существенное влияние как на содержание линии уравнений и неравенств, так и
на стиль ее изучения. В частности, функциональные представления служат
основой привлечения графической наглядности к решению и исследованию
уравнений, неравенств и их систем.
С функциональной линией непосредственно связан также и небольшой круг
вопросов школьного курса математики, относящихся к дифференциальным и
функциональным уравнениям. Сама возможность возникновения дифференциального
уравнения кроется в наличии операции дифференцирования (может быть
поставлен вопрос о нахождении для заданной функции ( другой функции F,
такой, что F' (x)=f (х)).
Однако сама по себе возможность выделения дифференциальных уравнений в
школьном курсе математики еще не следует из того факта, что имеются
формальные основания для их рассмотрения. Как известно, теория
дифференциальных уравнений обладает большой сложностью. В школьном обучении
эта теория представлена лишь своими начальными частями, которые не образуют
связного целого, а относятся к различным конкретным, по большей части
прикладным вопросам.
По-видимому, понятие дифференциального уравнения допускает более
широкое представление в школьном курсе. В настоящее время этот вопрос
является открытой методической проблемой.
В отличие от дифференциальных функциональные уравнения (неизвестным в
которых, так же как и в дифференциальных, является функция) почти не
представлены в школьном курсе математики. Единичные задания, связанные с
этим классом уравнений, могут быть использованы при рассмотрении
показательной функции, в связи с понятием обратной функции и др.
В качестве последнего примера отметим взаимосвязь линии уравнений с
алгоритмической линией. Влияние же алгоритмической линии на линию уравнений
заключается прежде всего в возможности использования ее понятий для
описания алгоритмов решения уравнений и систем различных классов.
§ 3. Основные понятия линии уравнений
1. О трактовке понятия уравнения.
Понятие уравнения относится к важнейшим общематематическим понятиям.
Именно поэтому затруднительно предложить его определение, одновременно и
строгое с формальной точки зрения, и доступное для учащихся, приступающих к
овладению школьным курсом алгебры.
Логико-математическое определение уравнения можно привести в такой форме:
пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, х —
переменная на М; тогда уравнением на множестве М относительно х называется
предикат вида а(х)=b (х), где а(х) и b(х)—термы относительно заданных
операций, в запись которых входит символ х. Аналогично определяется
уравнение от двух переменных и т. д.
Принятым в логике терминам «терм» и «предикат» соответствуют термины
школьной математики «выражение» и «предложение с переменной». Поэтому
наиболее близко к приведенному формальному определению следующее
определение: «Предложение с переменной, имеющее вид равенства между двумя
выражениями с этой переменной, называется уравнением»
Анализируя приведенное математическое определение уравнения, можно
выделить в нем два компонента. Первый состоит в том, что уравнение — это
особого рода предикат. Второй уточняет, какого именно рода: это равенство,
соединяющее два терма, причем термы также имеют определенный специальный
вид. При изучении материала, относящегося к линии уравнений и неравенств,
оба компонента играют значительную роль.
Первый — смысловой компонент, важен прежде всего для уяснения понятия
корня уравнения. Кроме того, смысловой компонент почти всегда используется
при обоснованbи корректности того или иного преобразования уравнения.
Второй компонент относится к формальным особенностям записи, изображающей
уравнение. Назовем этот компонент знаковым. Он важен в случаях, когда
запись уравнения подвергается различным преобразованиям: зачастую такие
преобразования производятся чисто механически, без обращения к их смыслу.
Возможность использования в школьном обучении подхода к понятию
уравнения, включающего явно упоминание о предложении с переменной, зависит
от присутствия этого термина и терминов «истина», «ложь» в обязательном
материале курса математики. Если их нет, то привести подобное определение
невозможно. В этом случае смысловой компонент понятия уравнения переходит в
определение другого понятия, тесно связанного с понятием уравнения,— корня
уравнения. Получается система из двух терминов: термин «уравнение» несет в
себе признаки знакового компонента, а термин «корень уравнения» учитывает
смысловой компонент. Такое определение приведено, например, в учебнике
Колмогорова А. Н. "Алгебра и начала анализа"[с. 330]: «Равенство с
переменной называется уравнением. Значение переменной, при котором
равенство с переменной обращается в верное числовое равенство, называется
корнем уравнения»..
Часто, особенно в начале систематического курса алгебры, понятие
уравнения вводится посредством выделения его из алгебраического метода
решения задач. В этом случае независимо от того, каков текст определения,
существенным оказывается подход к понятию уравнения, при котором оно
представляет косвенную форму задания некоторого неизвестного числа,
имеющего в соответствии с сюжетом задачи конкретную интерпретацию.
Например, понятие уравнения вводится на материале текстовой задачи:
«Конверт с новогодней открыткой стоит 17 к. Конверт дешевле открытки на 5
к. Найти стоимость открытки». Переход к определению уравнения
осуществляется на основе анализа некоторых формальных особенностей записи
.х+(х-—5)= 17, выражающей содержание данной задачи в алгебраической форме.
С помощью этого же сюжета вводится и понятие корня уравнения. Вот эти
определения: «Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой,
называется уравнением. Корнем уравнения называется то значение
неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство».
Указанный способ введения понятия уравнения соответствует еще одному
компоненту понятия уравнения — прикладному.
Помимо выделенных компонентов понятия уравнения (смыслового, знакового,
прикладного), в школьной математике большую роль играет компонент, при
котором уравнение трактуется как равенство двух функций. Его роль
проявляется в изучении графического метода решения уравнений. Однако в
известных нам учебниках алгебры этот компонент не кладется в основу
определения уравнения.
Еще один подход к определению понятия уравнения получается при
сопоставлении области определения уравнения и множества его корней. Обычно
множество корней уравнения — собственное подмножество его области
определения. С другой стороны, при решении уравнений приходится
использовать преобразования, которые опираются на тождества, т. е. на
равенства, истинные на всей области определения. Выделенное здесь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|