на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах

алгебраических представлений. Например, вавилонские вычислители умели

решать задачи, сводящиеся с точки зрения современной классификации к

уравнениям второй степени. Таким образом, был создан метод решения

текстовых задач, послуживший в дальнейшем основой для выделения

алгебраического компонента и его независимого изучения.

Это изучение осуществлялось уже в другую эпоху сначала арабскими

математиками (VI—Х вв. н. э.), выделившими характерные действия,

посредством которых уравнения приводились к стандартному виду (приведение

подобных членов, перенос членов из одной части уравнения в другую с

переменой знака), а затем европейскими математиками Возрождения, в итоге

длительного поиска создавшими язык современной алгебры (использование букв,

введение символов арифметических операций, скобок и т. д.). На рубеже

XVI—XVII вв. алгебра как специфическая часть математики, обладающая своим

предметом, методом, областями приложения, была уже сформирована. Дальнейшее

ее развитие, вплоть до нашего времени, состояло в совершенствовании

методов, расширении области приложений, уточнении понятий и связей их с

понятиями других разделов математики. В этом процессе все яснее становилась

важность роли, которую играло понятие уравнения в системе алгебраических

понятий.

Открытие координатного метода (Декарт, XVII в.) и последовавшее за ним

развитие аналитической геометрии позволили применить алгебру не только к

задачам, связанным с числовой системой, но и к изучению различных

геометрических фигур. Эта линия развития алгебры упрочила положение

уравнения как ведущего алгебраического понятия, которое связывалось теперь

уже с тремя главными областями своего возникновения и функционирования:

a) уравнение как средство решения текстовых задач;

b) уравнение как особого рода формула, служащая в алгебре объектом

изучения;

c) уравнение как формула, которой косвенно определяются числа или

координаты точек плоскости (пространства), служащие его решением.

Каждое кз этих представлений оказалось в том или ином отношении полезным.

Таким образом, уравнение как общематематическое понятие многоаспектно,

причем ни один из аспектов нельзя исключить из рассмотрения, особенно если

речь идет о проблемах школьного математического образования.

Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения,

его изучение в современной методике математики организовано в содержательно

- методическую линию — линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются

вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных

методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой,

функциональной и другими линиями школьного курса математики.

Выделенным областям возникновения и функционирования понятия уравнения в

алгебре соответствуют три основных направления развертывания линии

уравнений и неравенств в школьном курсе математики.

а) Прикладная направленность линии уравнений раскрывается главным образом

при изучении алгебраического метода решения текстовых задач. Этот метод

широко применяется в школьной математике, поскольку он связан с обучением

приемам, используемым в приложениях математики.

В настоящее время ведущее положение в приложениях математики занимает

математическое моделирование. Используя это понятие, можно сказать, что

прикладное значение уравнений, их систем определяется тем, что они являются

основной частью математических средств, используемых в математическом

моделировании.

б) Теоретико-математическая направленность линии уравнений раскрывается в

двух аспектах: во-первых, в изучении наиболее важных классов уравнений, и

их систем и, во-вторых, в изучении обобщенных понятий и методов,

относящихся к линии в целом. Оба эти аспекта необходимы в курсе школьной

математики. Основные классы уравнений связаны с простейшими и одновременно

наиболее важными математическими моделями. Использование обобщенных понятий

и методов позволяет логически упорядочить изучение линии в целом, поскольку

они описывают то общее, что имеется в процедурах и приемах решения,

относящихся к отдельным классам уравнений, неравенств, систем. В свою

очередь, эти общие понятия и методы опираются на основные логические

понятия: неизвестное, равенство, равносильность, логическое следование,

которые также должны быть раскрыты в линии уравнений

в) Для линии уравнений характерна направленность на установление связей с

остальным содержанием курса математики. Эта линия тесно связана с числовой

линией. Основная идея, реализуемая в процессе установления взаимосвязи этих

линий,— это идея последовательного расширения числовой системы. Все

числовые области, рассматриваемые в школьной алгебре и началах анализа, за

исключением области всех действительных чисел, возникают в связи с решением

каких-либо уравнений и их систем. Области иррациональных и логарифмических

выражений связаны соответственно с уравнениями хk = b (k - натуральное

число, большее 1) и ax=b.

Связь линии уравнений с числовой линией двусторонняя. Приведенный пример

показывает влияние уравнений на развертывание числовой системы. Обратное

влияние проявляется в том, что каждая вновь введенная числовая область

расширяет возможности составления и решения различных уравнений. Например,

введение арифметического квадратного корня из рациональных чисел позволяет

записывать корни не только уравнений вида х2 = b, где b—неотрицательное

рациональное число, но и любых квадратных уравнений с рациональными

коэффициентами и неотрицательным дискриминантом.

Линия уравнений тесно связана также и с функциональной линией. Одна из

важнейших таких связей — приложения методов, разрабатываемых в линии

уравнений, к исследованию функции (например, к заданиям на нахождение

области определения некоторых функций, их корней, промежутков

знакопостоянства и т. д.). С другой стороны, функциональная линия оказывает

существенное влияние как на содержание линии уравнений и неравенств, так и

на стиль ее изучения. В частности, функциональные представления служат

основой привлечения графической наглядности к решению и исследованию

уравнений, неравенств и их систем.

С функциональной линией непосредственно связан также и небольшой круг

вопросов школьного курса математики, относящихся к дифференциальным и

функциональным уравнениям. Сама возможность возникновения дифференциального

уравнения кроется в наличии операции дифференцирования (может быть

поставлен вопрос о нахождении для заданной функции ( другой функции F,

такой, что F' (x)=f (х)).

Однако сама по себе возможность выделения дифференциальных уравнений в

школьном курсе математики еще не следует из того факта, что имеются

формальные основания для их рассмотрения. Как известно, теория

дифференциальных уравнений обладает большой сложностью. В школьном обучении

эта теория представлена лишь своими начальными частями, которые не образуют

связного целого, а относятся к различным конкретным, по большей части

прикладным вопросам.

По-видимому, понятие дифференциального уравнения допускает более

широкое представление в школьном курсе. В настоящее время этот вопрос

является открытой методической проблемой.

В отличие от дифференциальных функциональные уравнения (неизвестным в

которых, так же как и в дифференциальных, является функция) почти не

представлены в школьном курсе математики. Единичные задания, связанные с

этим классом уравнений, могут быть использованы при рассмотрении

показательной функции, в связи с понятием обратной функции и др.

В качестве последнего примера отметим взаимосвязь линии уравнений с

алгоритмической линией. Влияние же алгоритмической линии на линию уравнений

заключается прежде всего в возможности использования ее понятий для

описания алгоритмов решения уравнений и систем различных классов.

§ 3. Основные понятия линии уравнений

1. О трактовке понятия уравнения.

Понятие уравнения относится к важнейшим общематематическим понятиям.

Именно поэтому затруднительно предложить его определение, одновременно и

строгое с формальной точки зрения, и доступное для учащихся, приступающих к

овладению школьным курсом алгебры.

Логико-математическое определение уравнения можно привести в такой форме:

пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, х —

переменная на М; тогда уравнением на множестве М относительно х называется

предикат вида а(х)=b (х), где а(х) и b(х)—термы относительно заданных

операций, в запись которых входит символ х. Аналогично определяется

уравнение от двух переменных и т. д.

Принятым в логике терминам «терм» и «предикат» соответствуют термины

школьной математики «выражение» и «предложение с переменной». Поэтому

наиболее близко к приведенному формальному определению следующее

определение: «Предложение с переменной, имеющее вид равенства между двумя

выражениями с этой переменной, называется уравнением»

Анализируя приведенное математическое определение уравнения, можно

выделить в нем два компонента. Первый состоит в том, что уравнение — это

особого рода предикат. Второй уточняет, какого именно рода: это равенство,

соединяющее два терма, причем термы также имеют определенный специальный

вид. При изучении материала, относящегося к линии уравнений и неравенств,

оба компонента играют значительную роль.

Первый — смысловой компонент, важен прежде всего для уяснения понятия

корня уравнения. Кроме того, смысловой компонент почти всегда используется

при обоснованbи корректности того или иного преобразования уравнения.

Второй компонент относится к формальным особенностям записи, изображающей

уравнение. Назовем этот компонент знаковым. Он важен в случаях, когда

запись уравнения подвергается различным преобразованиям: зачастую такие

преобразования производятся чисто механически, без обращения к их смыслу.

Возможность использования в школьном обучении подхода к понятию

уравнения, включающего явно упоминание о предложении с переменной, зависит

от присутствия этого термина и терминов «истина», «ложь» в обязательном

материале курса математики. Если их нет, то привести подобное определение

невозможно. В этом случае смысловой компонент понятия уравнения переходит в

определение другого понятия, тесно связанного с понятием уравнения,— корня

уравнения. Получается система из двух терминов: термин «уравнение» несет в

себе признаки знакового компонента, а термин «корень уравнения» учитывает

смысловой компонент. Такое определение приведено, например, в учебнике

Колмогорова А. Н. "Алгебра и начала анализа"[с. 330]: «Равенство с

переменной называется уравнением. Значение переменной, при котором

равенство с переменной обращается в верное числовое равенство, называется

корнем уравнения»..

Часто, особенно в начале систематического курса алгебры, понятие

уравнения вводится посредством выделения его из алгебраического метода

решения задач. В этом случае независимо от того, каков текст определения,

существенным оказывается подход к понятию уравнения, при котором оно

представляет косвенную форму задания некоторого неизвестного числа,

имеющего в соответствии с сюжетом задачи конкретную интерпретацию.

Например, понятие уравнения вводится на материале текстовой задачи:

«Конверт с новогодней открыткой стоит 17 к. Конверт дешевле открытки на 5

к. Найти стоимость открытки». Переход к определению уравнения

осуществляется на основе анализа некоторых формальных особенностей записи

.х+(х-—5)= 17, выражающей содержание данной задачи в алгебраической форме.

С помощью этого же сюжета вводится и понятие корня уравнения. Вот эти

определения: «Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой,

называется уравнением. Корнем уравнения называется то значение

неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство».

Указанный способ введения понятия уравнения соответствует еще одному

компоненту понятия уравнения — прикладному.

Помимо выделенных компонентов понятия уравнения (смыслового, знакового,

прикладного), в школьной математике большую роль играет компонент, при

котором уравнение трактуется как равенство двух функций. Его роль

проявляется в изучении графического метода решения уравнений. Однако в

известных нам учебниках алгебры этот компонент не кладется в основу

определения уравнения.

Еще один подход к определению понятия уравнения получается при

сопоставлении области определения уравнения и множества его корней. Обычно

множество корней уравнения — собственное подмножество его области

определения. С другой стороны, при решении уравнений приходится

использовать преобразования, которые опираются на тождества, т. е. на

равенства, истинные на всей области определения. Выделенное здесь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.