создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных
связей, что положительно влияет на психологический климат в школе. [26,
227]
Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по ИЯ
Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В
процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников,
готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той
или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и
учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в
диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное
содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все
богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом
случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее
материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические
конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной
работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует
привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и
практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания,
воспитывает общественную активность школьников. [25, 101].
Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего
числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть
не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.
В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и
непараллельных классов.
Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство
лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным
обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее
правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной
интонации, простоты, научности, доступности, четкости.
Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми, как правило, по
параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу в своих
группах.
Одновременно с достаточно разнообразными формами внеклассной работы,
в которых заняты практически все учащиеся группы, в школе необходимо
разработать системы внеклассных мероприятий направленных на стимулирование
учащихся к достижению высоких личных результатов. Все проводимые конкурсы,
в которых каждый ученик может принять участие индивидуально, можно
разделить на 4 группы:
. лексические (2-11 классы)
. грамматические (3-11 классы)
. фонетические (3-9 классы)
. творческие (3-11 классы)
Несомненно, складывающуюся систему внеклассной работы необходимо
совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший
результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные
возможности для творчества, как учителя, так и учащихся.
Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети.
Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные
дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями или нарушениями
процесса социализации. К ним относят: «а) неуспевающих; б)
недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г)
болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; е) педагогически
запущенных; ж) социально запущенных; з) несовершеннолетних
правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся,
опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может
сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство,
пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют
детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони»,
«лентяи», «гордецы» и т.д.)». [24, 218].
Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно:
1) в конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом;
2) в аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся
объектом общественного осуждения;
3) в педагогически несостоятельных семьях, в которых отношения между
супругами и детьми сравнительно благоприятные, но способы
воспитательного воздействия неправильны (родители в таких семьях
чрезмерно потакают детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной
строгости; возможна и ситуация, когда родители просто «разводят
руками», не зная, как воздействовать на ребенка;
4) семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный
уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218].
Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью,
ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и
даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у
таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что
учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой
задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и
во внеурочное время. [29, 52].
Здесь можно сослаться на педагогический опыт учителя английского языка
Л.Н. Шабановой. С 1994г. она уделяет особое внимание работе с детьми из
«неблагополучных» семей. Администрация школы №34 г. Зеленограда полностью
поддержала её. Людмила Николаевна проводит еженедельно 3 часа
индивидуальных занятий с учащимися V—VI классов и 2 часа факультативных
занятий с учащимися X классов. Эти часы входят в дополнительную учебную
нагрузку педагога и оплачиваются соответствующим образом. Ежегодный план
работы включает следующее:
1. Изучение психологических особенностей детей.
2. Знакомство с семьями ребят.
3. Развитие личности каждого ребенка посредством вовлечения его во
внеклассную работу по английскому языку. [29, 52]
В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы
с «трудными» детьми. В связи с этим, мы бы рекомендовали, прежде всего,
общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их
отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их
участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им
посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников,
добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка,
подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш
взгляд, наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют
«трудные» дети могли бы быть следующие дела:
. театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не
только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей,
звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов);
. игровая деятельность (игры помогают замкнутым и ранимым детям
обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни, а
гиперактивным и даже агрессивным детям получить опыт
«окультуривания» собственных чувств и поведения, благодаря
соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости действовать
по определённому плану и приучают к дисциплинированности и
ответственности);
. выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети
«Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д.
Выводы: в первой главе дипломной работы мы рассмотрели внеклассную
работу по иностранному языку с точки зрения педагогической системы и
педагогического явления. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
внеклассная воспитательная работа по ИЯ является неотъемлемой частью
педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития
школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и
эмоционально-волевого. Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и задачи и
строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы по ИЯ
ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её
логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы по ИЯ
предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников.
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения
иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной
деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,
преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное
влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает
возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с
единомышленниками. [8, 54].
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире;
даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так
высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Цель:
. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.
Задачи:
. Активизировать рече-мыслительную деятельность учащихся.
. Расширить кругозор и обогатить лексический запас.
. Воспитать культуру общения
Психологические аспекты игры
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
. развлекательную (это основная функция игры - развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
. коммуникативную: освоение диалектики общения;
. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
. диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
. социализации: включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата (процедурное
удовольствие);
. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности («поле творчества»);
. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);
. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития. [8, 112].
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и
элементами соревновательности, удовлетворения потребности в
самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|