коммуникативные и организаторские склонности, способы реагирования
в конкретных ситуациях.
3. Проанализировать как в объединениях типа детских театров мод
осуществляется воспитание девочек и в каком направлении оно идет,
узнать, помогает ли театр мод формированию и раскрытию в девочках
тех качеств и черт, которые входят в широкое понятие
«женственность».
4. Разработать и предложить специальную программу , которая
непосредственно влияла бы на формирование женственности и помогла бы
воспитанию в девочках роли женщины, матери, жены и друга.
5. Выявление специфических возможностей театра моды в женском
воспитании.
У меня возникла гипотеза, что детские театры мод обладают
специфическими возможностями в воспитании таких черт характера, как
эмпатийность, общительность, коммуникативность и умение находить
правильное решение в конфликтной ситуации.
Надеюсь, что в процессе написания моей дипломной работы и в ходе
моей дальнейшей деятельности в детском театре мод я сумею разрешить
поставленные задачи и моя гипотеза подтвердится.
1. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11
веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла
девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя
Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь , но
женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих
поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам -
«отрокам и девицам». С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее
образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При
Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в
которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано
монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек,
сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .
В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и
Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись
частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в
России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом
общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда
в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество
благородных девиц.
Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения
для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу
1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако,
число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315
училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них
приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не
смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском
образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного
образования.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние
учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было
предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось
не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях
крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.
Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19
века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное
противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы
К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему
закрытого привилегированного женского образования, её косность,
узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения
(чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к
русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего
равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный,
открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько
расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения
девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов
Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского
образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались
доступными только для девочек из состоятельных семей.
В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости
обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден
особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и
девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с
мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863
году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833
девочек.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских
женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.
Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей
в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году
женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
Важным событием в истории женского образования является первый
Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в
1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система
образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и
мужчин в образовании.
Таблица 1.1.
Динамика роста образованности женского населения России
(середина 19 века – начало 20 века)
| |1856 г. |1896 г. |1911 г. |
|Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |
|Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |
|Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |
После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся
девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса
женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать
специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи
1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской
местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин
национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,
среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.
1.1. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - начало
XX вв.)
1.1.1. Смольный институт.
Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение
закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге
при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием
«Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились
дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.
Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования
его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,
которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала
увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов
на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в
институте чисто женскими.
С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,
привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются
не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь
усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед
царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.
В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была
преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт
класс с педагогическим уклоном.
Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,
провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-
воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные
уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.
Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний
Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907
гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.
1.1.2. Женские гимназии
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько
соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у
многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об
основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли
или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,
где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с
мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На
эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и
энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -
Н.А.Вышнеградский.
В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного
заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для
основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную
плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института
свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы
для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы
уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал
найти в одном из частных домов, ближайших к институту.
Для образца такое женское училище было устроено на следующих
основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии
Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,
подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по
назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного
наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная
надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего
педагогического персонала утверждалось попечителем.
К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект
определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись
средства для открытия параллельных классов.
Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,
словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,
французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,
пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у
меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной
дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были
необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная
плата.
Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,
К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать
ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое
значение они предавали естественным наукам.
Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней
учительницы».
В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских
гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении
приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к
«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году
«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|