на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Женское образование в России

коммуникативные и организаторские склонности, способы реагирования

в конкретных ситуациях.

3. Проанализировать как в объединениях типа детских театров мод

осуществляется воспитание девочек и в каком направлении оно идет,

узнать, помогает ли театр мод формированию и раскрытию в девочках

тех качеств и черт, которые входят в широкое понятие

«женственность».

4. Разработать и предложить специальную программу , которая

непосредственно влияла бы на формирование женственности и помогла бы

воспитанию в девочках роли женщины, матери, жены и друга.

5. Выявление специфических возможностей театра моды в женском

воспитании.

У меня возникла гипотеза, что детские театры мод обладают

специфическими возможностями в воспитании таких черт характера, как

эмпатийность, общительность, коммуникативность и умение находить

правильное решение в конфликтной ситуации.

Надеюсь, что в процессе написания моей дипломной работы и в ходе

моей дальнейшей деятельности в детском театре мод я сумею разрешить

поставленные задачи и моя гипотеза подтвердится.

1. ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11

веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла

девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя

Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь , но

женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих

поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам -

«отрокам и девицам». С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее

образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При

Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в

которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано

монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек,

сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и

Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись

частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в

России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом

общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда

в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество

благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения

для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу

1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако,

число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315

училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них

приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не

смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском

образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного

образования.

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние

учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было

предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось

не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях

крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.

Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19

века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное

противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы

К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы

Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему

закрытого привилегированного женского образования, её косность,

узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения

(чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к

русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего

равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный,

открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько

расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения

девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов

Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского

образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались

доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости

обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден

особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и

девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с

мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863

году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833

девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских

женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.

Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей

в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году

женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным событием в истории женского образования является первый

Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в

1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система

образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и

мужчин в образовании.

Таблица 1.1.

Динамика роста образованности женского населения России

(середина 19 века – начало 20 века)

| |1856 г. |1896 г. |1911 г. |

|Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |

|Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |

|Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |

После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся

девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса

женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать

специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи

1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской

местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин

национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,

среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

1.1. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - начало

XX вв.)

1.1.1. Смольный институт.

Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение

закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге

при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием

«Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились

дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования

его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,

которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала

увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов

на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в

институте чисто женскими.

С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,

привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются

не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь

усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед

царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была

преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт

класс с педагогическим уклоном.

Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,

провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-

воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные

уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.

Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний

Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907

гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.

1.1.2. Женские гимназии

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько

соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у

многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об

основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли

или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,

где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с

мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На

эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и

энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -

Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного

заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для

основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную

плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института

свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы

для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы

уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал

найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих

основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии

Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,

подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по

назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного

наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная

надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего

педагогического персонала утверждалось попечителем.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект

определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись

средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,

словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,

французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,

пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у

меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной

дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были

необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная

плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,

К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать

ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое

значение они предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней

учительницы».

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских

гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении

приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к

«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году

«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.