на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Женское образование в России

традиционной схемой. С половой ролью связаны те ожидания, которые в

известной степени автоматически передаются им окружением в процессе

воспитания.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия

биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и

гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные

обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания,

когнитивное и эмоциональное развитие определяют ритм процесса, обеспечивая

механизмы переработки информации. Специфическое для пола поведение

складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями

служат родители и другие референтные личности. Для периода взросления

характерны

- повышение восприимчивости к социальной обстановке и

отношениям между людьми;

- усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов

социальных ролей.

Полоролевое поведение в период взросления отличается следующими

признаками:

. Рост интереса к другому полу: если 8—10-летние выбирают для игр и

других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними

пола, то 13 —14-летние — противоположного. Такое предпочтение

выражено в одинаковой степени, как у мальчиков, так и у девочек.

. Все большее использование форм поведения, прямо или косвенно

связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные

виды психосексуальной деятельности, а косвенно — вторичные ролевые

атрибуты типа состязаний и поединков у мальчиков, интереса к

нарядам и домашнему хозяйству у девочек.

. Опережающее, устойчивое и более персонифицированное усвоение

половой роли девочками. Это связывают, как правило, с более сильным

и непрерывным влиянием на них матерей по сравнению с отцовским

влиянием на мальчиков. Из-за частого отсутствия отцов в доме, у

мальчиков меньше возможностей стойкой и персонифицированной

идентификации с ними. Это ведет к их большей ориентации на

общекультурный стереотип мужественности и к меньшему отождествлению

мужского поведения с личностью отца. Это совпадает с данными

некоторых работ, демонстрирующих большее сходство в процессе

идентификации дочери с матерью, чем сына с отцом.

Семья важна как источник родительского примера для подражания и

влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения

родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли. При

этом особенно важен возраст от трех до пяти лет. Братья и сестры могут

способствовать как поляризации ролей, так и нейтрализации их различий.

Например, усвоение мужской роли мальчиком более выражено в окружении

братьев и менее — при наличии и братьев, и сестер.

3.4.2. Особенности взросления женщин

Определения юности и «психосоциального моратория» ориентируются

преимущественно на типичные (профессионально нацеленные) мужские биографии:

юность рассматривается, как время подготовки к квалифицированной работе,

которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. В развитии женщины

едва ли возникает подобная ситуация. Поэтому специфически женский ход

взросления обычно не рассматривали или же считали его вариантом, а во

многих отношениях противоположностью развитию мужчины.

Формальное равенство игнорирует половые различия в условиях

существования. Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы, что

вытекает из особенностей их функций при продолжении рода, и в основном

соответствуют сложившимся в европейской традиции полоролевым стереотипам.

Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их

сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным.

Важнейший аспект женской роли — привязанность к семье и домашнему

хозяйству. В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего

хозяйства для женщины утратило абсолютный характер.

Работа ради заработка, по крайней мере, в какой-то определенный

период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то

время как ее «семейная фаза» сократилась, в том числе и вследствие

уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную

деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение

образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная

ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих

тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это

ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватым внешними и

внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к

сопереживанию и т. д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и

т. п. Девушки недостаточно подготовлены к разрешению подобных конфликтов.

3.5. Семейные конфликты.

Все старшие подростки предъявляют чрезмерные требования к родителям.

Все хотят того, чтобы соответствовали они определенному стандарту. Все

хотели бы гордится ими. И все же требования адресованные родителям

мальчиками, не идут ни в какое сравнение с теми требованиями, что

предъявляют к ним постоянно девочки. Естественно, далеко не у всех матерей

и, особенно, отцов в таких условиях хватает выдержки и такта, и один

конфликт следует за другим, причем разрешаются эти конфликты мирным путем

далеко не всегда.

Семейные конфликты возникают по вполне конкретным поводам. Так,

примерно, 80% молодых людей расценивает воспитательный стиль своих

родителей как через чур ограниченный, около половины опрошенных считает их

старомодными и только малая часть относится к ним негативно. Частые

конфликты с отцом отмечены у шестой части мальчиков и пятой части девочек.

Также отношения с матерью у последних несколько тяжелее. Около 18%

мальчиков регулярно спорят с отцом и 13% - с матерью.

Особые проблемы девушек в отношениях с родителями следующие:

. Девушки обычно в большей степени участвуют и заботах о хозяйстве и

семье (присмотр за малышами) и поэтому имеют меньше свободного

времени, чем юноши. Это особенно выражено в сельской местности.

Отсюда — множество конфликтов с матерями. Хотя проблемы двойной

загруженности женщин семейными и хозяйственными обязанностями

хорошо известны, мужья и сегодня редко помогают женам в домашней

работе, к которой почти не привлекаются и сыновья. Эта

односторонность семейной жизни отражается и на отношении родителей

к дочерям. Мать — главный собеседник дочери, однако, большинство

конфликтов происходит именно с ней и, прежде всего по поводу

домашней работы. Матери хотят воспитать дочерей хорошими хозяйками

и, кроме того, ожидают от них помощи. Дочери видят, как мало ценит

домашнюю работу мужская половина семьи и насколько редко она в ней

участвует, поэтому противятся требованиям матерей, хотя в

дальнейшем сами собираются стать хорошими матерями и хозяйками,

исполняя эту роль лишь в своей собственной (будущей) семье.

. Несмотря на либерализацию взглядов на воспитание, особенно в

отношении секса, остались соответствующие поводы для споров;

сохранился и более строгий контроль над дочерьми; по сравнению с

сыновьями, особенно это касается их дружеских связей и поздних

отлучек из дома.

Лишь 17% 15—19-летних девушек могут безоговорочно идентифицировать

себя со своими матерями; 27% отмежевывается от роли жертвы, которую играет

мать, и от неравноправных отношений между родителями. У большинства

преобладает двойственное отношение к матери и желание сочетать в будущем

семью и профессиональную работу. Опыт в области секса дает девушкам сильный

импульс к отделению от семьи.

3.6. Особенности девочек старшего подросткового возраста.

Девочки –старшие подростки:

. в этом именно возрасте начинают обычно менструировать; обретают в этой

связи чувство пола в специфической его форме и утверждаются окончательно

во внутренней позиции женщины;

. в массе своей лишены ещё специфически женских возможностей

самоутверждения, что не мешает им, впрочем, переоценивать значения для

женщины внешней привлекательности;

. обнаруживают потребность нравится; затрачивают немало усилий на ее

удовлетворение, хотя усилия эти чаще всего оказываются тщетными;

. их не игнорируют более своих сверстников, своих – мальчишек; не отвергают

их ухаживаний;

. обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы

по половому признаку; самым поразительным образом сочетают в себе при

этом чувство «женского патриотизма» в специфической его форме с отчетливо

выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к

представителям мужского пола;

. заняты поиском Героя; любят только строго и избирательно; чувство это

окрашено у них в сексуальные тона и приводят к разрушению сексуального

барьера по отношению к любимому; рассчитывают на взаимность;

. восприимчивы к половой морали; озабочены в наращивании нравственного

потенциала;

. высокую этическую требовательность к другим людям сочетают с не менее

ярко выраженной требовательностью к сами себе;

. как правило, не в меру самокритичны; склонны к дипломатической

эквилибристике;

. охотно входят (если представляется к тому возможность) в состав

мальчишеских группировок; избегают состоять членами малых коллективов

старшеклассниц;

. реже, чем сверстники-мальчики, своевольничают; реже бравируют

недостатками, а также реже грубят взрослым;

. в то же время в большей мере, нежели мальчики, эмоционально ранимы и

неуравновешенны и, естественно чаще реагируют аффективным образом;

. чувствительны к колебаниям эмоционального климата в группе;

. большей мере, нежели мальчики склонны к сопереживанию как положительных,

так и отрицательных чувств.

Подводя итог предыдущих двух глав, можно сделать вывод что

психологические различия между юношами и девушками начинают появляться с

раннего детства. Мы видим, что в женщине с детства заложено стремление быть

матерью и желание принять и осознать свою женскую роль.

Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль

будущей женщины и матери. У них более развит инстинкт попечительства,

обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. В раннем

возрасте у девочек проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь,

чем у мальчиков. С самого раннего детства интересы девочек концентрируются

в сфере их непосредственного бытия. Их интересуют прежде всего окружающие

условия жизни и предметы ( дом, соседи, квартира, обстановка ). Значительно

больше интереса девушки проявляют к межличностным отношениям людей. В связи

с этим у них сильнее развит интерес и к внутреннему миру человека, к его

переживаниям, чувствам, образу мыслей. К переживаниям других людей они

проявляют большую чуткость, чем мальчики. В межличностных отношениях они

более активны, коммуникабельны и в конфликтных ситуациях ведут себя менее

агрессивно. Все эти качества и интересы должны поддерживаться и развиваться

в девочке в течении всего периода взросления. Педагоги должны уделять

особое на формирование в девочке роли женщины и матери. Ведь как известно

все начинается с матери. Период детства человечества, у истоков которого

стоит мать, является одним из самых важных в развитии психической жизни

человека, он полон бесчисленных приобретений, открытий во всех сферах

деятельности, период самого вдохновенного исследования мира и самых

глубоких привязанностей к людям, период формирования человеческого

достоинства и отношения к миру.

Вся эта сложнейшая деятельность протекает более успешно в близи

матери, в атмосфере ее любви.

Мать не только кормит ребенка молоком, она кормит его любовью, и

замены ей пока никто не придумал. В лучах этой любви воспитываются добрые

устремления, чистые и благородные чувства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.