на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Женское образование в России

том возрасте, когда мальчики все еще остаются верны детективам и

приключенческой литературе. Юноши ищут в книгах действия, девушки более

интересуются психологией героев, описанием жизни с ее радостями и

горестями. Их больше привлекают книги, где герои нередко страдают, требуют

участия, сочувствия. Психологи отмечают у женщин богатый «внутренний опыт»,

т.е. ведущую роль подсознательной и эмоциональной сферы. Женщина скорее

сошлется на свое «сердце», «женское чутье», чем мужчина. По образному

выражению В.А. Сухомлинского, если мир мальчика окрашен семью цветами

радуги, то у девочки это целая палитра переживаний.

Психологи отмечают у девочек повышенный интерес к «хорошему отношению»,

к чуткости, заботливости. Девочки больше страдают от суровости,

безразличного отношения к ним, чем мальчики. Они очень возмущаются мерами,

унижающими их достоинство, и это не только по отношению к себе, но и по

отношению к кому бы то ни было.

При опросе наиболее отличительными чертами у мальчиков учителя называли

подвижность, прямоту, доверчивость, самостоятельность, безответственность,

позицию «моя хата с краю», тщеславие и др.; у девочек - стремление быть

взрослой, любой ценой обратить на себя внимание, аккуратность, послушание,

исполнительность, склонность к «перемыванию косточек», желание поговорить и

др. Некоторые учителя указывают иногда и на такие противоречивые черты, как

самостоятельность и безответственность (у мальчиков), откровенность и

скрытность (у девочек) и т.п. Все это, безусловно, закономерно, так как

противоречия юношеского возраста - одна из ярких характерных средств. С

другой стороны, наличие в одном коллективе мальчиков и девочек с их

психологическими особенностями помогает учителю корректировать,

«выравнивать» проявления отдельных отрицательных черт характера, таких как

грубость, безответственность, тщеславие, склонность к болтливости,

жеманность, кокетство.

В последствии присущие женщине интуицию, эмоциональность делают ее

незаменимой там, где требуется сформировать межличностные отношения. В

любом коллективе женщины больше, чем мужчины, уделяют времени и душевной

теплоты созданию отношений взаимопомощи, взаимоподдержки, подлинного

взаимопонимания. В этом проявляется особенность их социально-

психологического склада - выбранное историей стремление опекать, помогать,

умение понять «причину причин», поставить себя на место другого.

Девочки более требовательны к своим родителям, чем мальчики. В

отношении к отцу и матери многое зависит от пола. Для большинства юношей

характерна тяга к отцу, что является вполне естественным и оправданным:

общие интересы, взаимопонимание и т.д. Близость с матерью для девочек

благотворна: девочки чувствующие наибольшую близость с матерью, отличаются

высокой доверчивостью в общении с людьми, большей уверенностью в себе, они

менее тревожны и резе испытывают чувство фрустации.

Анализ жизненных планов показал существенные различия между юношами и

девушками. Последние несколько «заземлены», проявляют больше озабоченности

своим будущим, нежели юноши, которые в большей степени склонны переложить

эту ответственность на плечи родителей, обстоятельства и т.д.

Во многом различны и профессиональные интересы юношей и девушек. Здесь

налицо «чисто мужские» - летчик, моряк, физик, радиотехник , механик и т.д.

и чисто «женские» - врач, учитель, воспитатель детского сада, продавец,

модельер и т.д.

Характер полового влечения также различается у юношей и девушек.

Половое влечение - это специфическое отношение представителей одного

пола к представителям другого пола. Стимулом к такому отношению являются

специфические половые особенности представителей противоположного пола,

именно как таковых, а не просто общечеловеческие их особенности. Половое

влечение сначала проявляется в относительно малоспецифичных формах, но

затем специфичность его нарастает. Следует отметить, что само понятие

«половое влечение» отнюдь не одиозно, оно относится к совершенно

нормальному явлению сексуального развития. Не следует лишь, половое

влечение, понимать в завершенной, развитой его форме, которая свойственна

взрослому человеку. Оно есть и у маленького ребенка, у подростка.

У юноши более выражено эротическое чувство, а у девушек - духовный

компонент влечения. Поэтому юноши всегда оценивают у девушки сначала

внешние сексуально привлекательные черты: красоту лица, гармоничное

развитие фигуры. Однако, надо оговориться, что в этой оценке выражается

лишь внешнее проявление юношеской симпатии к девушке. В целом же во

взаимоотношениях с девушкой юноша отдает предпочтение не ее внешним данным,

а нравственным качествам, о чем мы будем говорить ниже.

Отчасти от того, что внешняя привлекательность имеет существенное

значение в установлении отношений с юношами, девушки уделяют много внимания

своей внешности. И к оценке своей внешности другими людьми они очень

чувствительны. Причем необходимо отметить, что повышенная чувствительность

женщин к оценке своей внешности другими развивается и проявляется у них с

самого раннего детства. А бестактные замечания сверстников и взрослых по

поводу внешности девочки могут привести к различного рода ложным

представлениям о своей физической неполноценности.

В некоторой взаимосвязи с интересом к своей внешности находится и

другая психологическая особенность выражения полового влечения у девушек -

кокетство.

В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание

представителей мужского пола. Каждая нормальная женщина испытывает

стремление нравиться, быть замеченной представителями мужского пола. Дело

заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной внешне

пассивная роль. Не принято, чтобы женщина сама начинала ухаживать за

мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим

особенностям женской психики. Однако для того, чтобы мужчина мог проявить

свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей

необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически

женскую восприимчивость (рецептивность).

Следует отметить, что потребность нравиться, хорошо выглядеть выражена

у женщины значительно больше, чем у мужчины. В соответствии с характером

мужской половой роли, мужской психики, мужчина обычно хочет понравиться

конкретной женщине и имеет при этом конкретную цель. Женщина же испытывает

потребность нравиться вообще, что, разумеется, нисколько не исключает ее

желания понравиться конкретному мужчине.

У каждого человека постепенно складывается внутренняя идеальная модель

(или некоторое количество моделей) представителя другого пола, и каждый

конкретный человек с ней более или менее осознанно сопоставляется. С

возрастом идеальная модель становится все более абстрактной и вместе с тем

ожидается все большее соответствие ей конкретного человека, что не всегда

реально. Это может расцениваться как признак ослабления полового влечения

или же, напротив, его зрелости.

При всем этом индивидуальность неизменно является одним из наиболее

притягательных свойств. Как отмечал немецкий ученый Блох: «Действие

выраженной индивидуальности гораздо сильнее, чем действие физической

красоты». Известно, что формально не слишком красивые женщины нередко

пользуются значительно большим успехом, чем их более красивые подруги.

Содержательное и оживленное выражение лица, приятная жестикуляция,

эмоциональность, мелодичный голос, специфически женская чуткость — все это

привлекательно в женщине. При этом правильные черты лица, красивая

внешность не всегда еще означают что-то хорошее. Отсутствие признаков так

называемого «сексуального резонанса» делает красоту пустой,

непривлекательной, попросту скучной. Именно это, кстати, лежит в основе

всем известных расхождений в оценке внешности женщин теми, кто знает их

лично, и теми, кто судит только по фотографии: фотокарточка не передает

богатства и разнообразия мимики, оживленности и многого другого, что

составляет интегральный образ женщины и определяет ее привлекательность.

Любопытны данные, полученные нами, касающиеся оценок качеств своих

будущих «спутников» и «спутниц». Так оценивая юношу как будущего семьянина,

девушки на первые места ставят такие его качества, как верность, доброту,

ум, мужественность.

Юноши более всего ценят в девушках верность, доброту, чуткость,

заботливость, женственность, внешнюю привлекательность.

В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих

женских поступков лежит естественное женское качество - стремление

нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени,

нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках

воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких

качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности,

нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей

становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-

то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов

и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут

реализованы.

Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление

к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного

пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность

проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.

Наши исследования среди девушек показали, что у большинства из них

(около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все-«, и многие из

опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим

с четырех лет и до сих пор».

Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые

подруги, но старая дружба не прерывалась.

В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности.

При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную

деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения

между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя

более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного

компонентов любви у юношей и девушек происходит по разному. У юношей

сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у

мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем

появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной

близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении,

доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше,

чем чувственно-эротические впечатления. Как известно, женская сексуальная

активность проявляется обычно в среднем к 26-30 годам. До 30 лет,

утверждает известный сексолог Л.М. Свядощ, сексуальная активность

формируется у 17%, после 30 лет - у 40%, после 35 лет - у 43% женщин.

При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается

более важной, более значительной, чем физическая близость.

Сказанное выше, естественно, не претендует на всю полноту отражения

различий между юношами и девушками. Но они, на наш взгляд, подтверждают

очень важное положение о том, что пол человека играет огромную роль в его

жизни и деятельности, и могут служить достаточно прочной основой всей его

индивидуальности, а также основой для организации воспитательной работы

среди старшеклассников.

Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о

ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим

«избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее

планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и

трудовой жизни и осознание своей половой роли.

3. Отличия в поведении девочек и мальчиков в период полового созревания и

взросления (подростковый возраст).

Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.