на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Арифметика комплексных чисел (факультативный курс для старших классов средней школы) - (диплом)
p>Проверить для тех случаев, когда б¦в из задания 1, выполняется ли условие, что если б¦в, то N(б)¦N(в).

Среди указанных ниже гауссовых чисел выписать порстые гауссовы числа:

    3i+2, 4i+1, -2i+3, -4i-1, 5+5i;
    -5i+6, 7i+1, 1+5i, -4+i, 3+2i;
    -7-i, 13+i, 4-i, i-1, 2+3i;
    Занятие №8
    ТЕМА: НОД целых гауссовых чисел.

Определение 1: два целых гауссовых числа называются ассоциированными, если они отличаются друг от друга на сомножитель, равный делителю единицы.

Пример: в, -в, iв, -iв – ассоциированные целые гауссовы числа, если в – целое гауссово число.

Определение 2: общим делителем целых гауссовых чисел б1, …, бn называется целое гауссово число г, такое что г¦б1, …, г¦бn.

Определение 3: наибольшим общим делителем целых гауссовых чисел б1, …, бn называется целое гауссово число г, такое что г¦б1, …, г¦бn

    Для любого другого о общего делителя б1, …, бn верно о¦г.

Утверждение: примем без доказательства факт существования НОД у целых гауссовых чисел б и в, хотя бы одно из которых не равно 0, и его представление в виде линейной комбинации этих чисел.

    Т. е. г=бо+вз, г=НОД (б, в); о, з – целые гауссовы числа.

Определение 4: целые гауссовы числа б, в называются взаимно простыми, если их НОД ассоциирован с 1.

Воспользовавшись утверждением, получаем (б, в)=1 тогда и только тогда, когда существуют о, з– целые гауссовы числа, что верно бо+вз=1.

Лемма: если б взаимно просто с в1 и б взаимно просто с в2, то б взаимно просто с в1Чв2.

Доказательство: так как НОД (б, в1) ассоциирован с 1, то по критерию взаимной простоты найдутся такие числа о и з, что 1=об+зв.

т. к. НОД (б, в2) ассоциирован с 1, то найдутся с и ф, что 1= сб+фв Перемножая равенства имеем:

    1=(об+зв1)(сб+фв2)=б(осб+зсв1+офв2)+(зф)(в1в2),

положим г=осб+зсв1+офв2 и д=зф, тогда г и д – целые гауссовы числа и 1=гб+д(в1в2), а это и показывает, что б и в1в2 взаимно простые числа. Лемма доказана.

Следствие: если б взаимно просто с числами в1, в2, …, вk, то б взаимно просто с их произведением. Доказательство: проведем методом математической индукции по числу сомножителей. Если k=2, то утверждение совпадает с леммой

Допустим, утверждение доказано для числа сомножителей < k. Пусть теперь б взаимно просто с в1, в2, …, вk, значит и с в1, в2, …, вk-1. Тогда по предположению индукции б взаимно просто с в1Чв2Ч…Чвk-1 и по условию б взаимно просто с вk, тогда по лемме б взаимно просто с произведением в1Чв2Ч…Чвk, что и требовалось доказать.

Теорема о делении с оcтатком: пусть б, в (в? 0) –два целых гауссовых числа, тогда существуют такие целые гауссовы числа г и с, причем N(с)
    Занятие №9.

ТЕМА: Основная теорема арифметики в кольце гауссовых чисел. Основное свойство простого гауссого числа.

Основная теорема: всякое целое гауссово число б, норма которого больше единицы, разложимо в произведение простых гауссовых чисел б=р1Чp2Ч…Чрk (рi –простые гауссовы числа, не обязательно все различные), причем это разложение единственно с точностью до ассоциированности и порядка следования сомножителей.

    Доказательство:
    Существование разложения: индукция по норме числа б
    а) Если N(б)=2, то б=1+i, где 1+i – простое гауссово число

б) Пусть N(б)=n, а для всех целых гауссовых чисел с меньшей нормой утверждение уже доказано. Тогда или б– простое число и всё доказано, или б=сф, где N(с)

а) Если N(б)=2, то б=1+i, так как если б=x+iy, то N(б)=x2+y2, а это уравнение в целых числах х2+у2=2 имеет ровно 4 решения: х=1, у=1; х=-1, у=-1; х=1, у=-1; х=-1, у=-1;

Эти решения соответствуют гауссовым числам 1+i, -1+i, 1-i, -1-i, которые являются ассоциированными.

б) Предположим, что доказанное свойство уже установлено для всех чисел в, таких что N(в)
    в=б¦рs=р1*…*рs-1=г1*…*гt-1.

Но N(в)

Основное свойство простого гауссова числа: если простое гауссово число р делит произведение гауссовых чисел б и в, то р делит б или р делит в.

Доказательство: р¦бв, следовательно N(р)¦N(бв), а значит N(бв)>N(р)>2. Тогда по основной теореме, бв обладает каноническим разложением. Делимость р¦бв означает, что р входит в каноническое разложение бв, а каноническое разложение произведения есть произведение канонических разложений. Следовательно, р входит в каноническое разложение б или в, т. е. р¦б или р¦в, что и требовалось доказать.

    Занятие №10.
    ТЕМА: Алгоритм факторизации целого гауссова числа.

Лемма 1: всякое простое гауссово число является делителем простого рационального числа.

Доказательство: так как N(б)=бЧб, то при каждом б? 0 верно б¦N(б). Пусть теперь р – простое гауссово число. Тогда р¦N(р). N(р) –рациональное целое число, значит его можно представить как произведение простых рациональных чисел p1*…*ps. Тогда р¦p1*…*ps, по основному свойству простого числа имеем: р¦рi для некоторого i (i=1, 2, …, s). Следовательно, р делит некоторое простое рациональное число.

Лемма 2: норма N(р) простого гауссова числа р является или простым рациональным числом, или квадратом простого рационального числа.

Доказательство: по лемме 1 найдется простое рациональное р, такое, что р¦р, т. е. р=рг. р2=N(p)=N(рг)=N(р)*N(г)

    N(р)*N(г)=p2
    N(р)? 1, т. к. р – простое гауссово число.
    Тогда возможны случаи:
    N(р)=N(г)=p
    N(р)=p2, N(г)=1, что и требовалось доказать.

Утверждение: простое рациональное число р, отличное от 2, не является простым гауссовым числом тогда и только тогда, когда р имеет вид 4k+1.

Алгоритм для выяснения: является ли данное целое гауссово число б простым.

    1. Вычислить N(б)

а) если N(б) – простое рациональное число, то б – простое гауссово число б) если N(б)=p2, где р – простое рационального вида 4k+3, то б – простое гауссово в) во всех остальных случаях б не является простым гауссовым числом.

    Алгоритм факторизации гауссова числа:
    вычислить N(б)

разложить N(б) в произведение простых рациональных чисел р1Ч…Чрs все рi (i=1, 2, …, s) вида 4k+3 оставляем без изменений, а все pj вида 4k+1 раскладываем в сумму двух квадратов: pj=x2+y2 и в ассоциировано с x+yi

    в ассоциировано с y+xi

считаем все возможные произведения полученных в каждом из случаев гауссовых чисел до тех пор, пока не получим число, ассоциированное со сходным числом б.

    Задания
    факторизовать б=7+4i.
    N(б)=72+42=49+16=65=5Ч13
    б=вг, N(в)=5, N(г)=13

5 и 13 – числа вида 4k+1, разложимы в сумму двух квадратов: 5=22+12 и 13=22+32 Возможны случаи: в ассоциировано с 2+i или с 1+2i; г ассоциировано с 3+2i или 3i+2.

    а) в'=1+2i, г'=3+2i

Тогда в'г'=(1+2i)(3+2i)=-1+8i – это число не ассоциировано с 7+4i б) в'=1+2i, г'=2+3i

    Тогда в'г'=(1+2i)(2+3i)=-4+7i=i(7+4i)>в'г'(-i)=7+4i
    Возьмем в=в'(-i)=2-i
    Ответ: 7+4i=(2-i)(2+3i)
    Разложить на простые множители б=-12+6i.
    N(б)=144+36=180=22Ч32Ч5

5 – число вида 4k+1> оно разложимо в сумму двух квадратов: 5=22+12. 3 – число вида 4k+3>оно остается без изменений б=вгдф, где N(в)=N(г)=2, д=3, N(ф)=5 Возможны случаи: в и г ассоциированы с 1-i; ф ассоциировано с 2+i или 1+2i. а) в'=г'=1-i, ф'=2+i

    Тогда в'г'д'ф'=-24-12i – не ассоциировано с –12+6i
    б) в'=1+i, г'=1-i, ф'=1+2i
    Тогда в'г'д'ф'=6+12i=(-i)(-12+6i) > в'г'д'ф'i=-12+6i
    Пусть ф= ф'i=(1+2i)i=-2+i
    -12+6i=(1+i)(1-i)3(-2+i)

§3. Методические рекомендации по проведению факультативного курса “Арифметика комплексных чисел”.

Данный факультативный курс предназначен для изучения в старших классах средней школы, где уже существует определенная база знаний и сформулированы прочные навыки выполнения арифметических операций. Школьники знакомы с различными видами чисел, правилами выполнения возможных операций над ними, изучена теория делимости кольца целых рациональных чисел. Наличие же в данном возрасте более полного, глубокого, разностороннего мышления и возможности самостоятельно выделять общее и частное, благоприятствует восприятию этого факультативного курса.

Первые четыре занятия посвящены знакомству с самими комплексными числами, правилами выполнения действий над ними. Рассматривается тригонометрическая и алгебраическая форма записи комплексных чисел. Целесообразно при объяснении нового материала пользоваться слайдами или плакатами. (см. Приложения). Если класс с углубленным изучением естественно-математических дисциплин, то материал первых четырех занятий можно только повторить, а потом задать вопросы, чтобы проверить уровень усвоения материала.

    Так, например ответы на вопросы:
    Можно ли назвать число –7i противоположным числу 7i?

Какое множество образует пересечение множества всех действительных чисел с множеством всех мнимых?

Как изображается комплексное число на координатной плоскости? покажут уровень усвоения материала и помогут выбрать учителю оптимальный темп каждого урока.

Возможность по-разному формулировать задания способствует сообразительности и находчивости учащихся.

Опираясь на знания полученные при изучении математики и учитывая возраст учащихся, многие вычислительные задания можно предложить школьникам попробовать выполнить самостоятельно, в случае неудачи, учитель дает подсказку. Изучение “традиционной части ” позволяет повторить и закрепить материал программного содержания.

Так например, при рассмотрении тригонометрической формы записи комплексного числа учитель имеет возможность вспомнить с учащимися определения тригонометрических функций, их основные свойства, связь с геометрией, а также повторить тригонометрические формулы, которые вызывают затруднения при запоминании.

Основные понятия этого блока : комплексные числа и действия над ними, число i, мнимые числа, действительные числа, как часть множества комплексных чисел. Главная методическая особенность состоит в том, что комплексные числа определяются как формальные выражения a+bi, где a и b действительные числа. Говорим о формальных выражениях, не приписывая никакого смысла знакам + и i, при помощи которых они составляются.

Эти выражения являются совершенно новыми объектами, и с самого начала надо договориться о том, какие из них считать равными и определять действия над ними. Завершая рассказ о действиях над комплексными числами следует подчеркнуть, что четыре основных действия(сложение, вычитание, умножение и деление) обладают теми же свойствами, что и действия над действительными числами.

Рассматривая выражение вида a+0i, можно убедиться, что их арифметика совпадает с арифметикой действительных чисел. В самом деле, вычисляя сумму и произведение чисел z1= a+0i и z2=с+0i, получим (a+0i)+(с+0i)=(a+c)+0i и (a+0i)( с+0i)=ас+0i, откуда видно, что сумме чисел z1+ z2 соответствует сумма действительных чисел а+с, произведению z1* z2 произведение ас. Поскольку соответствие между комплексными числами вида a+0i и действительными числами взаимно-однозначно, то можно число a+0i считать раным соответствующему ему действительному числу а.

В результате такого отождествления множество действительных чисел становиться частью множества комплексных чисел.

Обозначив комплексное число 0+1i через i и , убедившись в том, что число 0+bi можно истолковать как произведение действительного числа b и числа i, получаем возможность рассматривать любое комплексное число как сумму комплексного числа а= a+0i и произведения комплексных чисел b=b+0i и i=0+1i.

А так как i2=(0+1i)( 0+1i)= -1+0i = -1, то полезно подчеркнуть, что при выполнении действий над комплексными числами нет надобности помнить формальные определения, а можно действовать как в случае с обычными выражениями с переменными, заменяя i2 на –1. При изучении геометрического изображения комплексного числа с помощью точки плоскости важно подчеркнуть, что не только комплексному числу z=a+bi ставится в соответствие точка(a, b) координатной плоскости, но и всякая точка плоскости является образом некоторого комплексного числа, т. е. соответствие между точками плоскости и комплексными числами является взаимно-однозначным. Принято термином “комплексная плоскость” обозначать координатную плоскость, каждой точке которой поставлено в соответствие комплексное число.

Геометрическое изображение комплексных чисел в виде векторов позволяет сразу же дать геометрическую интерпретацию сложения и вычитания комплексных чисел. Модуль комплексного числа есть расстояние от точки Z до точки О, или длина вектора ОZ. Таким образом для z=a+bi , фzф=Цa2+b2 .

Здесь полезно заметить, что для действительных чисел а= a+0i модуль равен фаф=Цa2+02 , т. е совпадает с привычным понятием модуля действительного числа и является расстоянием от точки числовой прямой до начала отсчета.

Главным аргументом argZ комплексного числа z называется угол между положительным направлением оси абсцисс и направлением на точку, изображающую данное число, отсчитываемый против часовой стрелки. Таким образом, в силу этого определения 0ЈargZЈ2p.

Встречается и другое определение главного аргумента, при котором оказывается -p

Произвольный аргумент комплексного числа z- это любое из целых чисел вида argZ+2pk, где k принадлежит множеству целых. Введение общего понятия аргумента связано с тем, что в целом ряде случаев понятие главного аргумента оказывается неудобным(например при перемножении комплексных чисел, сумма главных аргументов которых больше 2p).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.