p>Учитывая маленький объем выборки, мы решили в каждом классе выделить микрогруппы наиболее проблемных, с точки зрения сформированности операций мышления, учащихся.
“Слабые” ученики.
У учащегося 5 класса Козлова Вячеслава достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует, а из своего анализа конкретного предмета часто не может вывести результат. Очень плохо он владеет и операцией сравнения. Учащийся Козлов Алексей фактически не может применять операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но некоторые навыки в сравнении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно –действенного (сенсомоторного) мышления и практически полное отсутствие наглядно-образного.
“Средние” ученики.
Ученик 5 класса Ковалев Антон достаточно хорошо владеет операцией сравнения, но в то же время слабо развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Михайловской Наталии. Учащиеся достаточно хорошо владеют операцией сравнения, способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты слабо. Характеристика 9 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области. В 9 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя в некоторых ситуациях отчетливо видны проявления абстрактно– теоретического мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими и возрастными факторами развития учащихся. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, но это преобладание выражено менее ярко, чем в 5 классе. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением еще является “проговаривание” совершаемое во внутренней речи, но в отличие от младших школьников, в случае мыслительных затруднений не приобретает развернутую форму и не переходит в громкую речь. Учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями сравнение и обобщение, некоторые используют конкретизацию, а абстрагирование и классификация применяются неосознанно, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения, обобщения и конкретизации является основой понимания учебного материала. На уроках русского языка, сравнивая, например, причастие и деепричастие, учащиеся выявляют особенности образования данных частей речи. Используя операцию обобщение, учащиеся способны, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т. д. ). Операция конкретизации позволяет, на основании собственного опыта, ввести элементарные алгоритмы действий для простейших практических случаев. Мыслительная деятельность учащихся является, в равной степени, практической (структурной единицей которого является - действие, а коммуникативной - сигнал) и художественной (структурной единицей которого является –образ, а коммуникативной символ), а в меньшей степени научной (структурной единицей которого является– понятие, а коммуникативной - знак). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т. е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач. Но встречаются проявления эвристического мышления.
“Слабые” ученики.
У учащегося 9 класса Гаврикова Евгения достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует. Очень плохо он владеет и операциями сравнения и обобщения. Учащийся Иванов Евгений плохо применяет операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но определенные навыки в сравнении и обобщении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно – действенного (сенсомоторного) мышления и плохо развито наглядно-образное.
“Средние” ученики.
Ученик 9 класса Сафронов Илья достаточно хорошо владеет операциями сравнения и обобщения, но в то же время не достаточно развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Чиненова Сергея. Учащиеся достаточно хорошо владеют операциями сравнения и обобщения. Способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты недостаточно. С целью установить уровень познавательной потребности учащихся 5 и 9 класса Анишинской средней школы, им был предложены следующие вопросы анкеты и таковы ее результаты.
Результаты анкетирования, проведенного в 5 классе. Вопросы Кол-во утвердит. ответов %утвердит. ответов Кол-во отрицат. Ответов % отрицат. ответов
1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 5
70% 2 30%
2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него?
4 55% 3 45%
3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 3
45% 4 55%
4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка?
5 70% 2 30% Вы часто задаете вопросы на уроках русского языка? 4 55% 3 45% Результат анкетирования, проведенного в 9 классе. Вопросы Кол-во утвердит. ответов % утвердит. ответов Кол-во отрицат. Ответов % отрицат. ответов
1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 7
100% 0 0%
2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него?
4 55% 3 45%
3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 1
15% 6 85%
4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка?
5 70% 2 30% 5. Вы часто задаете вопросы на уроках русского языка? 4 55% 3 45%
Сравнив результаты анкетирования в обоих классах, можно с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса. Следовательно, уровень познавательных потребностей в языке с возрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия интереса учащихся к родному слову и родному языку. В 5 классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка. Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности. Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов.
Задания Возможные ответы Среднее время, затраченное учащимися 5 класса. Среднее время, затраченное учащимися 9 класса. 1. п_ро к_са р_ка г_ра п_ле Перо Коса Река Гора Поле 55 секунд 20 секунд 2. з_р_о д_р_во к_м_нь х_л_д к_в_р Зерно Дерево Камень Холод Ковер 80 секунд 50 секунд 3. в_л_с б_л_он к_р_он п_л_а п_д_ак Волос Балкон Картон Палка Пиджак 120 секунд 60 секунд 4. т_а_а к_и_а к_ы_а п_е_о р_с_ок Трата Книга Крыса Пекло Росток 180 секунд 90 секунд
Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса понадобилось гораздо меньше времени для выполнения задания. Следовательно, у учащихся 9 класса скорость протекания мыслительных операций выше, т. к. уровень подготовки и владения этими операциями тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения мыслительными операциями, гораздо медленнее справлялись с заданиями. В 9 классе Анишинской школы был проведен тест, направленный на выявление уровня мышления учащихся. Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод–умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.
Результаты теста “Логичность” Суждения Кол-во правильных ответов % прав. ответов Кол-во неправильных ответов % неправ. ответов
1. В конце всех вопросительных предложений ставится “? ”. “Сколько тебе лет? ” заканчивается “? ”, следовательно оно вопросительное. 5
70% 2 30%
2. Перед прямой речью всегда ставится “: ”. В предложении, “спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т. д. ” имеется “: ”. Следовательно это предложение с прямой речью. 5
70% 2 30%
3. Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения –раздел языка. Следовательно синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе.
7 100% 0 0%
4. Все части речи изучает морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии. 7
100% 0 0%
5. Все буквы содержаться в алфавите. “А” - буква. Следовательно она содержится в алфавите. 7
100% 0 0%
6. Все приставки со словами пишутся слитно. “ПРИ” - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно. 7
100% 0 0%
7. Все ученики Анишинской школы изучают русский язык. Женя Иванов – изучает русский язык. Следовательно, он ученик Анишинской колы. 6
85% 1 15%
8. Некоторые ученые являются лингвистами. Петров П. П. - ученый. Следовательно, он лингвист.
5 70% 2 30%
9. Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров – изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса. 6
85% 1 15%
10. Все ученики 9 класса хорошо знают русский язык. Петрова – ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык. 7
100% 0 0%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|