на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)
p>Учитывая маленький объем выборки, мы решили в каждом классе выделить микрогруппы наиболее проблемных, с точки зрения сформированности операций мышления, учащихся.

    “Слабые” ученики.

У учащегося 5 класса Козлова Вячеслава достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует, а из своего анализа конкретного предмета часто не может вывести результат. Очень плохо он владеет и операцией сравнения.

Учащийся Козлов Алексей фактически не может применять операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но некоторые навыки в сравнении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно –действенного (сенсомоторного) мышления и практически полное отсутствие наглядно-образного.

    “Средние” ученики.

Ученик 5 класса Ковалев Антон достаточно хорошо владеет операцией сравнения, но в то же время слабо развиты возможности в овладении анализом и синтезом. Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Михайловской Наталии.

Учащиеся достаточно хорошо владеют операцией сравнения, способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты слабо.

Характеристика 9 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области.

В 9 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя в некоторых ситуациях отчетливо видны проявления абстрактно– теоретического мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими и возрастными факторами развития учащихся. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, но это преобладание выражено менее ярко, чем в 5 классе. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением еще является “проговаривание” совершаемое во внутренней речи, но в отличие от младших школьников, в случае мыслительных затруднений не приобретает развернутую форму и не переходит в громкую речь. Учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями сравнение и обобщение, некоторые используют конкретизацию, а абстрагирование и классификация применяются неосознанно, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения, обобщения и конкретизации является основой понимания учебного материала.

На уроках русского языка, сравнивая, например, причастие и деепричастие, учащиеся выявляют особенности образования данных частей речи. Используя операцию обобщение, учащиеся способны, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т. д. ). Операция конкретизации позволяет, на основании собственного опыта, ввести элементарные алгоритмы действий для простейших практических случаев. Мыслительная деятельность учащихся является, в равной степени, практической (структурной единицей которого является - действие, а коммуникативной - сигнал) и художественной (структурной единицей которого является –образ, а коммуникативной символ), а в меньшей степени научной (структурной единицей которого является– понятие, а коммуникативной - знак). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т. е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач. Но встречаются проявления эвристического мышления.

    “Слабые” ученики.

У учащегося 9 класса Гаврикова Евгения достаточно слабо развиты способности владения операциями мышления. Он плохо анализирует. Очень плохо он владеет и операциями сравнения и обобщения. Учащийся Иванов Евгений плохо применяет операции мышления в работах по русскому языку. Очень тяжело ему дается анализ и синтез предметов, но определенные навыки в сравнении и обобщении имеются. У “слабых” учащихся данного класса явное преобладание наглядно – действенного (сенсомоторного) мышления и плохо развито наглядно-образное.

    “Средние” ученики.

Ученик 9 класса Сафронов Илья достаточно хорошо владеет операциями сравнения и обобщения, но в то же время не достаточно развиты возможности в овладении анализом и синтезом.

Также способности в овладении операциями мышления неравномерно развиты у Чиненова Сергея.

Учащиеся достаточно хорошо владеют операциями сравнения и обобщения. Способности учащихся в овладении анализом и синтезом развиты недостаточно.

С целью установить уровень познавательной потребности учащихся 5 и 9 класса Анишинской средней школы, им был предложены следующие вопросы анкеты и таковы ее результаты.

    Результаты анкетирования, проведенного в 5 классе.
    Вопросы
    Кол-во утвердит.
    ответов
    %утвердит.
    ответов
    Кол-во отрицат.
    Ответов
    % отрицат.
    ответов

1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 5

    70%
    2
    30%

2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него?

    4
    55%
    3
    45%

3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 3

    45%
    4
    55%

4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка?

    5
    70%
    2
    30%
    Вы часто задаете вопросы на уроках русского языка?
    4
    55%
    3
    45%
    Результат анкетирования, проведенного в 9 классе.
    Вопросы
    Кол-во утвердит.
    ответов
    % утвердит.
    ответов
    Кол-во отрицат.
    Ответов
    % отрицат.
    ответов

1. Вы часто занимаетесь умственной работой по русскому языку? 7

    100%
    0
    0%

2. Когда задан вопрос на сообразительность, Вы сами пытаетесь найти ответ на него?

    4
    55%
    3
    45%

3. Вы много читаете дополнительной литературы по русскому языку? 1

    15%
    6
    85%

4. Вы очень эмоционально относитесь к интересному для Вас занятию, связанному с изучением в школе русского языка?

    5
    70%
    2
    30%
    5. Вы часто задаете вопросы на уроках русского языка?
    4
    55%
    3
    45%

Сравнив результаты анкетирования в обоих классах, можно с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса. Следовательно, уровень познавательных потребностей в языке с возрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия интереса учащихся к родному слову и родному языку. В 5 классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка.

Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности.

Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов.

    Задания
    Возможные ответы
    Среднее время, затраченное учащимися 5 класса.
    Среднее время, затраченное учащимися 9 класса.
    1. п_ро
    к_са
    р_ка
    г_ра
    п_ле
    Перо
    Коса
    Река
    Гора
    Поле
    55 секунд
    20 секунд
    2. з_р_о
    д_р_во
    к_м_нь
    х_л_д
    к_в_р
    Зерно
    Дерево
    Камень
    Холод
    Ковер
    80 секунд
    50 секунд
    3. в_л_с
    б_л_он
    к_р_он
    п_л_а
    п_д_ак
    Волос
    Балкон
    Картон
    Палка
    Пиджак
    120 секунд
    60 секунд
    4. т_а_а
    к_и_а
    к_ы_а
    п_е_о
    р_с_ок
    Трата
    Книга
    Крыса
    Пекло
    Росток
    180 секунд
    90 секунд

Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса понадобилось гораздо меньше времени для выполнения задания. Следовательно, у учащихся 9 класса скорость протекания мыслительных операций выше, т. к. уровень подготовки и владения этими операциями тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения мыслительными операциями, гораздо медленнее справлялись с заданиями.

В 9 классе Анишинской школы был проведен тест, направленный на выявление уровня мышления учащихся.

Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод–умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.

    Результаты теста “Логичность”
    Суждения
    Кол-во правильных
    ответов
    % прав.
    ответов
    Кол-во неправильных
    ответов
    % неправ.
    ответов

1. В конце всех вопросительных предложений ставится “? ”. “Сколько тебе лет? ” заканчивается “? ”, следовательно оно вопросительное. 5

    70%
    2
    30%

2. Перед прямой речью всегда ставится “: ”. В предложении, “спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т. д. ” имеется “: ”. Следовательно это предложение с прямой речью. 5

    70%
    2
    30%

3. Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения –раздел языка. Следовательно синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе.

    7
    100%
    0
    0%

4. Все части речи изучает морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии. 7

    100%
    0
    0%

5. Все буквы содержаться в алфавите. “А” - буква. Следовательно она содержится в алфавите. 7

    100%
    0
    0%

6. Все приставки со словами пишутся слитно. “ПРИ” - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно. 7

    100%
    0
    0%

7. Все ученики Анишинской школы изучают русский язык. Женя Иванов – изучает русский язык. Следовательно, он ученик Анишинской колы. 6

    85%
    1
    15%

8. Некоторые ученые являются лингвистами. Петров П. П. - ученый. Следовательно, он лингвист.

    5
    70%
    2
    30%

9. Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров – изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса. 6

    85%
    1
    15%

10. Все ученики 9 класса хорошо знают русский язык. Петрова – ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык. 7

    100%
    0
    0%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.