на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)
p>А) предложением В) сложным предложением С) словосочетанием D) второстепенным членом. (Ответ: А)

    4. Какое из словосочетаний является сочинительным:
    А) быстро бежать В) день и ночь
    С) торопиться в школу D) красивое платье.
    (Ответ: В)

5. По характеру главного слова, словосочетание “прыгать с трамплина”: А) именное В) наречное

    С) глагольное D) частичное.
    (Ответ: С)
    6. Зеленеет трава – это:
    А) словосочетание В) простое предложение
    С) вводная конструкция D) сложное предложение.
    (Ответ: В)
    7. В повествовательном предложении заключается:
    А) суждение В) требование
    С) вопрос D) приказ.
    (Ответ: А)

8. С помощью чего в предложении выражается восторг и радость: А) мимика В) интонация

    С) жесты D) взгляд.
    (Ответ: В)
    9. Какое из односоставных предложений является именным:
    А) назывное В) безличное
    С) определенно-личное D) неопределенно-личное.
    (Ответ: А)
    10. Чем не может осложняться простое предложение:
    А) обособленное обстоятельство В) однородные члены

С) обособленное определение D) придаточное предложение. (Ответ: D)

11. Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения:

    А) одна В) три
    С) две D) пять.
    (Ответ: А)

12. В сложносочиненном предложении простые предложения не соединяются: А) соединительными союзами В) противительными

    С) разделительными D) подчинительными.
    (Ответ: D)

13. Какой из данных союзов, соединяет придаточное определительное с главным предложением:

    А) как В) который
    С) чтобы D) пока.
    (Ответ: В)

14. Какой связи не может быть в сложноподчиненном предложении между придаточными:

    А) однородная В) сочинительная
    С) последовательная D) параллельная.
    (Ответ: В)

15. Какими средствами связи соединяются сложные бессоюзные предложения: А) союз подчинительный В) союзное слово

    С) союз сочинительный D) интонация.
    (Ответ: D)

Подробнее остановимся на игре Брейн-ринг и осветим основные вопросы методики подготовки и проведения.

    Правила игры:

1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).

2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.

3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных "Брейн-рингах" введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков "второго плана", чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования. 4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).

5. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило "накопления очков", то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает. 6. Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.

Турниры по Брейн-рингу проводятся в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по "олимпийской системе" (игра на "вылет"). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована "ничья", при олимпийской системе игра ведется до победы - кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале - до 5 или 6)

    Основные правила составления вопросов для “Брейн-ринга”

Дискуссии о том, “что такое хороший вопрос”, очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно-развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными:

Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками мы ориентируемся прежде всего на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. Кроме того, в каждом клубе должны иметься списки рекомендуемой литературы (а еще лучше– сама эта литература) для развития духовной культуры школьников. Поскольку среди участников игры могут быть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т. п. ).

В отличие от других видов игр, “Брейн-ринг” развивает в основном понятийное мышление. Фактически ответ на вопрос есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой–должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе, должен отвечать только один ответ. “Дуэль” является основанием для снятия вопроса.

В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.

Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы. В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.

    Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора.

При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а также исходя из задач зрелищности, поддержания внимания как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.

Творческие игры, в отличие от интеллектуальных игр, предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр подростки самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.

Главная задача, решаемая посредством творческих игр, состоит в том, чтобы, сохраняя игровой характер деятельности, привести личностные возможности подростков и юношей в соответствие с необходимостью эффективно действовать в высоко конкурентной обстановке соревнования, приобрести навыки самораскрытия, спонтанности, эмпатии в отношении других членов группы, а также непосредственно отработать усвоенный на уроках русского языка материал или приобрести дополнительные знания, даваемые вне основной программы.

Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и прежде всего театрального. В то же время, в отличие от этих видов педагогической деятельности, творческие игры не являются самостоятельным видом работы и не ставят прямо декларируемой цели преобразование личности подростка или юноши.

Викторина, как уже неоднократно указывалось в работе, может быть настолько же интересной, насколько позволит фантазия и профессионализм учителя и “степень увлеченности” учащихся.

    “Брейн-ринг” по русскому языку для 9 класса.

Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно. (бессоюзные).

Стихотворение в прозе о языке И. С. Тургенева. (“Русский язык”). Фамилия известного автора – составителя словаря. (В. Даль). Раздел науки о языке, изучающий части речи. (морфология). Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение. (сочинение).

Как называются слова пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные).

    Каких звуков больше в русском языке? (согласных).
    Из чего состоят гласные буквы? (голос)
    Как называется разговор двух или более лиц? (диалог).

Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (рассуждение) Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (возвратность). Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (омонимы). Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).

С какой целью до 1918 года в словах, оканчивающихся на согласный, использовали “Ъ”? (слог не мог оканчиваться на согласный, а Ъ обозначал гласный). Сколько букв в русском алфавите? (33).

    Что такое русский язык? (наука).

Как в современном языке звучит древнерусское слово град “град”? (город). Что означает фразеологизм “дамоклов меч”? (угроза)

Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак).

Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа). Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие).

Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ).

Как называются по отношению друг к другу слова “слабый”-“сильный”? (антонимы). Сколько “А” в слове сорока? (сорок “А”).

Буквами какой азбуки называются буквы “аз”, “буки”, “веди”? (кириллица). Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете? (глаголица).

    Сколько склонений в русском языке? (три).
    Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время).

Что обозначают слова “уж”, “замуж”, “невтерпеж”? (это наречия). Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог).

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика).

Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно). Какая приставка в слове “прекрасный”? (пре-).

Как пишутся со словами “то”, “либо”, “нибудь”? (через дефис). Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма).

    Как изменяются наречия? (наречия не изменяются).
    Как звук обозначает Ь? (не обозначает звука).
    Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке? (гласный).

Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика). 40. Какая первая буква пишется в слове “интеллигенция”? (буква “И”).

2. 2. Результаты опытной работы по развитию логического мышления в процессе подготовки и проведения викторин.

Характеристика 5 класса Анишинской средней общеобразовательной школы Веневского района Тульской области.

В 5 классе 7 учащихся. У них, преобладающим является наглядно-образное мышление, хотя у слабых учеников наблюдается преобладание наглядно-действенного (сенсомоторного) мышления. Распространение таких типов мышления определяется психологическими, социальными и наследственными факторами развития детей. Соотношение способностей к анализу и синтезу определяет преобладание аналитического мышления над синтетическим, что определяется возрастными особенностями детей. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. В данном возрасте материальным проявлением является“проговаривание”совершаемое во внутренней речи, а в случае мыслительных затруднений может приобретать развернутую форму и переходить в громкую речь.

Учащиеся хорошо владеют мыслительной операцией сравнение, некоторые используют операцию обобщение, а остальные операции (абстрагирование, классификация, конкретизация) не применяются, что определяется возрастными особенностями психики. Использование операций сравнения и обобщения является основой понимания учебного материала. На уроках русского языка, сравнивая, например, прилагательное и глагол, учащиеся познают особенности данных частей речи. В самых простых случаях, на основе разобранных конкретных примеров, хорошие учащиеся способны, используя операцию обобщение, сформулировать простейшие свойства частей речи (выделение знаками препинания, использование в составлении предложений и т. д. ) Мыслительная деятельность учащихся является, в большей степени, практической (структурной единицей, которого является - действие, а коммуникативной сигнал) и в меньшей степени– художественной (структурной единицей которого является – образ, а коммуникативной символ). На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мышление учеников данного класса является алгоритмическим, т. е. осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных действий, направленных на решение конкретно поставленных задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.