на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку - (диплом)
p>По результатам тестирования можно судить, что у учащихся 9 класса в целом сформированы мыслительные операции.

Для выявления умений устанавливать и обобщать отношения между понятиями использовался следующий тест для учащихся 9 класса. Руководствуясь существенными признаками“целое (часть)”, учащиеся должны были установить и обобщить отношения.

    Результаты теста.
    Вопросы
    Кол-во правильных
    ответов
    % прав.
    ответов
    Кол-во неправильных.
    Ответов
    % неправ.
    ответов

1. Синтаксис (предложение) – Морфология (окончание, слово, наречие, раздел науки). 7

    100%
    0
    0%

2. Словосочетание (сочинительная связь) – предложение (двусоставное, грамматическая основа, слова, термин). 5

    70%
    2
    30%

3. Русский язык (морфология) – синтаксис (словосочетание, раздел науки, части слова, звуки речи). 6

    85%
    1
    15%

4. Сложное предложение (бессоюзное) –сложноподчиненное предложение (изъявительное, двусоставное, союзное, сложное). 7

    100%
    0
    0%

5. Пунктуация (знаки препинания) – Знаки препинания (запятая, вводное слово, причастие, звук). 4

    55%
    3
    45%

На основании результатов проведенного теста можно сделать вывод, что в целом учащиеся владеют операцией обобщения и установления отношений.

Для выявления умений устанавливать и обобщать отношения между понятиями использовался следующий тест для учащихся 5 класса. Руководствуясь признаком“целое (часть)”, учащиеся должны были установить и обобщить отношения.

    Вопросы
    Кол-во правильных
    ответов
    % прав.
    ответов
    Кол-во неправильных.
    Ответов
    % неправ.
    ответов
    1. Слово (звуки) – Звук (буква, слово, голос, предложение).
    7
    100%
    0
    0%

2. Алфавит (буквы) – Лексикон (слова, звуки, буквы, предложения). 6

    85%
    1
    15%

3. Звуки (глухой) – Буква(согласная, заглавная, строчная, звонкая). 6

    85%
    1
    15%

4. Русский язык (правила) – Упражнение (задание, набор букв, предложение, разбор). 7

    100%
    0
    0%

5. Существительное (предмет) – Глагол (действие, признак, признак действия, признак признака). 7

    100%
    0
    0%

На основании результатов теста сделали вывод, что учащиеся, с учетом их возраста, неплохо владеют операцией обобщения.

Учитывая особенности викторины, как педагогического инструмента развития мышления (высокая эмоциональность, игровой характер), мы решили провести анкетирование учащихся для выяснения их мнения об этой форме работы. Приведем основные результаты.

Результаты анкетирования учащихся 5 класса после проведения викторины “Как получить 5”

    Вопросы
    % утвердительных ответов
    % отрицательных ответов
    Понравилась ли Вам викторина “Как получить 5” ?
    100%
    Приняли ли вы участие в игре ?
    85%
    15%
    Хотели бы вы принять участие в игре?
    100%
    Вы хотели бы получить 5 в результате игры?
    85%
    15%
    Нужно ли проводить ещё викторину “Как получить 5”?
    100%

Интереснее ли Вам стало на уроках русского языка после проведения викторины? 100%

Результаты анкетирования учащихся 9 класса после проведения викторины “Как получить 5”

    Вопросы
    % утвердительных ответов
    % отрицательных ответов
    Понравилась ли Вам викторина “Как получить 5” ?
    100%
    Приняли ли вы участие в игре ?
    80%
    20%
    Хотели бы вы принять участие в игре?
    100%
    Вы хотели бы получить 5 в результате игры?
    70%
    30%
    Нужно ли проводить ещё викторину “Как получить 5”?
    100%

Интереснее ли Вам стало на уроках русского языка после проведения викторины? 100%

    Отзыв о викторине “Брейн-ринг”
    ученицы 9а класса
    Веневской средней школы №1
    Зайцевой Кати

Недавно мы играли в игру-викторину “Брейн-ринг”, которая нам очень понравилась и произвела на нас глубокое впечатление. Это самая “прикольная”и интересная игра, в которую мы играли. Эта викторина позволяет нам проверить свои знания с большой скоростью. Нас разделили на две команды. Моя команда называлась“Суперумники”, в неё вошли все мои друзья. Мы соревновались с командой “Эрудитов”, которая по силе знаний не уступала нашей. Мы отвечали на вопросы, о готовности команды свидетельствовало поднятие капитаном красного флажка. Капитан “Эрудитов” поднимал синий флажок. Борьба между нашими командами была серьезная, друг другу мы уступали какую-то долю секунды. То мы выигрывали, то“Эрудиты”. Но в итоге вполне справедливо и оправданно победила наша команда. Мы были очень довольны, а капитан получил диплом, в котором была выражена благодарность всей команде. Всем нам на шею повесили медали, подтверждающие победу, а в журнал каждый получил по пятерке. Проигравшая команда была награждена поощрительными призами– каждый получил по четверке.

Нам всем было интересно участвовать в такой увлекательной игре, которая быстрее думать логически. Такие викторина необходимо проводить чаще, потому что они еще больше прививают любовь и интерес к родному языку и его истокам.

    Отзыв о викторине “Брен-ринг”
    ученицы 9б класса
    Веневской средней школы №1
    Ковалевой Светы

В школе проводилась игра “Брейн-ринг”. Я принимала самое прямое участие в ней, возглавляя нашу команду под названием“Эрудит”. Наша команда смекалистая и сильная, но наши соперники ничуть не хуже нас, и не уступали нам по силе знаний. На игре было очень весело и увлекательно, все старались проявить свои способности. Главным в игре было как можно быстрее поднять флажок, чтобы получить право на ответ. Кто первый поднял–тот отвечает. У меня была очень ответственная задача, как капитану мне приходилось поднимать флажок (он у нас был синий) быстрее капитана“Суперумников”. В ходе игры нам приходилось очень трудно. Каждой команде хотелось выиграть, чтобы доказать, что она лучшая. Но борьба была долгой и тяжелой, всем приходилось обращаться к своим знаниям, советоваться с членами команды, обдумывать ответы. И все это за считанные секунды. Но все же, фортуна повернулась к нам спиной, и мы проиграли. Конечно, все немного расстроились, но мы проиграли в честной и справедливой игре. Наша команда была довольна игрой, и не важно, что мы проиграли. Главное– участие.

Каждому члену моей команды поставили в журнал по четверке. Выигравшая команда получила приз, и каждый игрок получил по пятерке.

Я и моя команда ждем новой игры, в которой сможем отыграться и стать лучшими. “Брейн-ринг”очень помогает развивать логическое мышление. Начиная с младшего школьного возраста, мы участвовали в различных школьных викторинах, разной сложности. “Брейн-ринг” - самая сложная викторина, в ней учитывается скорость выбора ответа.

Таки образом, полученные результаты опытной работы показывают в целом возможности викторин, как формы внеклассных занятий по русскому языку, в развитии логического мышления учащихся.

    Заключение.

Русский язык –это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, охватывающих как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Наличие норм создает единство русского языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению. Русский язык имеет большое международное значение и входит в число мировых языков. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения, навыки. Раскрывая в данной дипломной работе роль внеклассных занятий по русскому языку, нельзя не признать, что викторины являются по праву самым эффективным инструментом учителя русского языка и литературы в развитии логического мышления старших школьников.

В работе звучала мысль о взаимосвязи формирования логического мышления и речи. Надо отметить, что проводимые в школах викторины такого плана обычно носят название “Литературные”, подбирая тематику вопросов по известным школьникам данного возраста произведениям литературы (согласно школьной и внеклассной программе).

В последние же годы, как уже было отмечено выше, у молодежи значительно вырос интерес к различным “Интеллектуальным” играм разнообразного плана. При умелом владении учителем предподносимым школьникам материалом, /в контексте русского языка, как предмета, отвечающего за грамотность с лингвистической точки зрения, и литературы–как великого инструмента развития человека в образовательном плане/, школой будет достигаться та самая цель– развитие речи и мышления старших школьников. Викторины требуют от учителя и учащихся большой подготовки, но “зажигают” одинаково и тех, и других. Учителей–на особую форму закрепления знаний, от выявления уровня подготовленности учеников класса до развития общечеловеческих ценностей у каждого отдельно взятого ученика. Учеников– ориентируют на овладение дополнительными знаниями. Под влиянием этого обоюдного интереса и прививаются школой будущему поколению жизненно-необходимые знания, умения и навыки.

Таким образом, можно сделать вывод, что литературная и лингвистическая направленность интеллектуальных игр–залог успеха в достижении поставленных современной школой задач перед учащимися и в целом в развитии полноценной личности каждого ребенка.

    Список литературы.

Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М. , 1979.

    Гальперин П. Я Введение в психологию. М, 1996.

Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – 39-е изд-е. - М. : Просвещение, 1999 Виды внеклассной работы по русскому языку. Сост. М. М. Морозова, М. , Просвещение, 1968, стр... 73

Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. - М. , 1981. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. Сост. Н. Н. Ушаков. –М. : Просвещение, 1979, стр. 20-25 Выготский Л. С. Мышление и речь. М. , 1988.

    Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975.

Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). - М. , 1978.

    Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М. : Педагогика, 1972. -170с.

Мархардаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань, РГПУ, 1999 Общая психология – М. , 1986 (мышление 322-330).

Орлов В. И. Методы обучения в средней специальной школе, М. : Педагогика, 1993. -141с.

Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского, М. : Просвещение, 1988, -480с. Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.

Смолкин А. М. Методы активного обучения, М. : Высшая школа, 1991. -207с. Теплов Б. М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии мышления, М. : Педагогика, 1981. -177с.

Уман А. И. Психологический подход к обучению, Москва-Орел, 1997. -216с. Фридман Л. М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя, М. : Педагогика, 1991, -173с.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, М. : Издательство Московского Университета, 1981. -304с. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении, Томск “Пелинг”, 1993. -161с. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. - М. , 1964. Брунер Дж. Психология познания. – М. , 1977.

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. – М. , 1979. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М. , 1983. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. , 1987.

Выготский Л. С. Мышление иречь // Собр. соч. – М. ,1982. - Т. 2. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. – М. , 1972.

    Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М. , 1986.

Де Боно Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. – М. , 1976. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М. , 1984. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости, - М. , 1981. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. – М. , 1979. Мазилов В. А. О деятельностном подходе к исследованию мышления. – Ярославль, 1981. Матюшин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. , 1972. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М. , 1983. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М. , 1984.

Фридман Л. М. , Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М. , 1985. Анастази А. Психологическое тестирование. – М. , 1982.

    Охитина Л. Т. Психологические основы урока. – М. , 1977.
    Хамблин Д. Формирование учебных навыков. – М. , 1986.

Янова И. П. Психологические основы развития мыслительных операций. – Тверь, 1998. Ярцев И. И. Мыслительные операции. – Самара, 1999.

    Ярцев И. И. Формы мышления. – Самара, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.