на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Российский феномен педагогического новаторства - (курсовая)
p>2. Упрощается оперирование новыми терминами, именами и датами, а это, в свою очередь, приводит к неожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты (“вот”, “ну”, “да”, “так” и др. ). Как видно, раньше их употребление диктовалось единственной необходимостью — выиграть время для обдумывания новых слов и речевых построений. 3. Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате урока. Раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи, — все это подчинено одной цели: ученик должен учиться победно [31Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. \\ Баженова И. Н. Педагогический поиск. М. , 1990, С. 171. ].

Система В. Ф. Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. Шаталов сумел добиться высоких показателей обученности.

Необходимо также отметить, чтотрудоемкость новаторского опыта Шаталова заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов, а его внедрение представляет некоторую сложность, так как требует издание опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку учителей [32Мижериков В. А. , Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М. , 1999, С. 244. ].

    § 3. Москаленко К. А.

Теперь мы кратко рассмотрим методику нашего земляка, талантливого педагога-новатора работавшего в нашем университете Константина Александровича Москаленко. Кстати, необходимо отметить, что у истоков новаторства педагогов конца 70-х и начала 80-х гг. рассмотренных ранее находятся открытия именно Москаленко.

Москаленко заставил принять простые истины: ребенка необходимо защищать всегда и везде; ребенку необходимо помогать; его следует воодушевлять и побуждать, на каждом уроке вести к успеху и росту.

У Москаленко была цель –сделать обучение не только интересным и плодотворным, но и гуманным. И потому он осторожно выбирал свои дидактические средства, боясь травмировать ребенка. Его педагогические придумки, большие и малые, защищали ребенка. - Войти в положение любого и каждого ребенка – вот наша педагогическая сверхзадача, - считал Москаленко [33 Шмаков С. А. “Душу и сердце надо упражнять…” О К. А. Москаленко. // Лип. газ. – 1997. – 11 июня. – С. З. ]. Главная проблема школы была в неправильной организации урока. На комбинированном уроке, где учитель сначала проводил индивидуальный опрос, занимавший большую часть урока, а затем– по необходимости кратко –объяснение нового материала и его закрепление, совершенно не оставалось времени на усвоение новых знаний. Москаленко предложил, а потом и доказал, что структура урока может и должна быть изменена, что акценты в обучении могут и должны быть изменены. Детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая, что они доучатся“потом”, при выполнении домашней работы. Ученик может качественно усваивать знания на уроке, учитель при этом может управлять процессом обучения и видеть его результаты. Так сложился новый тип урока– “объединенный урок” или “бесструктурный”, где усвоение и выявление знаний интегрируются в единый процесс формирования знаний, умений и навыков. Многообразие видов деятельности на уроке, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности позволяло учащимся выполнять значительный объем работы на уроке, что снимало вопросы дисциплины, и тем самым намечался реальный путь к сокращению времени на выполнение домашней работы.

На новом –объединенном уроке усвоение нового, непрерывное совершенствование знаний и формирование навыков и их выявление объединены в единый процесс [34Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 171. ]. Отличие объединенного урока от комбинированного заключается в следующем: а) процесс обучения и выявления знаний органически сливаются в единый процесс, в конце урока выставляются поурочные баллы;

б) процесс обучения знаниям, умениям и навыкам протекает в органическом единстве под наблюдением учителя; теория не отрывается от практики; в) ученики новый материал усваивают на уроке, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях, в новых сочетаниях; ученики на таком уроке выполняют столько письменных упражнений, сколько они выполняли на комбинированном уроке вместе с большими домашними заданиями; г) гармонически сочетаются работа учителя с коллективом класса и отдельной личностью; деятельность учителя не отрывается от деятельности учащихся; урок проходит в темпе мыслительной деятельности детей;

д) активная и проверяемая деятельность учащихся в коллективе делает урок эффективным и в области воспитания; вопрос о поддержании порядка на уроке отпадает, так как все работающие ученики организуются между собой для активного воздействия на нарушителей дисциплины.

Поурочный балл является важным стимулом успешной работы как для ученика, так и для учителя. Оценка работы учащегося на всех этапах урока позволяла даже самому слабому ученику получить положительную оценку за активную работу на уроке, что в свою очередь, формировало положительное отношение ученика к учебной деятельности. Поурочный балл оказывает более сильное воздействие на ученика, чем отметка, выставленная в процессе проверки домашнего задания, так как поурочный балл есть немедленная реакция учителя на работу учеников [35Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 175. ]. Показатели успеваемости (баллы), выставляемые в процессе проверки домашних заданий, не отражают действительных знаний учащихся, - эти показатели знаний в большинстве оказываются завышенными. Узнать действительное положение с выполнением домашних заданий является нелегкой проблемой. Большинство учителей, до сих пор считая решающим фактором в успеваемости школьников не работу в классе, а выполнение домашних заданий, систематически выставляют“единицы” и “двойки”за невыполнение задания; это порождает обращение за чужой помощью дома, списывание у товарищей и создает совершенно ложную картину знаний учащихся. Учитель никогда не узнает действительного положения дел с выполнением письменных домашних заданий, если он будет выставлять за это баллы–положительные или тем более, отрицательные. И то и другое порождает и будет порождать списывание, пассивное заимствование или просто будет объединять учащихся класса коллективно обманывать учителей [36Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 16. ]. Многие ученики привыкли усваивать материал путем заучивания (многократного чтения текста учебника), а не в результате активной мыслительной, творческой деятельности [37Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 17. ].

Проверку выполнения письменных домашних заданий целесообразно возложить на дежурных по классу. Оценку учителем выполненных домашних работ по пятибалльной системе надо отменить. Что же касается самих домашних заданий, то ликвидировать их полностью не следует. Однако надо коренным образом изменить характер этих заданий: домашняя работа должна помогать развитию творческих способностей ученика, его любознательности [38Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 19. ].

Учитель до урока готовит все необходимое для работы: записи на классной и переносных досках, тексты, задачи и примеры, наглядные пособия и т. д. Это освобождает максимум времени на уроке для наблюдения за работой учащихся и руководства учебным процессом [39Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 48. ].

Необходимо отказаться от опроса в начале урока, так как это экономит время. На уроке необходимо отказаться от вставания учащихся с мест, так как прерывать работу вставанием нецелесообразно и даже вредно, ибо на это совершенно излишне тратится драгоценное время урока, а учащийся при этом может потерять мысль. Опытная проверка ответов учеников без вставания с места, проведенная в базовой школе ЛГПУ и в других школах, говорит о целесообразности такой формы ответов. Это; конечно, не исключает необходимости выхода учеников для ответа к доске (при небольших докладах, обобщенном повторении, чтении текстов наизусть и т. д. ).

Самый эффективный метод усвоения нового материала – метод беседы, основанный на наблюдениях учащихся и ранее усвоенных ими знаниях [40Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 172. ]. Во время самостоятельной работы учитель ни на секунду не должен оставлять класс без внимания.

Специальный урок по закреплению знаний получает обычно следующую структуру: Постановка темы и подготовка учащихся к самостоятельной работе. Различные виды самостоятельных работ учащихся.

    Повторение ранее пройденного на уроках материала.

Выявление знаний учащихся в процессе всего урока. Выставление баллов в журнал [41Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 15. ].

Объединенный урок позволяет положительно решить вопрос об устранении перегрузки школьников учебными занятиями. Решать этот вопрос нужно в двух направлениях: по линии сокращения домашних заданий и сокращения урока [42Москаленко К. А. Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк– Рязань, 1995, С. 176. ]. Повышение интенсивности урока открывает возможность сократить его продолжительность, что также способствует уменьшению утомляемости учеников. Известно, что утомление детей в школе особенно усиливается, когда происходит сокращение перемен (20-30-минутная перемена сокращается до 10-15 минут, а 10-минутная – до 5 минут) [43Москаленко К. А. Психолого-педагогические основы объединенного урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 57. ]. Для исправления этого положения пеобходимо сократить урок – до 40 минут, а перемены увеличить до 10 минут и одну большую. Москаленко также выступает против практики второгодничества. Он предлагает запретить учителям начальных классов оставлять учащихся на второй год. Практика показывает, что оставшиеся на второй год в начальных классах при повторном оставлении их на второй год в 5-8 классах обычно вовсе выбывают из школы, не окончив ее. В каждом отдельном случае (болезнь учащегося, замедленное развитие и т. д. ) вопрос о прохождении учеником повторного курса в одном из классов должен решаться авторитетной комиссией [44Москаленко К. А. Как должен строится урок? // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995, С. 19. ].

Судьба замечательного экспериментатора оказалась схожей с судьбой многих перспективных починов 50-х и 60-х годов в сферах производства, культуры, науки. Идеи липецкого опыта упрощались, обесценивались и выхолащивались. Учителей страны призывали работать“по-липецки”, а понимались под этим лишь внешние признаки эксперимента: поурочный балл и так называемые“комментированные упражнения” - независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащегося. На закате своей жизни Москаленко говорил:

- Я мечтаю о школе, русской по духу, этике, эстетике, культуре, досугу. Заела нас иностранщина. Безмерно жаль, что Россия разменивает свою психологию, свой шарм. Мораль–это мы, непохожие на других. А культура может быть только национальной… Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться. Это тоже свойство России [45 Шмаков С. А. “Душу и сердце надо упражнять…” О К. А. Москаленко. // Лип. газ. – 1997. – 11 июня. – С. З. ]. Глава III. Опытно – экспериментальная работа по совершенствованию современного урока § 1. Отчет о прохождении педагогической практики

Я, Кураксин Станислав Вячеславович студент 5 курса ОЗО исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета проходил педагогическую практику с 12. 11. 2001 г. по 8. 12. 2001 г. в средней школе № 69 г. Липецка. За период практики я провел 9 уроков по истории России XX века и 1 урок по предмету“Обществоведение” в 9 “a”классе. Большую помощь в подготовке к проведению уроков мне оказала преподаватель истории Глазачева Марина Петровна. Также в период практики мною было проведено внеклассное мероприятие в виде лекции о компании IBM– создателя первого персонального компьютера и о Билле Гейтсе –создателе компании Майкрософт, которая является признанным лидером в создании программного обеспечения для персональных компьютеров, в частности операционных систем.

Я преподавал в 9 “а” классе. Занятия проходили в первую смену (с 8: 00). Уроки истории у 9 “а” класса были три раза в неделю, в среду (1 урок – V) и в четверг (2 урока – I и II), в субботу был 1 урок обществознания –II. Продолжительность урока с понедельника по пятницу составляет 40 минут, в субботу– 35 минут.

Всего я провел 10 уроков (в ноябре: 21, 22, 28, 29, в декабре: 5, 6 и 8). Подготовка к уроку заключалась в изучении материала параграфа учебника, документов приведенных в учебнике, а также дополнительной литературы, затем составлялся план-конспект и лист с опорными сигналами.

Мной был составлен список учеников 9 “а”класса и выписаны четвертные оценки по нескольким основным предметам, этот список и оценки я привожу на следующей странице в виде таблицы:

    №
    Фамилия и имя
    Оценки за четверть по различным предметам
    Русский язык
    Литература
    Алгебра
    История
    Общество-знание
    Физкульту-ра
    1
    Арнаутова Анна
    5
    5
    4
    5
    5
    5
    2
    Бондарева Юлия
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    3
    Гальцев Герман
    4
    4
    4
    4
    4
    5
    4
    Гладышев Антон
    4
    3
    3
    3
    5
    4
    5
    Губарев Сергей
    4
    4
    4
    3
    5
    4
    6
    Данилов Андрей
    4
    4
    4
    4
    5
    5
    7
    Карташова Дарья
    5
    5
    5
    5
    5
    освоб.
    8
    Карташева Наталья
    3
    4
    3
    3
    4
    4
    9
    Комар Григорий
    4
    4
    4
    4
    5
    4
    10
    Лавров Даниил
    3
    4
    3
    3
    3
    3
    11
    Литвишкин Сергей
    4
    4
    3
    4
    4
    4
    12
    Леликова Анна
    3
    4
    3
    3
    5
    освоб.
    13
    Лунина Екатерина
    4
    5
    4
    4
    5
    4
    14
    Ломакина Марина
    4
    5
    4
    4
    5
    4
    15
    Макаренко Екатерина
    4
    5
    3
    4
    5
    4
    16
    Митина Юлия
    4
    5
    3
    4
    5
    5
    17
    Московкина Мария
    4
    5
    4
    5
    5
    5
    18
    Мясоедова Елена
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    19
    Проскурин Александр
    4
    4
    3
    3
    4
    3
    20
    Соколова Евгения
    5
    5
    4
    5
    5
    освоб.
    21
    Стреляев Антон
    4
    5
    4
    5
    5
    5
    22
    Тормышева Мария
    5
    5
    5
    5
    5
    4
    23
    Чепрасов Олег
    4
    4
    3
    4
    5
    4
    24
    Ширяева Вероника
    5
    5
    5
    5
    5
    5
    25
    Шитяев Максим
    4
    4
    4
    4
    4
    4
    26
    Плотникова Анна
    4
    5
    3
    5
    5
    4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.