p>Содержание общетехнических дисциплин как компонентов дидактической системы. Критерии и показатели оценки компонентов дидактической системы. Методы исследования дидактической системы.
Свойства дидактических систем. Функционирование дидактической системы. Роль обратной связи в дидактической системе.
2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование) Как известно, под профессией понимается вид или род трудовой деятельности, требующий от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования и путем практической работы. В пределах каждой профессии формируются и существуют специальности, которые отличаются более узким характером трудовой деятельности. Так, к педагогической профессии относятся специальности: воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель определенного предмета в средней общеобразовательной школе, преподаватель среднего учебного заведения, мастер производственного обучения, преподаватель высшего учебного заведения и т. д. В общих требованиях к образованности специалиста, записано, что специалист: - осознает личностную и социальную значимость своей профессии; обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности; - обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества; - владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности; - знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных проектов; - владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; - владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; - знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира; понимает роль науки в развитии общества; - владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания; - знает концептуальные основы экологического образования, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности; - владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы; - обладает организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации; - умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принмать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; - обладает культурой мышления, речи, общения; - способен к проектной деятельности на основе системного подхода; - владеет системой знаний о взаимосвязи производства, техники, технологии и экономики, их взаимообусловленности и развитии; - владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; - владеет системой знаний о взаимосвязи производства, техники, технологии и экономики, их взаимообусловленности и развитии.
Требования по дисциплинам общекультурной подготовки:
- владеет системой знаний о современных концепциях естествознания, имеет представление о биологическом многообразии и сохранении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли; - обладает знаниями об информационных процессах в природе и обществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных технологий в сфере культуры и образования; - владеет современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности. Среди требований по дисциплинам психолого-педагогической подготовки особо выделяются для специальной подготовки учителя следующие требования: - владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности; - владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения; - соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать социальную помощь и поддержку учащимся; - владеет системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения; - умеет организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; - владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса; - владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения; - знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;
- умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;
- владеет системой знаний и методов технологической подготовки учащихся и организации предпринимательской деятельности. Требования по дисциплинам предметной подготовки. Специалист: - знает основы естественно-научных и технических дисциплин; - знает основы проектирования, конструирования; владеет графической грамотностью; - знает структуру и особенности функционирования современного производства; - умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов;
- знает основы рыночной экономики и предпринимательства;
- знает закономерности природосообразности развития производственно-технической сферы; - знает технику и технологию обработки различных материалов; - умеет организовать учебно-материальную базу по обработке материалов, ее эксплуатацию и обслуживание; - умеет выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов учебного, бытового и производственного назначения;
(применительно к предпринимательской деятельности)
- знает нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность; - умеет выполнять необходимые экономические расчеты в своей профессиональной деятельности; - имеет представление об основах экономики и организации современного производства предприятий с различной формой собственности; - умеет организовать предпринимательскую деятельность на базе школьных мастерских; - знает основы метрологии и обладает навыками работы с различной измерительной аппаратурой; - знает основы инженерно-технического обеспечения безопасного труда учащихся и безопасности своей профессиональной деятельности.
По дисциплинам общекультурной подготовки:
- знает историю мировых цивилизаций, менталитет человека, его эволюцию, глобализацию цивилизационного процесса.
По концепциям современного естествознания
- знает естественнонаучную и гуманитарную культуру, историю естествознания, порядок и беспорядок в природе. Биосферу, ноосферу.
По эстетике:
- знает эстетику, специфику творческого художественного процесса. По экономике: - знает спрос, потребительский выбор, структуру бизнеса, конкуренцию и т. д. По информатике: - знает аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации. Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в сфере культуры образования.
По экологии:
- знает экологические проблемы современности: изменение природных процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды, демографические проблемы. Экологические основы рационального природопользования. Концептуальные основы и принципы экологического образования. По педагогической психологии - концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Требования по дисциплинам специализации устанавливаются учебным заведением. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности.
Дисциплины: Дисциплины предметной подготовки.
Естественно-математические дисциплины (математика, физика, химия). Общетехнические дисциплины (теоретическая механика, ТММ, сопротивление материалов, детали машин, гидравлика, теплотехника, ТКМ, ОВЗ, резание материалов, основы производства, электротехника, радиоэлектроника, ТСО). Технологические дисциплины: ТКМ (Кристаллическое и аморфное состояние. Чугун, сталь, медь и сплавы. Алюминий и его сплавы. Пластмассы. Древесина. Методы и виды обработки материалов. Основы техники безопасности при обработке материалов); ОВЗ (Технологические способы соединений. Взаимозаменяемость и стандартизация. Допуски и посадки. Шероховатость. Основы технических измерений); Резание материалов, станки и инструменты (Методы обработки резанием. Общие сведения о станках, оснастке, инструментах). Основы производства (Структура и тенденции развития современного производства. Перспективные технологии. Производство и окружающая среда). Графические дисциплины.
Творческо-конструкторские дисциплины.
В связи с этим инженер-педагог должен быть подготовлен к проведению занятий с учащимися по ручной обработке древесины, металлов и пластмасс, механической обработке материалов на станках и механизированным инструментом, электротехническим работам и другим прогрессивным видам труда. Материал в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о технологических процессах механической обработки резанием материалов, устройстве станков, технике безопасности и т. д. как первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т. д. Специальная общетехническая подготовка преподавателя, подготовка к учебной проектной деятельности с учащимися и конструкторско-технологическая подготовка охватывают одни и те же блоки и модули дисциплин предметной подготовки (рис. 2).
Рис. 2 Вопросы для самопроверки: Что называется профессией? Специальности профессии преподавателя. Специальная подготовка преподавателя. Методическая подготовка преподавателя.
Общие требования государственного образовательного стандарта к подготовке рабочих в отрасли.
Требования по дисциплинам общекультурной подготовки. Требования по психолого-педагогической подготовке. Требования по дисциплинам предметной подготовки.
Блоки и модули общетехнических дисциплин в цикле предметной подготовки образовательного стандарта.
Концентричность содержания учебного материала. 3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и
специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы,
определяющие содержание специальной подготовки
Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования выделяет как эффективный блочно-модульный принцип обучения. Блочно-модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули реализуют одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий может быть следующим: 1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок. 2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности). 3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|