В настоящее время иметь и
вести свой бизнес в России становится для предпринимателей все более опасным.
Причем положение в этом направлении с каждым годом все ухудшается, а
правоохранительные органы не проявляют необходимой активности в решении данной
проблемы.
Важнейшей тенденцией
развития российской теневой экономики на сегодняшний день является ее
криминализация, возрастание влияния организованной преступности. Рост масштабов
теневой экономики в пореформенной России воспринимается обществом как
неизбежное зло, естественное и закономерное, «освященное» вековыми
экономическими и социокультурными традициями. Однако только констатация этого
очевидного эмпирического факта не дает теоретического объяснения увеличения
масштабов этого феномена, а тем более условий и механизмов, стимулирующих его и
регулирующих. Проблема теневой экономики является глобальной и постоянно
возрастающей.
Еще одной тенденцией
развития криминальной экономики России стало формирование теневого
политического рынка, связанного с лоббированием, коррупцией. Коррупция – одна
из самых древних проблем общества и государства. Посетивший феодальную Россию в
19 веке французский маркиз Астальф де Кюстин отмечал, что «свирепость
российских законов компенсируется их неисполнением». С тех пор прошло более 170
лет, и мы уже живем в другой, новой России. В новой России были введены новые
понятия, приняты новые законы и даже обнаружено новое качество российских
законов – криминалоемкость.[2]
Проведение рыночных
реформ в России привело к расширению границ теневой экономики. Административный
ресурс государства сегодня должен более энергично и последовательно
использоваться в целях полной легализации отечественного предпринимательства,
вывода предприятий из "теневой экономики". Ибо очевидно, что даже
самые инновационно продвинутые организации окажутся в проигрыше перед
недобросовестными конкурентами, применяющими различные способы
"оптимизации" налоговых отчислений и полулегальные "серые"
схемы экспортно-импортных операций.
1.2 Мониторинг
экономической безопасности государства: система индикаторов и их пороговые
значения
Важнейшей проблемой характеристики
экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных
критериев. Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает
принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной "черты"
как признака критического или порогового состояния социально-экономической
системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит
деградация и разрушение этой системы.
В целях принятия государственными
органами обоснованных решений по обеспечению экономической безопасности
государства необходима организация мониторинга индикаторов экономической
безопасности (см. табл. 1, Приложение), который предполагает, прежде всего,
фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп
экономических показателей (индикаторов).
Можно выделить группу общих показателей
(индикаторов) экономической безопасности: уровень и качество жизни; темп
инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета;
государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику;
деятельность "теневой экономики"; структура собственности; налоговая
система; развитие рыночных структур.
На региональном уровне в качестве
индикаторов экономической безопасности наряду с упомянутыми выше могут быть
приняты: доходы населения; уровень розничных цен; обеспеченность жильем;
количество беженцев, эмигрантов и др.; удельный вес региона в ВВП страны;
платежный баланс региона; сальдо экспорта-импорта.
Государственная стратегия в области
обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов
экономического и социального развития страны и ее регионов и должна
корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту,
а также с учетом определенных временных периодов. Многовариантная стратегия
предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность
"переключения" на тот или иной вариант в зависимости от конкретного
развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и
взаимоувязанных решений. При этом должна быть сформирована полноценная система
государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с
наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная
взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на
основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного
вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а
также разработку эффективных методов государственного регулирования.
Государство также не должно допускать,
чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической
безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо
подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата,
увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию
конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка,
рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по
повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и
обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.
Для поддержания экономической
безопасности государство должно предусмотреть: проведение институциональных
преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии
действующих общественных институтов; выработку и принятие общих принципов
экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном
процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация
льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма; контроль
за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и
органами государственного управления; создание механизма разрешения спорных
вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений
между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной
власти страны; организацию обучения кадров современным методам анализа
хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;
повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной
напряженности; гармоничное развитие экономических и политических отношений со
странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.
Соответственно в среднесрочной
перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи: поддержка
эффективных и конкурентных производств при последовательном свертывании
бесперспективных и устаревших производств; развитие инфраструктуры экономики,
необходимой для реализации структурных преобразований; обеспечение более
эффективного экономического использования ресурсов; сохранение наиболее ценных
элементов накопленного научно-технического потенциала; преодоление структурных
деформаций, согласование структуры производства и платежеспособного спроса; ускорение
адаптации предприятий к рыночным условиям; диверсификация экспортного
потенциала; обеспечение повышения экологической безопасности.
Решение этих задач позволит государству
устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности -
неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики. Исходя из
этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и
микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим
ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке
элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.
На макроэкономическом уровне
в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:
повышение совокупного спроса; увеличение нормы сбережений и обеспечение условий
трансформации накоплений в инвестиции; стимулирование перелива всех видов
ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста; увеличение валовых
инвестиций; стимулирование экспорта; регулирование импорта в целях защиты
отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.
На микроэкономическом уровне
в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:
поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и
организаций; ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;
недопущение возможности появления новых монополий; стимулирование и
регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого
перелива капитала; организация согласительного процесса в целях торможения
роста цен; стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических
субъектов. К жизненно важным отраслям производства с точки зрения экономической
безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую
промышленность, транспорт, связь и др.
Сохранение, поддержание, развитие и
эффективное использование научно-технического потенциала следует рассматривать
как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной
безопасности страны. В этих целях необходимо разработать долгосрочную
государственную концепцию научно- технического развития страны, определить на
ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в
первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед
другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов
страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее
поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных
ученых.
В целях стабилизации общества проводимая
государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при
условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения
уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит
предотвратить угрозу безопасности страны с точки зрения возможных социальных
конфликтов. Процесс расслоения общества, протекающий быстрыми темпами, является
дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения
социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля
населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного
решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и
нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется
отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.
Принятие дополнительных мер по
социальной поддержке работников предприятий в условиях применения процедуры
банкротства и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу
призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о
банкротстве и создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и
ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом
положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся
угрозой безопасности общества.
В настоящее время обострились проблемы
миграции внутри ряда стран. Регулирование внутренних потоков миграции требует
разработки мероприятий по следующим направлениям:
- установление дополнительных льгот и
социальных гарантий для лиц, переселяющихся в районы более привлекательные, а
также установление дополнительных льгот и стимулов, направленных на сдерживание
оттока населения из непривлекательных районов;
- решение комплекса проблем, связанных с
обустройством и трудоустройством мигрантов, выезжающих из ряда районов;
- создание правовой и
социально-экономической базы привлечения и закрепления населения в сельской
местности в условиях реализации земельной реформы, включая разработку
организационных форм и изменение механизма финансового обеспечения переселения,
а также систему льгот для переселенцев.
Обеспечение экономической безопасности -
задача, по существу, долговременная, стратегическая.
Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии
(доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно
государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным
интересам и имеющая нормативный характер.
Долговременный характер государственной
стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней
конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина
современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания
на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности,
придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных
решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов,
сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы
главные направления деятельности государства как гаранта экономической
безопасности страны.
Выработка концепции экономической
безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные
интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о
той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге
происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в
этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают
свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.
1.3 Предпринимательство и его
влияние на теневые процессы в системе общественного воспроизводства
Современная российская экономика в
качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие
рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе играет
предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для
расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими
являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым
фактором является обеспечение благоприятных условий развития
предпринимательской деятельности в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|