Прокурорский надзор
состоит:
- в наблюдении за
законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих
субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан,
общества и государства;
- в принятии мер к
устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению
нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение,
прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего
государственного органа или суда.
Необходимо отметить, что
контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления.
Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять
надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде
всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них
законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми
органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их
компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не
подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции
РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ,
даже если предмет надзора - исполнение законов субъектом Федерации[13].
Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности предполагает
недопустимость вмешательства в его осуществление. Эта черта прокурорского
надзора выражается в запрете воздействия в какой-либо форме органов
государственной власти и органов местного самоуправления, общественных
объединений, средств массовой информации, их представителей, а также
должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им
решение[14].
Вышесказанное позволяет
сформулировать обобщенное понятие прокурорского надзора:
Прокурорский надзор в
Российской Федерации - это установленный Конституцией РФ и федеральными
законами особый вид государственной правоохранительной деятельности
специального органа государства - прокуратуры Российской Федерации - по надзору
(наблюдению) за соблюдением Конституции и исполнением законов РФ, а также иных
нормативно-правовых актов в целях обеспечения верховенства законов, а также
защиты и восстановления прав и законных интересов человека, общества и
государства. Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с
установленными федеральными законами предметами прокурорской деятельности и
полномочиями, закрепленными за органами и учреждениями прокуратуры и их
должностными лицами, и обеспечивается установленными уголовным и
административным законодательством РФ гарантиями недопустимости вмешательства в
осуществление прокурорского надзора и другой деятельности органов прокуратуры[15].
Исходя из изложенного
выше понятия прокурорского надзора следует выделить существенные
(основополагающие) его черты. К ним, прежде всего, надо отнести:
1) прокурорский надзор -
это государственная деятельность, обеспечиваемая Прокуратурой РФ как единой
централизованной федеральной системой органов. Здесь следует уяснить, что
единство, централизация и федеральный статус прокурорской системы - это
характерные, неотъемлемые особенности, вызываемые задачей единообразного,
точного и безусловного исполнения законов федеративного государства на всей его
территории и соблюдением Основного Закона государства - Конституции РФ;
2) прокурорский надзор -
это вид официальной государственной деятельности, осуществляемый гласно в
строго установленных законами формах полномочий прокурора, направленных не
только на обеспечение точного, безусловного и единообразного соблюдения
законов, но и на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов
человека, общества и государства;
3) прокурорский надзор
независим от деятельности и усмотрения любых органов, организаций и их
представителей;
4) прокурорский надзор -
это внесудебная правоохранительная правовая форма деятельности специального
органа государства - прокуратуры Российской Федерации[16].
Поэтому, определяя место
и роль прокуратуры в системе органов государства, необходимо исходить из
следующих посылок:
а) прокуратура является
неотъемлемой частью конституционной системы органов власти Российской
Федерации, обеспечивая при этом выполнение только ей присущих задач по надзору
за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
б) прокуратура как
независимая федеральная система органов в своей деятельности взаимодействует со
всеми без исключения органами государства. Формы такого взаимодействия
различаются в зависимости от конкретных целей и задач, реализуемых
прокуратурой;
в) прокуратура, участвуя
в уголовном судопроизводстве, осуществляет надзор за исполнением
уголовно-процессуального и уголовного законодательства;
г) прокуратура как орган
власти не осуществляет при этом управления или руководства по отношению к
другим органам власти государства. Этот важный тезис не только способствует
правильному определению места и роли прокуратуры в системе органов государства,
он позволяет не допускать смешения функций прокуратуры с функциями других
государственных органов. Важно еще и то, что именно эта позиция не позволяет
переложить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов
с органов государства, на которые по закону эти функции возложены. С учетом
изложенного анализа отношения прокуратуры Российской Федерации с другими
органами государства можно представить в трех уровнях.
Отношения первого уровня
возникают при реализации прокуратурой своих полномочий как органа надзора за
соблюдением Конституции РФ и исполнением законов и иных правовых актов органами
государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами,
другими поднадзорными субъектами, в совокупности представляющими собой сложный
механизм Российского государства. Пределы, параметры и полномочия прокуроров,
осуществляющих надзорную деятельность, устанавливаются федеральным законом.
Второй уровень отношений
проявляется при участии органов прокуратуры и их кадрового аппарата как
представителей государства в работе иных государственных органов власти, не
входящих в круг поднадзорных прокуратуре субъектов, и органов судебной власти
при рассмотрении ими уголовных, гражданских, арбитражных и административных
дел. Отношения данного уровня складываются при участии прокурорских работников
в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов;
участии Генеральной прокуратуры в государственной деятельности Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по международному
сотрудничеству. К обозначенному уровню отношений относится и деятельность
органов прокуратуры по обеспечению координации и взаимодействия
правоохранительных органов по борьбе с преступностью[17].
Третий уровень отношений
складывается в результате взаимодействия, информирования и согласования
деятельности прокуратуры РФ с главой государства - Президентом Российской
Федерации; высшими органами судебной власти Российской Федерации: Конституционным
Судом РФ, коллективными органами (Пленумами) и руководителями Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам осуществления
правосудия на основе принципов законности, обоснованности и справедливости, а
также единообразного применения правовых предписаний в процессе
правоприменительной деятельности органов судебной власти.
Соотношение данных
уровней взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации с иными
органами Российского государства чрезвычайно важно.
В Федеральном законе «О
прокуратуре Российской Федерации» на первое место поставлен прокурорский надзор
от имени федерального государства за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими
правовых актов.
Прокуратура осуществляет
надзор за исполнением официально опубликованных законов. В соответствии со ст.
4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального
конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания
считается первая публикация его полного текста в "Российской газете"
или "Собрании законодательства Российской Федерации". Органы
прокуратуры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов
Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в
соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции РФ.
Возможные пути осуществления данной деятельности намечены в указании
Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2003 г. N 36/7 "Об организации прокурорского
надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов
субъектов Российской Федерации в связи с принятием постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 13-П"[18].
Следовательно, в предмет
надзора не входят иные общеобязательные нормативные правовые акты, каковыми,
согласно Конституции, являются указы Президента РФ, постановления и
распоряжения Правительства РФ. Контроль (надзор) за исполнением этих
нормативных актов осуществляет система контрольных органов Администрации
Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при
необходимости взаимодействуют. Однако это не означает, что органы прокуратуры
ни в какой мере не связаны с осуществлением контроля (надзора) за исполнением
указов Президента РФ и нормативных актов Правительства РФ.
Особое место отведено
надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами.
В качестве самостоятельных
выделяются некоторые виды надзорной функции прокуратуры в соответствующих
сферах правовых отношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной
деятельности, дознания и предварительного следствия, а также за исполнением
наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера.
Оперативно-розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления
должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав
человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и
установленный законодательством РФ, а также ведомственными нормативно-правовыми
актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
При этом законодатель не
называет конкретные органы, на которые распространяется прокурорский надзор.
Важно, чтобы они в установленном законом порядке имели соответствующие функции
и полномочия. Данное направление прокурорского надзора конкретизируется в
нормативных актах Генеральной прокуратуры. К ним следует отнести, Приказ
Генеральной прокуратуры РФ от 12 июля 2010 г. № 276 "Об
организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении
разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства"[19],
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. № 12 "О
совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказ
Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 "Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов
предварительного следствия"[20],
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2007 г. № 140
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме,
регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и
предварительного следствия", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6
сентября 2007 г. № 137 "Об организации прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания"[21],
а также другие распорядительные документы, к которым можно отнести Указание
Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10
"О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной
службы безопасности", Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 января
2008 г. № 14/49 "Об усилении прокурорского надзора за
исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел",
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 "О
разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других
специализированных прокуратур" (с изменениями от 31 марта, 3 августа 2009
г., 20 апреля 2010 г.), Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября
2007 г. № 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях
уголовного судопроизводства" (с изменениями от 26 мая 2008 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|