Органы прокуратуры
призваны обеспечивать эффективный надзор за исполнением законов при
осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией
важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а
также применения ими мер принуждения.
Важной составной частью
общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан органами
прокуратуры является надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного
законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Органы прокуратуры
наделены функцией уголовного преследования и поддержания обвинения в суде. Согласно
ст. 21, 37 УПК РФ прокурор осуществляет уголовное преследование в суде от имени
государства по уголовным делам. Федеральным законом «О прокуратуре Российской
Федерации» на органы прокуратуры возложена функция координации деятельности
правоохранительных органов. В целях повышения эффективности борьбы с
преступностью прокуратура совместно с этими органами принимают согласованные
действия путем разработки и осуществления мер по своевременному выявлению,
раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и
условий, способствующих их совершению[22].
Для решения задач
укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований с учетом требований нового
процессуального законодательства настоящим ФЗ закреплена роль прокурора в
судебном процессе. Прокуроры в полной мере, установленной законодательством,
участвуют в уголовном, гражданском и арбитражном процессе и могут
опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и
постановления судов.
Органы прокуратуры,
согласно Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» принимают активное участие в правотворческой деятельности. Это
вызвано следующими причинами:
- интенсивным
законотворческим процессом в Российской Федерации и ее субъектах;
- необходимостью
правового обеспечения действенной борьбы с преступностью;
- необходимостью
соответствия принимаемых законов Конституции РФ и федеральным законам;
- необходимостью
устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий;
- а также необходимостью
исчерпывающего знания законов и правильного их применения.
Генеральный прокурор РФ
может реализовать свою функцию участия в правотворческой деятельности внесением
в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы
соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о
дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов.
Еще одним направлением
участие в правотворческой деятельности можно считать участие работников
Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в
рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для
разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.
Согласно конституциям
(уставам) ряда субъектов РФ прокурорам предоставляется право законодательной
инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.
Для того, чтобы использовать это важное для интересов обеспечения законности
право, прокуроры всех уровней должны систематически накапливать и оценивать
информацию о соответствии действующих законов потребностям правового
регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах
правового регулирования, о необходимости дать толкование законам или отдельным
их нормам.
Таким образом, особое
положение прокуратуры в системе государственных органов определяет и их
соответствующий правовой статус. Согласно нормам закона органы прокуратуры
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и общественных объединений; вмешательство в их деятельность при
осуществлении прокурорского надзора недопустимо, требования прокурора подлежат
обязательному исполнению.
1.2 Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за законностью при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования
В
современной уголовно-процессуальной науке возбуждение уголовного дела может
рассматриваться в разных аспектах. Прежде всего - как форма реагирования на
полученное сообщение о преступлении, с чего начинается досудебное производство
по уголовному делу, как и уголовное судопроизводство в целом. Именно
возбуждение уголовного дела является исходной, стартовой позицией всего
уголовного процесса.
В то
же время это целый комплекс процессуальных действий (процессуальная
деятельность), совершаемых уполномоченными должностными лицами на основании
нормативных требований УПК РФ, связанных с принятием сообщений о преступлениях,
проверкой содержащихся в них сведений и вынесением решения по существу
поступившего сообщения. В своем единстве этот комплекс образует самостоятельную
и обязательную стадию уголовного судопроизводства. Стадия возбуждения
уголовного дела имеет процессуальные основы, а установление сведений о наличии
оснований к возбуждению уголовного дела или отказу в этом имеет черты
доказывания в уголовно-процессуальном значении этого понятия.
Наконец,
возбуждение уголовного дела является обязательным процессуальным основанием
осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков
преступления. Этот фактор имеет существенное значение, так как позволяет
уяснить, что главной задачей уголовного судопроизводства является установление
события преступления и изобличение лица или лиц, его совершивших. То
обстоятельство, что уголовное судопроизводство решает и другие задачи
(правоохранительные, правовосстановительные и т.д.), не может умалять его
главного предназначения - обеспечения уголовного преследования и назначения
виновным справедливого наказания (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). На стадии возбуждения
уголовного дела прокурорский надзор имеет особое значение, о чем
свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и
организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены прокурорам
УПК РФ[23].
Данная
отрасль прокурорского надзора имеет собственное правовое регулирование,
закрепленное в нормах главы 3 раздела III Закона о прокуратуре, в УПК РФ.
Содержание
правовых норм, регулирующих данное самостоятельное направление прокурорской
деятельности, свидетельствует о ее направленности, в первую очередь, на
соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях причастности их к
производству по уголовным делам на всех досудебных стадиях производства по ним,
рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Одновременно с
этим при осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания
и предварительного следствия решается задача обеспечения защиты интересов
общества и государства в части исполнения требования закона о том, чтобы ни
одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом
ответственности.
Решение
указанных задач обеспечивается органами прокуратуры в их неразрывном единстве и
составляет сущность рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.
Таким
образом, деятельность органов прокуратуры по надзору за законностью при
возбуждении уголовного дела и предварительного расследования направлена на
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также на исполнение законов о
борьбе с преступностью по таким направлениям, как: своевременное и объективное
разрешение заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
производство дознания и следствия по уголовным делам[24].
Сущность
прокурорского надзора за законностью при возбуждении уголовного дела и
предварительного расследования, характеризуют ряд признаков.
1.
Реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора, соблюдение
органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, прав и законных
интересов граждан на личную свободу, тайну переписки, телефонных переговоров,
неприкосновенность жилища, свободу передвижения и других прав, ограничение
которых допускается только по основаниям и с соблюдением процедур,
предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, а также
уголовно-процессуальным и другим законодательством.
По
этому признаку деятельность органов прокуратуры может быть охарактеризована как
правозащитная, направленная на недопущение в отношении граждан в практике
работы правоохранительных органов незаконного возбуждения уголовного
преследования, необоснованных задержаний и арестов, обысков и иных незаконных
оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий, ущемляющих политические,
личные, имущественные, социально-экономические права и свободы.
2.
Обеспечение точного и безусловного исполнения указанными органами требований
закона по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся
преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в
совершении преступных посягательств[25].
Прокурорский
надзор за законностью при возбуждении уголовного дела и предварительного
расследования является властно-распорядительным, так как вмешательство
прокурора в деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих борьбу с
преступностью, имеет все признаки фактического управления с наличием властных
полномочий по отношению к правоохранительным органам и их должностным лицам,
обеспечивающим проведение оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрение и
разрешение материалов и дел о совершенных и готовящихся преступлениях. После
принятия в июне 2007 года Федерального закона "О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О Прокуратуре
РФ" появились суждения о том, что прокурорский надзор за исполнением
законов органами предварительного следствия утратил властно-распорядительный
характер. Эта точка зрения, на наш взгляд, ошибочна и не согласуется с нормами
действующего уголовно-процессуального законодательства. Ведущие российские,
советские и постсоветские ученые-процессуалисты и специалисты
прокурорско-надзорного права, такие как А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий, В.К.
Случевский, П. Стучка, М.С. Строгович, В.М. Савицкий, В.И. Басков, П.А.
Лупинская, К.Ф. Гуценко, А.Б. Соловьев, М.А. Чельцов и другие, научно
обосновали, что полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса
отражают реализацию функции государства по обеспечению законности,
обоснованности и справедливости правоохранительной деятельности при
осуществлении уголовного преследования.
3.
Обеспечение процессуального руководства за проведением дознания по конкретным
уголовным делам.
Норма
ст. 29 Закона о прокуратуре (устанавливающая предмет рассматриваемой отрасли
надзора) обязывает прокурора осуществлять постоянный надзор (наблюдение) за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением установленного
порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся
преступлениях, безусловным выполнением оперативно-розыскных мероприятий, а
также всесторонним, полным и объективным проведением расследования.
Подводя
краткий итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что сущность надзора за
законностью при возбуждении уголовного дела и предварительного расследования,
заключается в обеспечении средствами прокурорского надзора безусловного
соблюдения прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами при
реализации их полномочий по предупреждению и пресечению преступлений;
эффективного решения ими задач быстрого, всестороннего и полного раскрытия
преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении; точного соответствия
закону процессуальной деятельности по расследованию уголовных дел независимо от
их подследственности[26].
Сущность
рассматриваемой отрасли прокурорского надзора характеризуют и стоящие перед ней
задачи. Они предусмотрены нормами Закона о прокуратуре, УПК РФ, других
федеральных законов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов,
а также приказов и указаний Генерального прокурора РФ.
В
зависимости от значимости и функциональной направленности задачи надзора за законностью
при возбуждении уголовного дела и предварительного расследования, можно
разделить на базовые, вытекающие из установленных федеральными законами
обязательных направлений надзорной деятельности, и конкретно-функциональные,
обусловленные конкретным историческим периодом и ролью органов прокуратуры в
борьбе с преступностью на этом этапе. Последние определяются, как правило,
Генеральным прокурором РФ в его приказах и указаниях[27].
Первую
группу составляют задачи:
1)
обеспечения на досудебных стадиях уголовного судопроизводства реализации
основного его назначения, смысл которого состоит в защите прав и законных
интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, равно как и в защите
личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее
прав и свобод;
2)
безусловного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе
точного исполнения закона, устанавливающего порядок разрешения заявлений и
сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
3)
выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке и по основаниям,
установленным Законом об ОРД для выявления преступлений и лиц, их совершивших;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|