Дипломная работа: Коллективные соглашения в регулировании трудовых отношений в условиях военных организаций
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.
Общая характеристика социального партнерство в сфере труда
1.1 История развития социального партнерства
1.2 Понятие и формы социального
партнерства
1.3 Правовые основы социального
партнерство в сфере труда
1.4 Принципы социального
партнерства
Глава 2
Правовое регулирование соглашений и коллективного договора в Федеральной Службе
Безопасности Российской Федерации
2.1 Порядок разработки и
заключения соглашений и предмет их правового регулирования. Действие соглашений
и их регистрация
2.2 Коллективный договор как
один из видов нормативных правовых актов социального партнерства
2.3 Правовое регулирование
заключения коллективного договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность
работы
заключается в том, что состояние коллективно-договорного регулирования трудовых
и иных связанных с ними отношений находится в прямой зависимости от
экономического и финансового состояния организаций. При этом, до настоящего
времени кардинальных изменений в данной сфере, в том числе и в Вооруженных
Силах Российской Федерации, не произошло.
В ходе проверок, проведенных Управлением труда и заработной платы
гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации, установлено,
в частности, что коллективные договоры многих проверенных воинских частей
противоречат действующему трудовому законодательству, в них включаются условия,
ухудшающие по сравнению с данным законодательством положение работников, а
именно:
- не планировались мероприятия, направленные на предупреждение
несчастных случаев на производстве;
- имели место «факты предоставления работникам дополнительных
гарантий и льгот, так как для бюджетных организаций они являются нереальными и
носят декларативный характер»;
- не предоставлялись льготы и компенсации работникам за работу во
вредных и опасных условиях труда;
- отдельные положения коллективных договоров, заключенных в
воинских частях, противоречили принципам их заключения или же распространялись
только на членов профсоюза
- устанавливались меры дисциплинарной ответственности работников,
не предусмотренные в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. № 197-ФЗ.[1] Например,
коллективным договором одной из воинских частей предусмотрено за нарушение
трудовой дисциплины перенесение очередного отпуска на зимний период, уменьшение
очередного отпуска на количество дней прогула, объявление строгого выговора;
- не указывались конкретные сроки выплаты заработной платы или в
коллективный договор включались условия, предусматривающие выплату заработной
платы один раз в месяц в нарушение требований чч. 4, 6 ст. 136 ТК РФ.[2]
Тема дипломной работы, ее теоретическая часть, широко изучена
ведущими юристами современности, такими как: Ковалев В.И., Скачкова Г.С.,
Крапивин О.Н., Гуев А.Н., Гусов К.Н., Уткина С.А.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в
сфере регулирования трудовых отношений в условиях военных организаций.
Предмет работы – нормативные правовые акты Российской Федерации, а также
акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды
ученых относительно коллективных соглашений.
Цель дипломной работы – комплексное правовое исследование места и роли
коллективных соглашений в регулировании трудовых отношений в условиях военных
организаций.
Цель исследования определила
постановку следующих задач:
-
Раскрыть
понятие и формы социального партнерства;
-
Рассмотреть
правовые основы социального партнерство в сфере труда;
-
Проанализировать
понятие и формы социального партнерства;
-
Охарактеризовать
коллективный договор как один из видов нормативных правовых актов социального
партнерства;
-
Показать
порядок разработки и заключения соглашений и предмет их правового
регулирования. Действие соглашений и их регистрация;
-
Выявить
содержание коллективного договора и его структура.
Способы решения основных
задач. Методологической основой исследования является: а) естественнонаучные и
философские взгляды на взаимодействия общества и природы; б) выработанные
мировым сообществом принципы экологической деятельности государств, взгляды на
пути достижения устойчивого развития и основные направления их реализации; в)
конституционные основы экологической деятельности Российского государства и его
органов.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения,
списка нормативных правовых актов и литературы, приложения.
Методы
исследования. В процессе работы над дипломной работой использованы
сравнительно-правовой, системный, формально-логической и другие общенаучные и
частно-научные методы: методы аналогии, наблюдения, поиска закономерностей и т.
д.
Правовой основой
исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные
конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской
Федерации; постановления Правительства Российской Федерации.
Положения
выносимые на защиту:
1. Предлагаем понимать под
социальным партнерством особый тип регуляции социально-трудовых отношений на
основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства,
направленного на достижение социального согласия в обществе.
2. Более эффективно
использовать возможности социального партнерства в сфере совершенствования
регулирования социально-трудовых отношений.
3. Разработать критерии
определения структурного подразделения к категории обособленных подразделений.
Глава 1. Общая характеристика социального партнерство в сфере
труда
1.1 История развития социального партнерства
Вопросы
договорного, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых и иных
тесно связанных с ними отношений волновали работодателей, самих работников (или
как их называли - трудящихся), а также государства на протяжении многих
десятилетий.
Развитие
промышленного производства, желание хозяев заводов и фабрик получить
максимальную прибыль от деятельности своих предприятий, безусловно, вело к
жестокой эксплуатации рабочих. На протяжении всего XIX столетия происходило
осознание работниками своих социальных интересов, для представительства и
защиты которых стали создаваться профессиональные объединения - профсоюзы.
Первые переговоры о заработной плате, режиме рабочего времени, условиях труда
проходили в атмосфере забастовок и локаутов.
Постепенно
зрело понимание простой истины: лучше плохой мир, чем хорошая война. Уже в
начале XX в. коллективно-договорная система нашла официальное отражение в
законодательстве ряда промышленно развитых стран. Впервые коллективные договоры
были предусмотрены в Гражданском кодексе Дании 1907 г., затем подобные нормы
появились в Швейцарском кодексе обязанностей 1911 г. Вскоре в европейских
странах были приняты специальные законодательные акты о коллективных договорах:
в 1915 г. - в Норвегии, в 1918 г. - в Германии, в 1919 г. - во Франции.
Существенное развитие система коллективных договоров получила в Законе
национальных трудовых отношений США в 1935 г.
В
законодательстве Союза ССР и РСФСР как одной из союзных республик уже в начале
20-х годов прошлого века имелись нормы, определяющие порядок заключения
коллективного договора, сферы его действия, его содержание, контроль выполнения
и т.д. В период НЭПа и до Великой Отечественной войны на предприятиях
повсеместно заключались коллективные договоры. Война и последующий период
восстановления народного хозяйства прервали процесс демократизации управления
экономикой вплоть до семидесятых годов. Однако политический режим,
существовавший в то время, официальная идеология, отрицавшая возможность
возникновения на предприятиях социальных конфликтов постепенно привели к тому,
что коллективные договоры заключались формально, о социальном диалоге речь не
шла.
Между тем уже
в восьмидесятые годы демократические начала на предприятиях, в учреждениях,
организациях получили новый импульс. Стала повышаться роль трудовых
коллективов. В июне 1983 г. был принят Закон СССР «О трудовых коллективах и
повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в
котором были закреплены полномочия коллектива по заключению коллективного
договора. Это привело к необходимости дальнейшего совершенствования
законодательства о коллективных договорах.
Переход
экономики на рыночные рельсы, разгосударствление предприятий, появление частных
хозяйственных обществ и товариществ вынудили российское государство по-новому
взглянуть на роль и значение коллективных трудовых договоров. Они стали
рассматриваться не только как регуляторы социально-трудовых отношений, но и как
форма участия трудящихся в управлении предприятиями и, что немаловажно, как
средство достижения социального мира между работниками организаций и их
собственниками.
Законом РФ от
11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривалось
участие работников и их представителей - профсоюзов в регулировании
социально-трудовых отношений не только на отдельно взятом предприятии, но и в
отрасли, а также на уровне территорий. С 1993 года в России начали заключаться
генеральные, региональные, территориальные, отраслевые (межотраслевые)
соглашения, имеющие целью достижение социального мира, предотвращение
забастовок и иных социальных потрясений, урегулирование трудовых и иных, в том
числе социально-бытовых, отношений.
За прошедшее
десятилетие в России накоплен определенный опыт как индивидуально - так и
коллективно-договорного регулирования труда.
В ряде
субъектов Федерации еще до принятия нового Трудового кодекса были изданы законы
о социальном партнерстве. Так, в Москве действует Закон от 22 октябре 1997 г. «О
социальном партнерстве», который определяет правовые основы функционирования и
развития системы социального партнерства с целью регулирования
социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений для достижения
общественного согласия в г. Москве.
Аналогичные
законы действуют в Московской области, Республике Татарстан и ряде других
субъектов Российской Федерации. Их действие распространяется на работников,
работодателей, их представителей, органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления соответствующего субъекта в той части, в какой принятые
законы не противоречат новому Трудовому кодексу. В ТК РФ с учетом особой
актуальности проблем регулирования социального партнерства в сфере труда им посвящена
часть вторая, содержащая 7 глав (гл.3-9) и 32 статьи (ст.23-55). Положения ТК
РФ полностью соответствуют международным нормам, регулирующим эти вопросы, в
частности требованиям Конвенции МОТ 1948 г. № 87 о свободе ассоциации и защите
права на организацию; Конвенции № 98 (1949 г.) о применении принципов права на
организацию и на ведение коллективных переговоров; Конвенции № 154 (1981 г.) и
соответствующей Рекомендации № 163 о содействии коллективным переговорам и др.
Однако
проблем в развитии социального партнерства в Российской Федерации осталось
немало. Среди них можно выделить организационно-политические и юридические
проблемы.
Самое большое
организационно-политическое, да и юридическое препятствие - это снижение роли и
влияния профсоюзов на решение социально-трудовых вопросов. Если в советское
время членами профсоюзов были более 95% работающих граждан и на каждом
предприятии, в организации или учреждении действовала первичная профсоюзная
организация, то теперь, напротив, нет ни одной созданной в последние годы
фирмы, где действуют профессиональные союзы.
Именно
поэтому коллективные договоры заключены только в 165 тыс. организаций из 3 млн
зарегистрированных юридических лиц.
Новый
Трудовой кодекс впервые в российском законодательстве закрепил в ст.22 не
только право, но и обязанность работодателя вести коллективные переговоры, а
также заключать коллективные договоры в установленном порядке. Это, безусловно,
шаг вперед. Но оказалось, что кроме профсоюзов нет никаких других
представительных органов, которые хотели бы взять на себя нелегкое бремя защиты
интересов работников. Поэтому к работодателю сегодня некому обращаться с
предложениями о начале коллективных переговоров и заключении коллективного договора.
К сожалению,
в России еще не сформировалось гражданское общество (сообщество свободных
экономически независимых высококультурных людей), которое должно быть в
правовом государстве. В этой связи, на наш взгляд, само государство должно
поощрять создание различных общественных объединений, в том числе и профсоюзов,
повышать их роль в управлении как внутри конкретных организаций, так и на
уровне муниципальных образований, субъектов Федерации и государства в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|