Предложение
работодателям о присоединении к соглашению составляется по установленной форме
и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации для официального опубликования в «Российскую газету».
Подписанное
сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется для
уведомительной регистрации работодателем (ст. 50 ТК РФ).
Вступление
коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной
регистрации.
При
осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий
орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с
ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям
сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию
труда. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и
не подлежат применению.
Контроль за
выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами социального
партнерства и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять
друг другу необходимую для этого информацию.
Вопросы
ответственности работодателя и его представителей за уклонение от участия в
коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора,
соглашения, непредоставление информации, необходимой для осуществления
коллективных переговоров и контроля за соблюдением коллективного договора,
соглашения, иные правонарушения, а также порядок привлечения их к ответственности
изложены в разд. 18 настоящего издания.
Обратим
внимание на Вопросы ответственности за нарушение законодательства о труде и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решаются не
только этим законодательством, но и на основании норм других отраслей права. В
связи с этим работодатель (воинская часть, военная организация), а также
представляющие его в трудовых отношениях с гражданским персоналом Вооруженных
Сил Российской Федерации командир воинской части, руководитель военной
организации и иные руководящие работники предприятий, учреждений и организаций
Министерства обороны Российской Федерации несут ответственность за совершение
правонарушений в сфере труда и в случаях, когда меры ответственности
непосредственно названы трудовым законодательством, и тогда, когда санкция за
них определена нормами других отраслей права.
В
соответствии с положениями гл. 38 и ст. 419 ТК РФ за указанные правонарушения
законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды ответственности:
-
дисциплинарная;
-
материальная;
-
административная;
-
гражданско-правовая;
- уголовная.
Рассматривая
перечисленные виды ответственности, следует обратить внимание на то, что
выступающие в качестве работодателя организации (в том числе воинская часть,
предприятие, учреждение Министерства обороны Российской Федерации) могут быть
подвергнуты только материальной, административной и гражданско-правовой
ответственности. В то же время осуществляющие права и обязанности работодателя
в трудовых отношениях его индивидуальный орган управления или уполномоченные им
лица - командир воинской части, руководитель военной организации и иные
руководящие работники, наделенные организационно-управленческими функциями,
могут привлекаться ко всем вышеназванным видам ответственности.[52]
Из указанных
видов ответственности трудовым законодательством урегулированы условия и
основания только двух из них - дисциплинарной и материальной ответственности
(установлены для представителей работодателя, не являющихся военнослужащими). В
связи с этим положения о дисциплинарной и материальной ответственности
работодателей и руководящих работников организаций, в том числе из числа
военнослужащих, подробно изложены в соответствующих разделах настоящего
издания, и в настоящем разделе они не рассматриваются.
Ответственность
за нарушение трудового законодательства, как правило, преследует решение двух
основных задач: стимулирующую к должному поведению участников трудовых и иных
непосредственно связанных с ними отношений, а также предупредительную, или
превентивную, во избежание последующих подобных нарушений. Третья задача -
компенсационная, заключающаяся в возмещении причиненного ущерба, решается
только при некоторых видах ответственности (например, материальной и гражданско-правовой
ответственности).
Различные
виды ответственности в сфере труда могут сочетаться друг с другом и не
устраняют возможности одновременного привлечения за виновные правонарушения, в
частности, к материальной и административной ответственности либо к уголовной и
гражданско-правовой ответственности и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное
партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями,
органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними
отношений.[53]
Сторонами
социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке представителей.
Органы
государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами
социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве
работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым
законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения,
предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих
бюджетов.
В современной
социально-экономической литературе социальное партнерство определяется как «особый
тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных
работников, работодателей и государства, направленного на достижение
социального согласия в обществе».[54] Оно выступает как
важнейший демократический институт управления в различных сферах деятельности,
способствующих выявлению и учету общественного мнения участников партнерских
отношений по наиболее важным проблемам жизни общества.
Принципы
социального партнерства - это основные положения, кратко отражающие суть действующего
трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических
законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления
дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной
категорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.
Коллективный
договор в отличие от трудового договора является инструментом регулирования
коллективных, а не индивидуальных отношений, возникающих в воинской части
(военной организации) в сфере труда. Вместе с тем, он, дополняя сложившуюся
систему законодательства о труде, является локальным нормативным правовым
актом, регулирующим труд в конкретной организации (ст. 5 ТК РФ).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательство Российской
Федерации
1. Конвенция Международной
Организации Труда № 148 о защите трудящихся от профессионального риска,
вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах (Женева,
20 июня 1977 г.) // Женева, Международное бюро труда, 1991
2. Конвенция Международной
Организации Труда № 154 о содействии коллективным переговорам(Женева, 19 июня
1981 г.)
3. Конвенция № 98
Международной организации труда «О применении принципов права на организацию и
ведение коллективных переговоров» (принята в Женеве 1 июля 1949 г. на 32 сессии
Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые
Международной конференцией труда. 1919- 1956. Т. I. Женева: Международное бюро
труда, 1991. С. 1010-1014.
4. Декларация относительно
целей и задач Международной Организации Труда (Филадельфия, 10 мая 1944 г.)
5. //Сборнике действующих
договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствам»
выпуск XVI, М., 1957 г. /
6. Трудовой кодекс
Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрании
законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
7. Налоговый кодекс
Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ
a. // Собрание
законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824
8. Федеральный закон от 12
января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» // Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января
1996 г. № 3 ст. 148,
9. Федеральный закон от 1
мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений» // Собрании законодательства Российской Федерации
от 3 мая 1999 г. № 18 ст. 2218
10. Закон РФ от 19 апреля
1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 2 мая 1991 г., № 18, ст. 566
11. Закон г. Москвы от
22.10.1997 № 44 «О социальном партнерстве» (в ред. от 19.05.2004)// Вестник
мэрии Москвы. 1997. № 25; 2002. № 4; № 7; Вестник Мэра и Правительства Москвы.
2004. № 35.
12. Приказ Минобороны РФ от
22 сентября 1998 г. № 429 «О мерах по улучшению взаимодействия с профсоюзами,
объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»
// СПС ГАРАНТ
13. Приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2007 г. № 260 «Об
утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых
соглашений и предложения о присоединении к соглашению» // Российская газета от
20 июня 2007 г. № 129
Учебная и научная
литература
14. Анисимов Л.Н. Новое в
трудовом законодательстве. - «Юстицинформ», 2007 г.
15. Анисимов А.Л. Трудовые
отношения и трудовые споры. - «Юстицинформ», 2008 г.
16. Азаров Г.П. Трудовое
право. Конспект лекций. - Система ГАРАНТ, 2008 г.
17. Буянова М.О., Гусов К.Н.,
Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - «Проспект»,
2009 г.
18. Гейхман В.Л. Комментарий
к Трудовому кодексу Российской Федерации - 4-// «Юрайт», 2009 г.
19. Гуев А.Н. Комментарий к
Трудовому кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
20. Голенко Е.Н.
Комплектование гражданским персоналом // Военное право: Учебник / Под. ред.
В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004.
21. Гейхман В.Л., Дмитриева
И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002. С. 304-338;
22. Журавлева И.В.
Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации. - «Юрайт»,
2007 г.
23. Ковалев В.И. Все о труде
гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: Справочное
пособие. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - «За права
военнослужащих», 2008 г.
24. Крапивин О.М., Власов
В.И. Законодательство об оплате труда. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
25. Молодцов М.В., Головина
С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М., 2003.
26. Рыженков А.Я., Мелихов
В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007
г.
27. Скачкова Г.С.
Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области
обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства:
науч.-практ. пособие. - «Волтерс Клувер», 2005 г.
28. Скачкова Г.С. Особенности
регулирования труда лиц гражданского персонала Минобороны, МВД, МЧС и др. М.:
Волтерс Клувер, 2005.
29. Скачкова Г.С. Расширение
сферы действия трудового права и дифференциации его норм. М., 2003.
30. Юсупов В.Г., Гущина К.О.
Трудовые договоры. Новые требования и возможности. - «Омега-Л», 2008 г.
Периодическая печать
31. Булаев С.В, Автономным
организациям и учреждениям о трудовых соглашениях // «Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение», № 9, сентябрь 2008 г.С.42.
32. Блинова М.В Коллективный
договор: правила заключения (М.В. Блинова, «Отдел кадров бюджетного учреждения»,
№ 10, октябрь 2009 г.)
33. Скавитин А.О.
Коллективный договор: возможности в условиях кризиса (//»Кадровик. Трудовое
право для кадровика», № 1, январь 2010 г.
34. Лапин Д.А. Коллективный
договор // «Горячая линия бухгалтера», № 23-24, декабрь 2009 г.
35. Хорунжий Н. Когда повысят
зарплаты «гражданским военным» // Красная звезда. 2004. 8 декабря.
36. Ющин В.П. Коллективный
договор и его значение для организации //»Отдел кадров коммерческой организации»,
№ 4, апрель 2009 г.)
37. Шадрина Т.А. Коллективный
договор и его значение для бюджетных организаций // «Учреждения физической
культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», № 3, март 2009 г.
38. Основные права человека в
сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты.
Комментарии специалистов//Б-чка РГ. Вып. № 22-23. М., 1999. С. 37.
[1]
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 7
января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
[2] Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского
персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,
выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и
безопасности государства: науч.-практ. пособие. - «Волтерс Клувер», 2005 г.С.45.
[3] Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. -
Система ГАРАНТ, 2008 г. С.38.
[4] Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - «Проспект», 2009 г. С.55.
[5] Там же
[6] Гейхман В.Л. Комментарий к Трудовому кодексу
Российской Федерации - 4-// «Юрайт», 2009 г. С.65.
[7] Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом //
Военное право: Учебник / Под. ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С.25.
[8] Собрании законодательства
Российской Федерации от 3 мая 1999 г. № 18 ст. 2218
[9] Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. -
Система ГАРАНТ, 2008 г.
[10] Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. - «Юстицинформ»,
2007.С.34.
[11] Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. - «Юстицинформ»,
2008 г. С.38.
[12] Устав Международной Организации Труда, измененный на
конференции МОТ в Монреале в октябре 1946 года и вошедший в силу в 1948 году (с
изм. и доп. от 4 июня 1986 г.)
[13] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных СССР с иностранными государствам» выпуск XVI, М., 1957 г.
[14] ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1611.
[15] Собрании законодательства Российской Федерации от 3
мая 1999 г. № 18 ст. 2218
[16] Вестник мэрии Москвы. 1997. № 25; 2002. № 4; № 7;
Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. № 35.
[17] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:
Учебник для вузов. М., 2003. С.75.
[18] «Управление персоналом», № 18, сентябрь 2007.С.71.
[19] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое
право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
[20] Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. - «Юстицинформ»,
2008 г С.58.
[21] Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник
для вузов. М., 2002. С. 304-338;
[22] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:
Учеб. для вузов. М., 2004. С. 153.
[23] Конвенция № 98 Международной организации труда «О
применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров»
(принята в Женеве 1 июля 1949 г. на 32 сессии Генеральной конференции МОТ) //
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-
1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1010-1014.
[24] Труд и социальные отношения // Спецвыпуск Академии
труда и социальных отношений. М., 2001. С. 96.
[25] Сошникова Т.А. Проблемы развития социального
партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2003. № 4.
С. 36.
[26] Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом //
Военное право: Учебник / Под. ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С.53.
[27] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое
право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007 г.
[28] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:
Учебник для вузов. М., 2003. С.46.
[29] Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. - «Юстицинформ»,
2008 г. С.62.
[30] Гейхман В.Л. Комментарий к Трудовому кодексу
Российской Федерации - 4-// «Юрайт», 2009 г. С.33.
[31] Ющин В.П. Коллективный договор и его
значение для организации //»Отдел кадров коммерческой организации», № 4, апрель
2009.С.36.
[32] Блинова М.В Коллективный договор: правила
заключения // «Отдел кадров бюджетного учреждения», № 10, октябрь 2009.С.82.
[33] Скавитин А.О. Коллективный договор: возможности в
условиях кризиса //»Кадровик. Трудовое право для кадровика», № 1, январь
2010.С.81.
[34] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое
право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007.С.91.
[35] Шадрина Т.А. Коллективный договор и его значение для
бюджетных организаций // «Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение», № 3, март 2009.С.91.
[36] Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г., № 18, ст. 566.
[37] Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации: Справочное пособие. Серия «Право в
Вооруженных Силах - консультант». - «За права военнослужащих», 2008.С.91.
[38] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:
Учебник для вузов. М., 2003. С.85.
[39] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое
право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007.С.182.
[40] Булаев С.В, Автономным организациям и учреждениям о
трудовых соглашениях // «Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»,
№ 9, сентябрь 2008 г.С.42.
[41] Блинова М.В Коллективный договор: правила
заключения // «Отдел кадров бюджетного учреждения», № 10, октябрь 2009.С.34.
[42] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право
России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007.С.10.
[43] Собрание
законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
[44] Собрание
законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 148.
[45] Скавитин А.О. Коллективный договор: возможности в
условиях кризиса (//»Кадровик. Трудовое право для кадровика», № 1, январь 2010 г. С.76.
[46] Лапин Д.А. Коллективный договор // «Горячая линия
бухгалтера», № 23-24, декабрь 2009.С.81.
[47] Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое
право России. Курс лекций. - Система ГАРАНТ, 2007. С.25.
[48] Блинова М.В Коллективный договор: правила
заключения // «Отдел кадров бюджетного учреждения», № 10, октябрь 2009.С.81.
[49] Анисимов А.Л. Трудовые отношения и трудовые споры. - «Юстицинформ»,
2008.С.91.
[50] Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России:
Учебник для вузов. М., 2003.С.81.
[51] Российская газета от 20 июня 2007 г. № 129.
[52] Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского
персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,
выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и
безопасности государства: науч.-практ. пособие. - «Волтерс Клувер», 2005.с.45.
[53] Азаров Г.П. Трудовое право. Конспект лекций. -
Система ГАРАНТ, 2008 г.
[54] Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. -
«Юстицинформ», 2007.С.34.
|