Учет осужденных в
колониях-поселениях, как и в других видах исправительных учреждений,
осуществляется отделами специального учета. В частности, применительно к колониям-поселениям,
в их функции входят:
1) проверка правильности
оформления документов на осужденных при их приеме в колонию-поселение;
2) осуществление
персонального и количественного учета осужденных, составление отчетности об их
численности, составе и движении;
3) учет, ведение и
хранение личных дел на осужденных, содержащихся в колонии-поселении;
4) оформление на
осужденных материалов: об условно-досрочном освобождении; об освобождении от
отбывания наказания по болезни; о включении времени работы лиц, отбывающих
наказание в колонии-поселении, в их общий трудовой стаж;
5) исполнение актов об
амнистии осужденных, а также определений и постановлений судов об изменении
приговоров в отношении осужденных;
6) подготовка ответов на
запросы органов внутренних дел, национальной безопасности, прокуратуры,
юстиции, суда и других государственных учреждений по вопросам, относящимся к
компетенции отдела (отделения, групп) специального учета;
7) оформление документов
о конвоировании осужденных;
8) осуществление контроля
за своевременным освобождением осужденных из колонии-поселения и оформление
документов об этом;
9) оформление
учетно-регистрационных материалов на осужденных для направления их в Комитет по
правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики
Казахстан и его филиалы в областях;
10) участие в работе по
установлению административного надзора за лицами, освобождаемыми из
колонии-поселения [45].
Большое значение в
правильном функционировании исправительного учреждения имеют контроль и надзор
со стороны компетентных государственных органов и гражданского сектора.
Контроль
за деятельностью колонии-поселения осуществляют исполнительные органы на своей
территории, вышестоящие органы управления уголовно-исполнительной системой,
судебные органы, а надзор – Генеральный Прокурор Республики Казахстан и
подчиненные ему прокуроры. Так, в Инструкции по организации прокурорского
надзора за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан прокурорам
вменяется обязанность проведения комплексных проверок состояния законности во
всех исправительных учреждениях не реже одного раза в полугодие, проводится
постоянный тщательный анализ и обобщение состояния законности. Таким образом
обеспечивается постоянный мониторинг в исправительных учреждениях [46].
Кроме
того, значительная роль в этом направлении принадлежит общественному контролю
со стороны Общественных наблюдательных комиссий, правозащитных организаций,
средств массовой информации, также осуществляющих непрерывный мониторинг
соблюдения прав осужденных.
Одной из распространенных
форм контроля и надзора являются проверки, осуществляемые при посещении
исправительного учреждения. Законом предусмотрен перечень должностных лиц,
имеющих право посещать учреждения, исполняющие наказания, без специального на
то разрешения.
Приведение национального
законодательства в соответствии с международными стандартами способствовало
тому, что в статье 19 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан
расширен круг лиц, имеющих право посещать учреждения, исполняющие наказания,
без специального разрешения.
К ним относятся:
1.
Президент Республики Казахстан, Премьер-министр Республики Казахстан, депутаты
Парламента Республики Казахстан, Общественные наблюдательные комиссии, а также
акимы областей, городов республиканского значения и столицы республики в
пределах соответствующих территорий.
2.
Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.
3. Сотрудники вышестоящих
органов уголовно-исполнительной системы.
Условия и порядок оплаты
труда осужденных в колониях-поселениях устанавливается соответствующим
Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан [47].
Анализ данного Положения
показал, что оно в определенной степени устарело как по своему содержанию, так
и по оформлению. В частности, в нем до сих пор используются такие юридически
устаревшие понятия как "исправительно-трудовые учреждения", "воспитательно-трудовые
колонии", ссылки на Министерство внутренних дел как на ведомство,
регулирующее уголовно-исполнительную деятельность и т.д.
Указанным Положением
предусматривается регулирование следующих вопросов:
1) условия труда лиц,
лишенных свободы;
2) порядок оплаты труда
лиц, лишенных свободы;
3) система оплаты труда;
4) доплата бригадирам
производственных бригад;
5) оплата труда осужденных
за выполнение ими обязанностей руководителей, специалистов, служащих, а также
занятых на хозяйственных работах;
6) оплата труда
инвалидов;
7) оплата труда учеников
из числа осужденных;
8) оплата труда
квалифицированных рабочих из числа осужденных за обучение учеников и повышение
квалификации осужденных или обучение их вторым профессиям;
9) оплата сверхурочных
работ;
10) оплата работы в
праздничные дни и выходные дни;
11) оплата труда при
невыполнении норм выработки, при браке продукции и простое, имевших место не по
вине осужденного;
12) оплата труда при
освоении новых производств (продукции);
13) порядок оплаты за
работу в ночное время;
14) условия и оплата
труда осужденных беременных женщин и кормящих матерей;
15) удержания из
заработной платы осужденных к лишению свободы.
Подводя итоги
проведенному в данном разделе и в целом в работе анализу нормативно-правовой
базы, можно прийти к определенному выводу о том, что с учетом специфики
содержания осужденных в колониях-поселениях как в исправительном учреждении
открытого типа, не имеющего строгих рамок и границ режима и условий отбывания
наказания, направленных в том числе на постепенное вхождение (адаптацию)
осужденного в свободное общество, требуется создание обособленной Инструкции по
организации надзора за лицами, содержащимися в условиях колонии-поселения,
включающей в себя правила внутреннего распорядка и вопросы организации
воспитательной работы с осужденными.
Кроме того, требуют
переработки нормативные правовые акты, регулирующие вопросы нормирования
вещевого довольствия и питания, оценки и оплаты труда осужденных в
колониях-поселениях.
колония
исправительный воспитательный осужденный
Глава 2. Проблемы
исполнения отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях
2.1 Режим в колониях-поселениях
и средства его обеспечения
Для каждого вида
исправительного учреждения установлен свой режим отбывания наказания,
включающий в себя комплекс общих для всех и специфических для каждого вида
учреждения прав и обязанностей осужденных и администрации, нормы поведения в
учреждении и за его пределами, обеспечивающих достижение целей и решение задач
уголовно-исполнительного законодательства [98, С.52].
Порядок содержания в
колониях-поселениях как для лиц, переведенных из колоний с другим видом режима,
так и для тех, кому колония-поселение назначается в качестве первичного
наказания, по своим режимным правилам тождественен (ч. 1 ст. 124 УИК Республики
Казахстан). Данное законодательное установление указывает на отсутствие в
исследуемых колониях дифференцированного подхода к разграничению режимных
требований в зависимости от уголовно-правовых признаков совершенного
преступления и уголовно-исполнительных характеристик личности преступника.
В отличие от
исправительных учреждений с другими видами режима в исследуемых учреждениях
допускается совместное содержание осужденных мужчин и женщин (ч. 3 ст. 124 УИК
Республики Казахстан). Поэтому при распределении в колонию-поселение
правоприменителю нет необходимости учитывать данный социально-демографический
признак осужденного. А государству возможность объединенного отбывания
наказания осужденными обоих полов в одной колонии-поселении позволяет снизить
затраты на их строительство минимум в два раза по сравнению с колониями других
видов режима.
Согласно законодательству,
совместному отбыванию наказания в одной колонии-поселении может
воспрепятствовать факт совершения преступления в соучастии. Данное установление
вполне оправданно, так как совместное отбывание наказания лицами, совершавшими
преступление в соучастии, влечет ряд негативных последствий как для процесса
исправления, так и для личной безопасности осужденных.
Отсутствие охраны и
изоляции в исследуемых учреждениях освобождает органы управления таких
учреждений от внедрения системы мер, направленных на упреждение пересечения
осужденными и другими лицами границы расположения поселка путем возведения
заградительных сооружений как по периметру его, так и внутри. Это является
принципиальным признаком в создании относительно свободного режима отбывания
наказания [99].
Факт содержания
осужденных без охраны также позволяет функционировать данным учреждениям без
формирования в их штатной численности специальных подразделений УИС,
создаваемых для охраны объектов этих учреждений и конвоирования осужденных.
Отсутствие охраны внутри
и снаружи учреждения обусловлено наличием:
1) общего правила порядка
передвижения осужденных, содержащихся в колонии-поселении, а именно правила
свободного передвижения осужденных в пределах колонии-поселения в часы от
подъема до отбоя независимо от выполняемых ими функций;
2) особого правила
передвижения вне указанной колонии с разрешения администрации, если это
необходимо по характеру выполняемой работы либо в связи с их обучением – это
дозволение можно рассматривать как специальное правило передвижения осужденных
колоний-поселений.
Основной способ
проживания осужденных в исследуемых учреждениях осуществляется по правилам
общежития в одном здании либо в различных жилых постройках. Так, ст. 125 УИК
Республики Казахстан указывает на "специально предназначенные"
общежития, но не оговаривает, в чем заключается характер такого предназначения.
Поэтому можно лишь предположить, что таким образом законодатель пытался
отграничить место проживания осужденных в колониях-поселениях от других
граждан. Однако на практике указанные постройки и порядок размещения осужденных
мало чем отличаются от условий общежития свободных граждан. Разница состоит
лишь в правовом статусе этих лиц.
Льготным способом
представляется возможность проживания осужденным на территории колонии-поселения
либо за её пределами с разрешения начальника учреждения.
В целом изучение этого
направления показало недостаточную степень правовой регламентации отдельных
сфер работы с осужденными в условиях колонии-поселения, в том числе и
предоставления осужденным права на проживание на арендованной или собственной
жилой площади за территорией колонии-поселения в пределах населенного пункта,
где она располагается.
По мнению сотрудников
колоний-поселений, предоставление такого права для проживания на территории
колонии-поселения представляется нецелесообразным [100, С.18].
Анализ нормативных
правовых актов, призванных регулировать деятельность администрации учреждения
по предоставлению осужденным указанного права, показал, что существующие нормы
охватывают данный вопрос лишь поверхностно, а некоторые из существующих
положений и образцов документов можно признать морально и юридически
устаревшими (например, наименование осужденных как "рабочей силы".
Этот термин предлагается заменить на более нейтральный – "рабочие").
Также отсутствуют какие-либо правовые и научные комментарии и рекомендации по
порядку предоставления рассматриваемого права осужденным администрацией
колонии-поселения, особенностям осуществления контроля за их поведением и
образом жизни за пределами учреждения.
Право проживания на
арендованной или собственной жилой площади за территорией колонии-поселения
предоставляется администрацией колонии-поселения после изучения личности
осужденного, но не ранее шести месяцев со дня прибытия в колонию-поселение.
Условия, необходимые для
предоставления осужденным права проживания на арендованной или собственной
жилой площади:
1. Наличие у осужденного семьи.
Здесь важно обратиться к
Закону Республики Казахстан "О браке и семье", где дается следующее
понятие семьи - "это круг лиц, связанных имущественными и личными
неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства,
усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными
способствовать укреплению и развитию семейных отношений" [15].
2. Наличие жилья или
возможности ее аренды в пределах населенного пункта, где расположена
колония-поселение.
3. Трудоустроенность
осужденного или возможность его трудоустройства в период проживания с семьей.
4. Отсутствие у
осужденного нарушений режима содержания с момента прибытия в колонию-поселение.
5. Положительные
рекомендации психолога колонии-поселения.
6. Положительная
характеристика начальника отряда колонии-поселения.
7. Положительная
характеристика сотрудника режимного отдела колонии-поселения.
8. Положительная
характеристика сотрудника оперативного отдела колонии-поселения.
Сбор документов,
предоставляемые администрации колонии-поселения, осуществляется самим
осужденным и его родственниками. К таким документам относится:
1. Заявление осужденного
и его родственников, с которыми он будет совместно проживать. Заявление
осужденного должно быть подписано всеми членами семьи и родственниками, с
которыми совместно будет проживать осужденный.
2. Справки о составе
семьи и условиях проживания, заверенные в установленном порядке.
3. Рекомендации
участкового инспектора полиции о возможности предоставления права проживания на
участке поднадзорного лица.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|