на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Морально-психологическое обеспечение караульной и внутренней служб (боевого дежурства) в роте

Дисциплинарным уставом определены меры поощрения, которые могут применять командиры. Предусматриваются как меры морального воздействия (объявление благодарности, награждение грамотой и т.д.), так и меры, сочетающие моральное и материальное вознаграждение (награждение ценным подарком, деньгами, досрочное присвоение очередного воинского звания и др.). Следует иметь в виду, что поощрение сыграет свою стимулирующую роль при условии, если оно целесообразно, соответствует характеру проделанной работы, становится известным всему подразделению и вызывает у подчиненных положительные эмоции.

Четко определяя виды поощрений и полномочия начальников по их применению в зависимости от занимаемой должности, Дисциплинарный устав предоставляет право выбора вида поощрения начальнику отличившегося военнослужащего в пределах его компетенции. Вид и характер поощрения избирается начальником в зависимости от заслуг подчиненного.

Конечно, жизнь войск чрезвычайно многообразна, и невозможно предусмотреть все формы ее проявления ни в одном уставе, положении или наставлении. Иногда начальнику достаточно лишь одобрить действия подчиненного, подбодрить его добрым словом, порою сказанным в присутствии других военнослужащих этого подразделения (например, сказать военнослужащему, имевшему взыскания и не допустившему упущений по службе за квартал, что он стал на правильный путь и у него есть все данные, чтобы заслужить снятие ранее наложенного взыскания). В других случаях можно применить и предусмотренное Дисциплинарным уставом поощрение с объявлением его перед строем или на совещании военнослужащих (ст. 46 Дисциплинарного устава). Важно отметить, что при всех обстоятельствах меры поощрения должны применяться строго индивидуально с непременным учетом всего относящегося как к положительному поступку, так и к личности подчиненного. Хотелось бы подчеркнуть, что каждое поощрение должно быть обоснованным и справедливым.

Отрицательно сказывается на воспитании подчиненных, к сожалению, еще встречающаяся в дисциплинарной практике ненужная "ворчливость" отдельных начальников, их манера быть всегда и во всем недовольными, стремление в любом, даже положительном поступке подчиненного, прежде всего отыскать какие-то негативные стороны. Такой, с позволения сказать, "воспитательный подход", ничего общего не имеющий с уставной требовательностью, на которую в обоснование своих действий иногда ссылаются начальники, не мобилизует подчиненных на преодоление недочетов и трудностей, а наоборот, расхолаживает их, подрывает у них веру в собственные силы и порождает формальное отношение к делу. Подобная предвзятость начальников нередко приводит и к нарушениям дисциплинарной практики: к оставлению без поощрения отличившихся военнослужащих и привлечению к ответственности невиновных.

Требование индивидуального подхода к применению мер поощрения, очевидно, предусматривает и обязанность старших начальников еще до поощрения отличившегося у них на глазах военнослужащего посоветоваться с непосредственными и ближайшими прямыми начальниками этого военнослужащего, выяснить у них все обстоятельства, относящиеся к его характеристике. Конечно, прямого указания об этом Дисциплинарный устав не содержит, что иногда приводит к тому, что случайно отличившийся, а в общем то недисциплинированный военнослужащий совершенно незаслуженно получает высокое поощрение от старшего начальника, имея при этом взыскания от непосредственного начальника. Такое поощрение действует отрицательно как на самого военнослужащего, так и на его сослуживцев, которым порой очень сложно понять, за что же был отмечен нарушитель воинской дисциплины. Думается, что один положительный факт не должен заслонять большого количества недостатков, если они есть. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что один недостаток также не должен сводить на нет успехи военнослужащего за длительное время.

Не способствуют укреплению воинской дисциплины и легковесные обещания того или иного начальника. В одной из воинских частей некоторые командиры подразделений перед проведением инспекторской проверки, призывая подчиненных добиться отличных результатов, давали обещание поощрить каждого военнослужащего, если будут получены отличные оценки. И вот достигнуты положительные результаты, подчиненные ждут обещанных поощрений. Они объявляются, но далеко не всем, в результате среди тех военнослужащих, которые остались неотмеченными, начинается недовольство. Невыполнение командирами данных ранее обещаний подрывает их авторитет в глазах подчиненных и тем самым наносит серьезный ущерб состоянию дисциплины и порядка во вверенных подразделениях.

Вместе с тем необходимо отметить, что является положительным моментом, когда при личной постановке задач начальником не только обращается внимание на ее важность и ответственность, но и сообщается о мерах поощрения за ее успешное выполнение. С этой точки зрения хотелось бы привести пример из истории, имевший место в 1774 г. при осаде русскими войсками крепости Измаил. Во время третьего по счету штурма колонне, находящейся в подчинении М.И. Кутузова, не удалось, как и другим, ворваться в Измаил. Он послал об этом донесение А.В. Суворову и просил прислать подкрепление. А.В. Суворов ответил ему, что резервов у него нет, а он уже послал Императрице донесение о том, что крепость взята, и М.И. Кутузов назначен ее комендантом. Получив это сообщение, М.И. Кутузов выхватил знамя у знаменосца и лично возглавил штурм. Его колонна первой ворвалась в Измаил. Крепость, считавшаяся неприступной, была взята, а А.В. Суворов сдержал данное им слово.

Продолжая речь о применении поощрений, как важнейшем средстве укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности управленческой деятельности, следует сказать, что к отрицательным результатам могут привести ничем не оправданные задержки в исполнении уже объявленных военнослужащим поощрений. Например, приказом командира военнослужащий награжден ценным подарком или деньгами, а в связи с отсутствием денег (что в условиях Вооруженных Сил вполне обычное явление) вручение происходит через несколько месяцев после объявления приказа, когда не только сослуживцы, но и сам отличившийся забыли о награждении.

Эффективность воспитательного воздействия мер поощрения подчас снижается и из-за того, что в некоторых частях и подразделениях применяется только один вид поощрения, например, объявление благодарности. Так в ходе проверок состояния дисциплинарной практики, в служебных карточках военнослужащих, с большой ответственностью относящихся к исполнению возложенных на них служебных обязанностей, нередко можно встретить от 10 до 20 благодарностей, объявленных начальниками различных уровней, и ни одного из других видов поощрения. Очевидно, в таких случаях целесообразно переходить к применению новых видов поощрения, что, несомненно, окажет большое воспитательное воздействие как на самого отличившегося, так и на его сослуживцев. Ведь однообразное поощрение может вызвать даже определенный протест. Психологи отмечают, что в таких случаях происходит своего рода феномен обратного, противоположного воздействия.

Как представляется, необходимо отмечать более весомыми видами поощрения в первую очередь военнослужащих, отличившихся при исполнении сложных заданий, качественно несущих боевое дежурство, выполняющих функциональные обязанности на самых ответственных участках, а также в условиях повышенного риска. Военнослужащие основных подразделений с недоумением, а подчас и острой обидой воспринимают встречающиеся еще факты самых высоких поощрений не отличников боевой подготовки, а военнослужащих обеспечивающих подразделений, обслуживающих различных командиров: начальников складов, мастерских, личных водителей и т.п.

Для усиления воспитательного воздействия поощрений необходимо проявлять объективность, отбрасывать чувства симпатии и антипатии, т.к. честный и порядочный военнослужащий, получивший незаслуженную награду, будет стыдиться своих сослуживцев. И наоборот, более отличившиеся военнослужащие, но не отмеченные или отмеченные, но в меньшей степени, почувствуют себя обиженными. Это нарушит нормальные взаимоотношения в воинском коллективе, обесценит психологическое воздействие поощрения, и самое страшное - подорвет авторитет командира.

Важную воспитательную роль наряду с другими видами поощрений призвано сыграть снятие ранее наложенного взыскания. Как поощрение, согласно ст. 35 Дисциплинарного устава, оно может применяться тогда, когда сыграло свою воспитательную роль и лишь к тем военнослужащим, которые исправили свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Нет сомнений, что для того, чтобы командир имел основание сделать заключение об исправлении ранее провинившегося подчиненного, должен пройти какой-то минимальный срок со дня наложения взыскания, срок, в течение которого этот военнослужащий зарекомендовал бы себя положительно. По ряду взысканий такой срок закреплен ст. 36 Дисциплинарного устава (снижение в воинском звании, должности). Но, к сожалению, не по всем. Нередко командиры, пользуясь этим, поспешно снимают наложенные ими дисциплинарные взыскания и обосновывают свои действия ссылками на устав, в котором не предусмотрено конкретных сроков для снятия в порядке поощрения ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Материалы дисциплинарной практики некоторых воинских частей свидетельствуют о том, что отдельные командиры подразделений снимают взыскания, наложенные на подчиненных, в чрезвычайно короткие сроки и без тщательного изучения степени исправления военнослужащих. Так, например, в подразделении обеспечения учебного процесса, бывшем на хорошем счету у командования, все взыскания снимались, как правило, через несколько дней после их наложения. Объявленное командиром взвода солдату взыскание - три наряда на работу вне очереди - было снято через два дня; объявлявшиеся другим солдатам и сержантам взыскания снимались через пять-семь дней. Причем интересно отметить, что некоторые военнослужащие неоднократно наказывались командирами, в том числе за пререкания с начальниками, однако к концу месяца все взыскания с них были сняты за хорошую работу в рабочей команде, хотя никаких признаков исправления таких воинов не было. Подобная практика отрицательно сказалась на состоянии воинской дисциплины и никак не способствовала предупреждению ее нарушения. В подразделении при формальном использовании дисциплинарных прав командирами фактически сложилась обстановка безнаказанности для нарушителей, когда солдатам прививалось безразличное отношение к взысканиям, часть которых снималась даже без приведения в исполнение.

Подводя промежуточный итог сказанному, хотелось бы отметить, что недостатки в вопросах дисциплинарной практики, связанные с применением мер поощрения, не только могут привести к снижению уровня дисциплины, но и стать условиями, способствующими совершению правонарушений отдельными военнослужащими.

В управленческой деятельности командиров по укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях наряду с применением поощрений важное значение имеет правильное применение дисциплинарных взысканий. В Дисциплинарном уставе изложена система взысканий, которая призвана обеспечивать воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учетом необходимости осуществления дифференцированного подхода при выборе взысканий.

Содержание дисциплинарных взысканий таково, что они предусматривают не только меры морально-правового порицания (выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии), содержащие властное осуждение действий нарушителя со стороны командира, но и меры, которые предусматривают определенные ограничения (арест с содержанием на гауптвахте, снижение в должности), что налагает на нарушителя обязанность претерпеть определенные лишения и ограничения. Применение командиром взысканий должно быть оптимальным, исключающим крайности. При определении меры наказания командиром должны тщательно взвешиваться все объективные и субъективные обстоятельства, в которых был совершен проступок, его тяжесть и повторяемость, оцениваться предыдущее поведение и исполнение своих обязанностей нарушителем, а также черты его характера, особенности темперамента, отношение к воинскому коллективу и к самому проступку.

Вредно определять вид взыскания под влиянием эмоций, поспешно, когда командир не владеет собой, ибо несправедливое наказание не вызывает чувства раскаяния, желания исправиться; оно может вызвать отчуждение к начальнику. Более того, вместо осуждения за проступок военнослужащий может быть поддержан другими военнослужащими. Незаслуженно строгое взыскание травмирует подчиненных, вызывает у них длительное переживание, понижает мотивацию к службе. Взыскание, безусловно, всегда должно соответствовать степени вины военнослужащего и тяжести совершенного им проступка. Кроме того, взыскание должно быть гласным, ему должен подвергаться непосредственный виновник, а не весь коллектив. Применение взыскания, когда оно полностью обосновано, законно и справедливо, вызывает у подчиненных переживания, стыд, угрызения совести, что лежит в основе перевоспитания.

Хотелось бы очень кратко остановиться еще на одном моменте, которому, к сожалению, в войсках порой уделяют мало внимания, если уделяют вообще. Речь идет об организации учета поощрений и дисциплинарных взысканий. Так, довольно часто в нарушение ст. 108 Дисциплинарного устава военнослужащие ежегодно не знакомятся со своими служебными карточками; не выполняются требования, обязывающие командиров (начальников) подразделений периодически просматривать служебные карточки в целях проверки правильности применения поощрений и наложенных взысканий. Такое положение дел затрудняет процесс установления "обратной связи" между подчиненными и начальниками, приводит к отсутствию должного контроля со стороны старших начальников за применением дисциплинарной практики нижестоящими командирами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.