Во всех
этих проектах большая доля участия принадлежит российским компаниям, в том
числе НК «Роснефть», где контрольный пакет акций принадлежит государству.
Следовательно, ожидается более высокая степень государственного контроля за
реализацией проектов, чем в более ранних проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
2.3
Социально-экономические и экологические аспекты международной деятельности по
реализации проектов
Реализация нефтегазовых проектов является серьезным фактором
социально-экономического развития Сахалинской области. На близлежащие регионы –
Хабаровский и Приморский края – проекты оказывают опосредованное влияние,
которое проявляется, прежде всего, в привлечении к участию в проекте
предприятий этих краев, в строительстве объектов проектов (например, строительство
железобетонных оснований морских платформ в порту Находки по проекту «Сахалин-2»)
[43].
Компании-операторы осуществляют целый ряд мер, направленных на
достижение максимально положительных результатов и эффективную минимизацию
негативных воздействий. Например, политика социальных инвестиций «Сахалин
Энерджи» сосредоточена на нескольких приоритетных направлениях. Это – содействие
устойчивому развитию региона, безопасность жизнедеятельности, проекты в сфере
охраны окружающей среды, поддержка здравоохранения и детского спорта, а также
поддержка общественных инициатив[33].
В 2008 году общий объем социальных инвестиций, выделенных
компанией на поддержку общественно значимых программ, составил 5,2 млн. долл.
США. Среди разнообразных проектов в области здравоохранения, реализованных в
2008 году, можно отметить финансирование строительства таких объектов, как
новая городская поликлиника в г. Корсакове, открывшаяся в конце 2008 года;
областная детская стоматологическая поликлиника; оснащение современным оборудованием
34 сельских фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий в семи районах вдоль
транссахалинской трубопроводной системы; новое стоматологическое оборудование
для Центральной районной больницы г. Невельска, пострадавшего от
землетрясения в 2007 году [33].
Компания «Эксон» выделила более 2 млн. долл. на цели
благотворительности, 120 млн. долл. на модернизацию объектов
общехозяйственной инфраструктуры и 6 млн. долл. на модернизацию
медицинских учреждений [30].
Основные социально-экономические показатели Сахалинской области в
1995 году и 2008 году, приведенные в таблице 8, свидетельствуют о значительных
положительных изменениях, произошедших в ее развитии [43].
Таблица 8 – Социально-экономические показатели Сахалинской области
в 1995 и 2008 гг.
Показатель |
1995 г. |
2008 г. |
Изменение
(раз) |
Валовой
региональный продукт на душу населения, тыс. руб. – 1995, руб. – 2008** |
10 327,4 |
228 874,1 |
22,2 |
Среднедушевые
денежные доходы населения (в месяц), тыс. руб. – 1995, руб. – 2008* |
1 756,1 |
16 211,5 |
9,2 |
Уровень безработицы,
% |
11,5 |
4,6 |
2,5 |
Стоимость
основных фондов, млрд. руб. – 1995, млн. руб. – 2008 |
38 271 |
287 633 |
7,5 |
Добыча
нефти, тыс. т |
1 723 |
6 162 |
3,6 |
Оборот
розничной торговли, млрд. руб. – 1995, млн. руб. – 2008* |
6 129,9 |
42 580 |
6,9 |
Объем
коммунальных услуг населению, млрд. руб. – 1995, млн. руб. – 2006* |
689 |
6 130 |
8,9 |
Инвестиции
в основной капитал, млрд. руб. – 1995, млн. руб. – 2008 |
1 524 |
131 021 |
86,0 |
* в
ценах, сопоставимых с ценами 2008 года |
|
**
приведены данные за 1995 и 2008 годы |
|
За время реализации проектов валовой региональный продукт (ВРП)
Сахалинской области вырос более чем в 20 раз (по ориентировочным данным за 2007 г.
– в 36 раз), Приморского и Хабаровского краев – более чем в 10 раз, а ВРП на
душу населения вырос соответственно более чем в 22 раза и 11 раз.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в регионах
реализации проектов за период с 2000 по 2008 гг. выросли примерно в 6 раз.
Для справки – в 2007 г. доходы консолидированного бюджета Сахалинской
области по сравнению с 2006 г. выросли примерно в 2 раза и составили около
50 млрд. руб.
Доля налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета
составляет примерно 60%. В Сахалинской области и Хабаровском крае рост
налоговых поступлений в 1,2 – 1,3 раза опережал рост прочих (безвозмездных)
поступлений в бюджеты.
Средняя заработная плата в 2007 г. выросла по сравнению с
2006 г. на 22–23% и составила 22500 руб., а по сравнению с 1995 г.
заработная плата выросла почти в 26 раз.
Рост основных показателей денежных доходов населения в реальном
выражении в 2006 году по сравнению с 1995 годом близок к общероссийским – 170 –
190%.
Численность населения, занятого в экономике, в регионах реализации
проектов за период 2000–2008 гг. выросла на 4% – 8%. В Сахалинской области
численность населения, занятого в экономике, выросла на 7,9%, несмотря на
отрицательный прирост населения. В 2006 году Сахалинская область заняла 8-е
место по уровню занятости. При этом потребность в работниках за этот период
выросла в Сахалинской области в 2,8 раза, Приморском крае – в 1,2 раза, в
Хабаровском крае – на 14%. Удовлетворению спроса на трудовые ресурсы препятствует
ряд факторов, среди которых можно назвать и неравномерность распределения безработных
по поселениям и городам, и недостаток высококвалифицированных специалистов
среди местного населения, а также структурные изменения в экономике, повлиявшие
на структуру занятости [43].
За период 2000–2008 гг. значительно снизился уровень
безработицы: в Сахалинской области на 65,2%, в Хабаровском крае на 49,2% и в
Приморском крае на 35%, в то время как в целом по России уровень безработицы
снизился на 32%. Уровень безработицы в Сахалинской области в 2006 г. был
ниже среднего значения по России – 4,6%, а по Хабаровскому краю уровень
безработицы достиг 6,0%. А уже в конце 2007 г. в Сахалинской области уровень
регистрируемой безработицы остановился на отметке 1,2%, что гораздо ниже, чем в
Дальневосточном округе (3%) и среднего по России уровня (2%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|