на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Оценка экономической эффективности реализации нефтегазовых проектов острова Сахалин и их влияния на экономическое положение РФ

Начало общественной кампании в защиту серых китов становится еще более актуальной в связи с решением Таганского районного суда, который 31 марта отклонил иск против положительного заключения государственной экологической (ГЭЭ) экспертизы по проекту «Сахалин-1». Решение суда продемонстрировало, что государственные органы, включая судебную власть, не предпринимают реальных практических действий по охране серых китов.

Отметим, серый кит считается одним из древнейших млекопитающих – возраст вида насчитывает около 30 млн. лет.

В августе 2007 года британское отделение «Всемирный фонд дикой природы» (WWF) и общественная организация «TheCornerHouse» подали иск против департамента по экспортным гарантиям Соединённого Королевства (ECGD). Организации требуют не предоставлять кредит для «SakhalinEnergy» в размере 1 млрд. долларов США под реализацию второго этапа проекта в отсутствии необходимой информации по экологической стороне проекта. Ранее ЕБРР отказался от финансирования этого проекта. ЕБРР рассматривал свою потенциальную роль в проекте «Сахалин-2» как роль финансового партнера, способствующего соблюдению высочайших норм защиты окружающей среды на этапах разработки проекта и строительных работ, в том числе при проведении бурения на шельфе и прокладке подводных трубопроводов к острову Сахалин, строительстве наземных нефте- и газопроводов, возведении завода по производству сжиженного природного газа и нефтегазовых экспортных терминалов.

Участвуя в разработке проекта, ЕБРР способствовал принятию обязательств по проведению консультаций, обеспечению прозрачности и учету интересов коренного населения. На этапе строительства ЕБРР провел с компанией SakhalinEnergy работу по улучшению качества проекта по ряду направлений. SakhalinEnergy изменила прохождение трасс трубопроводов с тем, чтобы не нанести вреда редкой охотско-корейской популяции серых китов, пастбища которых находятся в этом районе. Для того, чтобы следить за ходом операций и предоставлять по ним консультации, была создана группа в составе признанных специалистов по китам. В стратегию строительства сухопутной ветки трубопровода были внесены значительные улучшения, особенно в части экологически уязвимых переходов примерно через 1 тыс рек. SakhalinEnergy утвердила нормативный план, предусматривающий учет интересов коренного населения, а также обеспечение прозрачности и проведение консультаций с общественностью.

В 2006 г. почти треть инвестиций ЕБРР пришлась на Россию – больше, чем на любую другую из 29-ти стран, где ведет операции банк [47].

50 экологических организаций из четырех стран мира предъявили объединенные требования к шельфовым нефтегазовым проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в 2003 году. Общественность считает их несовершенными. Список требований был разослан всем операторам сахалинских проектов.

В документе с экологическими требованиями 8 пунктов. На его создание ушло несколько лет трудов пятидесяти российских и международных организаций – от Cахалинской экологической вахты до Всемирного фонда дикой природы и GreenPeace. Экологи требуют применять на Сахалине только лучшие мировые технологии нефтяной промышленности, соблюдать экологические стандарты и российское природоохранное законодательство.

Буровые отходы по-прежнему сбрасываются в Охотское море. Чистую технологию нулевого сброса – на Сахалинском шельфе пока осваивает только компания «Эксон» по проекту «Сахалин-1». Особые опасения у экологов вызывают магистральные нефте-газопроводы с севера на юг острова. Они будут подземными и пройдут даже под нерестовыми реками. По мнению экспертов это удешевляет их стоимость и не афиширует утечки углеводородов. На острове очень велик риск – при Нефтегорском землетрясении было зафиксировано более двухсот разрывов труб.

В сахалинских условиях пока небезопасна и транспортировка нефти танкерами. Эксперты экологических организаций не хотят повторения европейского опыта в Охотском и Японском морях. Экологи настаивают, чтобы операторы сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» несли полную ответственность за разливы углеводородов. Полный список требований сегодня разослан во все крупные нефтегазовые компании, работающие на острове.

Сейчас по вопросам экологической безопасносности приводятся разные мнения.

Так, в 2008 году министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев заявил, что экологическая обстановка на нефтегазовом проекте «Сахалин-2» из вопиющей стала образцовой. Еще в 2006 году с точки зрения природоохранного законодательства здесь было нарушено все, что можно. Но сейчас, по его мнению, проведена работа над ошибками, которую министр оценил на твердую пятерку [47].

9 октября 2007 года был опубликован экологический отчёт организации AEA Technology. В нём говорится, что «по большинству проектных объектов отмечается высокий уровень соблюдения законодательных и нормативных требований», но «есть небольшое количество направлений, по которым показатели работ по проекту на настоящий момент не соответствуют требованиям плана действий в сфере охраны здоровья, окружающей среды и социальной защиты». Выделено 4 проблемных участка:

– строительство переходов через реки (отмечается небольшое использование методов «сухого» перехода);

– борьба с эрозией (реализация временных и постоянных противоэрозийных мероприятий не соответствует требованиям плана в части, касающейся стабилизации поверхности грунта для снижения риска эрозии);

– пересечение заболоченных территорий (нарушение гидрологического режима);

– строительство в районе Чайво (ведение работ в чувствительный период гнездования птиц).

Принимаются также меры природоохранными органами РФ, Два первых участка являлись частью списка претензий, которые в 2006 году Минприроды предъявляло к проекту, угрожая штрафами и отзывом лицензий.

Отзывы заключения:

1. Российские власти через суд добиваются запрета на продолжение работ по прокладке трубопровода в рамках проекта Сахалин-2, осуществляемого консорциумом SakhalinEnergy во главе с британской Shell.

2. 20 сентября 2006 – министр природных ресурсов РФ Трутнев отменил приказ 2003 года об утверждении положительной экологической экспертизы проекта «Сахалин-2».

3. Великобритания выразила обеспокоенность по поводу решения российских властей отозвать положительное экологическое заключение, выданное международному консорциуму во главе с Shell на разработку нефтегазового проекта «Сахалин-2» [45].

Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что экологические последствия реализации проекта снижают его экономическую эффективность. На восстановление окружающей среды в будущем могут потребоваться такие средства, которые сведут к нулю всю экономическую выгоду. Экологические затраты, которые пока не оценивали, могут существенно превысить полученную прибыль. Учитывая тот факт, что в Западной и Восточной Сибири прогнозные запасы нефти достаточно велики, возникает сомнение по поводу самой необходимости реализации данного проекта. Соотношение воздействия работ по проектам «Сахалин1–9» на природу Сахалина, с его социальной и экономической пользой для области, не только удивляет, но и настораживает [45].


Заключение

Сахалин всегда был известен как регион, обладающий крупными запасами сырьевых ресурсов, имеющий очень выгодное географическое и геополитическое положение, благоприятствующее развитию внешних экономических связей. Сахалинская область из 10 областей Дальневосточного экономического региона занимает 4-е место по объему промышленного производства. В структуре экономики промышленность составляет 30%. В перспективе область будет одним из крупных транспортных узлов на линиях внешней торговли РФ с Японией, США, Северной и Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Индией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важное значение для достижения поставленных целей в области международной

деятельности будет иметь законодательное обеспечение и российская политика в нефтегазовом секторе. Так, в области реализации СРП в России существует множество нерешенных проблем. При заключении первых СРП по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» следует отметить колоссальную упущенную выгоду российского государства. Государство оказалось неподготовленным к приходу иностранного капитала, как с точки зрения создания адекватной институционально-правовой среды, так и в плане подготовки реальных проектов. Возникает необходимость совершенствования законодательства о недрах в части предоставления в пользование участков недр на основе гражданско-правовых механизмов.

В отношении российского участия СРП обеспечивает уникальный механизм, позволяющий российским компаниям внедрять достижения мировых технологий, международного предпринимательства и навыков управления. Практика показала, что поощрение создания совместных предприятий между иностранными и российскими компаниями и привлечение российских компаний к работам по проектам в качестве субподрядчиков, позволяют российским компаниям перенимать международный опыт делового сотрудничества, развивать новые навыки и внедрять современные технологии.

Сегодня в наибольшей стадии реализации нефтегазовых проектов сахалинского шельфа находятся проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Операторами данных проектов являются многонациональные корпорации в составе американских, индийских, английских, голландских, японских и других компаний. Многостороннее сотрудничество даст возможность России устранить ключевые проблемы энергетического сектора. Присутствие иностранных инвесторов обеспечит выход России на новые рынки, доступ российских компаний к зарубежным каналам и сетям сбыта.

Пуск завода СПГ – первого в России важнейшее событие в сфере российской нефтегазовой отрасли. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой рынок сжиженного природного газа.

Самым перспективным проектом является «Сахалин-6», потенциальные запасы нефти и газа входящих в него месторождений значительно превышают все остальные проекты. За долю участия проекте активно борется «Газпром» и «Роснефть», однако, на данный момент обладателем лицензии является сахалинская компания ЗАО «Петросах». Следует отметить, что с 2004 года 97% ЗАО «Петросах» контролирует британская компанияUralsEnergy («Юралс Энерджи»).

Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного(европейского) рынка сбыта энергоресурсов. В последствие осуществления международного сотрудничества в освоении шельфа Сахалина реализованы меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях, прежде всего в страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые будут занимать все больший удельных вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России.

В настоящее время большую долю участияв существующих нефтегазовых проектах на сахалинском шельфе получили крупнейшие российские нефтегазодобывающие компании ОАО «Газпром» («Сахалин-2», «Сахалин-3» – Киринское месторождение, «Сахалин-4–5» – Лопуховский блок), ОАО «НК «Роснефть» (Сахалин-1, Сахалин-3 – Венинский блок, «Сахалин-4», «Сахалин-5»). Следовательно, российская сторона получит большую степень контроля над реализацией проектов. Также этот фактор обеспечит программы газификации Дальнего Востока. Так, в мае 2009 года вице-премьером Владимиром Путиным была предложена идея получения доли прибыльной продукции газом для реализации газификации Приморского края.

В противном случае будет наблюдаться парадоксальная ситуация: Сахалин – центр газонефтедобычи Дальнего Востока: добывается свыше 10 млн. тонн нефти, через полгода в больших объемах будет вывозиться на экспорт СПГ (до 10 млн. тонн в год); а Сахалин до сих пор не может получить 1 млрд. кубометров газа для решения социально-значимой и экологичной задачи газификации области.

Не решаются и вопросы глубокой переработки нефти и газа на базе проектов «Сахалин». Мы имеем достаточно мощный потенциал для того, чтобы поставлять на экспорт продукцию с большей добавленной стоимостью. Это позволит России отойти от позиции энергетического донора и развивать производство, основанное на использовании современных технологий. Развитие нефтегазового комплекса станет основой развития других смежных отраслей области и Дальневосточного региона.

Одна из главных задач Российской стороны – добиться от компаний операторов и крупных подрядчиков – максимального привлечения к работам по проектам российских специалистов с постепенным вытеснением с приобретением опыта, в том числе и на ключевых должностях, иностранных специалистов. Замещение иностранного персонала, работающих на проектах, на российский, является крайне важным этапом дальнейшего развития проектов и повышения качества трудовых ресурсов Сахалинской области и Дальнего Востока.

Сахалинская область, как субъект Российской Федерации, исполняя огромное количество обязанностей по нефтегазовым проектам, несет существенные экологические и социальные риски. Уникальная экосистема Сахалина, прилегающие акватории подвержены серьезной антропогенной нагрузке, поскольку на сравнительно небольшой территории области размещена огромная инфраструктура проектов. Поэтому необходимы значительные компенсационные меры по нивелированию негативного эффекта.

Сахалин стал наиболее динамично развивающимся районом на Дальнем Востоке России. На Сахалине повышается уровень жизни, доходы областного бюджета за период с 2002 по 2008 гг. выросли более чем в десять раз. Энергия и скорость развития области создают благоприятные условия для привлечения инвестиций, формирования новой инновационной экономики, реализации крупных проектов, многие из которых влияют на состояние экономики соседних территорий. Осуществление сотрудничества в освоении нефтегазовых ресурсов предоставило данному экономическому субъекту роль локомотива для качественного преобразования экономик соседних территорий и улучшения экономического положения страны в целом.


Список использованных источников

1  Перчик А.И. Горное право: учебник / А.И. Перчик. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ФИЛОЛОГИЯ ТРИ, 2002. – 525 с.

2 Новиков А.И. Концессионные механизмы усиления международной инвестиционной конкурентоспособности морских нефтегазовых проектов в РФ: дисс. … канд. экон. наук: 06.00.07/ Новиков Андрей Игоревич. – М., 2007. – 248 с.

3 Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции: пер. с англ. / Д. Джонстон. – М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 352 с.:ил.

4 Клубничкин М. Концессионное соглашение или соглашение о разделе продукции? / М. Клубничкин // Минеральные ресурсы России. – 1994. – №6. – С. 10–15.

5 Сулейманова Л. Соглашения о разделе продукции. Мировая практика / Л. Сулейманова // Вестник недропользователя. – 1999. – 12 февраля. – С. 24–33.

6 Вознесенская Н.Н. Соглашение о разделе продукции в сфере нефтедобычи / Н.Н. Вознесенская. – М.: Информационное право, 1997. – 84 с.

7 Гарипов В. О практике привлечения российских подрядчиков при реализации действующих СРП / В. Гарипов // Нефть, газ и право. –1999. – №6. – С. 7–11.

8 О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 №199-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

9 СурженкоВ. Сколько стоит СРП. Три проекта принесли бюджету $686 млн. / В. Сурженко // Ведомости. – 2006. – 7 сентября. – С. 3–6.

10 О недрах: закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395–1 (в ред. от 15.04.2006 г. №49-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»

11 Котов В. Государственные (муниципальные) концессии – способ привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций / В. Котов // Инвестиции в России. – 2005. – №11. – С. 18–22.

12 Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора / А.В. Демин. – Красноярск: КГУ, 2006. – 84 с.

13 Севастьянов С. Более агрессивная и прагматичная политика в России: последствия безопасности для Северо-Восточной Азии: пер. с англ./С. Севастьянов. – М.:Springer Science & Business Media B.V., 2008. – 55 с.:ил.

14 Укрепление экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: материалы Международного семинара (8–9 сентября 2007 г.). – Владивосток: Издательство Л-Принт, 2007. – 180 с.

15 Конторович А. Шельфовые горизонты / А. Конторович // Власть. – 2008. – №48. – С. 14–15.

16 Нефтегазовая промышленность [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГТРК. – Режим доступа: http://www.gtrk.ru/Region/neftegas.html

17 Хлебников В. Сахалинский нефтераздел / В. Хлебников [Электронный ресурс] / Коммерсант. – Электрон.журн. – 2006. – №11. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx? DocsID=1088064

18 Мороченко Ю. Газпром получает шельф / Ю. Мороченко // Парламентская газета. – 2009. – 21 апреля. – С. 7.

19 Некипелов А.Д. «Восточная политика» Российской Федерации в контексте формирования общегосударственной системы стратегического планирования / А.Д. Некипелов [Электронный ресурс] / Дальневосточный Международный Экономический Форум. – Доклады на пленарных заседаниях. – 2007. – Режим доступа: http: //www.dvforum.ru/2006/doklads/dokl_PZ_nikipel.aspx

20 Тараканов С. Проект под контролем / С. Тараканов // Российская газета. – 2008. – 15 июля. – С. 52.

21 Маскаев И. «Восточный маршрут» российских энергоресурсов / И. Маскаев [Электронный ресурс] / Азия и Африка сегодня. – Электрон.журнал. – 2008. – №11. – Режим доступа: http: //www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp? id=19384729

22 Осьмаков В.С. Зарубежный опыт реализации нефтегазовых проектов на основе соглашений о разделе продукции и возможности его применения в России: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 28.00.08 / Осьмаков В.С.; МГУ им. Ломоносова. – М., 2008. – 21 с.

23 Илюхин Р.М. Организационно-экономический механизм соглашений о разделе продукции в нефтедобывающей промышленности: дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05 / Илюхин Роман Владимирович. – М., 2005. – 166 с.

24 Цибизова К. Российское участие в соглашениях о разделе продукции / К. Цибизова [Электронный ресурс] / Нефть, газ и право. – Электрон. журн. – 2007. – №19. – Режим доступа: http://www.ey.com/global/content.nsf/Russia/Articles_-_2004_-_March_30

25 Проблемы СРП. Реальные и мнимые [Электронный ресурс] / Яблоко и законодательство о соглашениях о разделе продукции. – 2006. – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/Books/SRP/srp_0019.html

26 Увенков В. Энергоресурсы Росии – национальное достояние / В. Увенков // Нефть России. – 2005. – №5. – С. 19.

27 Статистика ТЭК. Добыча, переработка и экспорт нефти [Электронный ресурс] / Нефть и капитал. – 2008. – Режим доступа: http://www.oilcapital.ru/stat/stat_2/stat_2.shtml

28 Трубников Ю.Г Экономические вопросы промышленного производства / Ю.Г. Трубников. – Владивосток: ДВГТУ, 2005. – 232 с.

29 Осипов В.А. Экономика и развитие материального производства / В.А. Осипов. – Владивосток: ДВГТУ, 2005. – 234 с.

30 Состав консорциума «Сахалин-1» [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта «Сахалин-1». – 2008. – Режим доступа: http://www.sakhalin1.ru/ru

31 Проект «Сахалин-1»: пер. с англ. [Электронный ресурс] / Эксон Мобил. – 2009. – Режим доступа: http://www.exxonmobil.com

32 Проекты «Сахалин» – первые проекты по СРП в России [Электронный ресурс] / Сахалин. – Режим доступа: http://www. Sakhalin.ru/Region/SKI/InvestProject/contents.htm

33 Сахалин Энерджи. Обзор деятельности за год. 2008 [Электронный ресурс] / Сахалин Энерджи. – 2008. – Режим доступа: http://www.sakhalinenergy.ru

34 Малышев А. Первый СПГ в России / А. Малышев // Нефть Росии. –2007. – №9. – С. 10–11.

35 Экспорт российского СПГ [Электронный ресурс] / Информационный портал РЕГНУМ. – 2008. – Режим доступа: http://www. regnum.ru/news/SKI/79661. html

36 Недорез Ю.И. О прогнозах развития Сибири и Дальнего Востока / Ю.И. Недорез [Электронный ресурс] / Информационный портал о. Сахалин. – 2008. – Режим доступа: http://www.science.sakhalin.ru/Pub/Gov/Conc_DV.html

37 Прогнозы развития нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] / Сайт президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2002/08/23/1620_type63378 type6338 129304.shtml

38 «Сахалин-3» [Электронный ресурс] / ООО СП Сахалин-Шельф-Сервис. – 2009. – Режим доступа: http:// www.sssc.ru/shelf/003.php

39 Проект «Сахалин-5» [Электронный ресурс] / Веб-сайт НК «Роснефть». – Режим доступа: http://www.rosneft.ru/Upstream/Exploration/russia_far_east/sakhalin-5

40 Саммерс Т. Результаты 2008 года / / Т. Саммерс [Электронный ресурс] / Веб-сайт ТНК-BP. – 2009. – Режим доступа: http:// www.TNK-BP.ru

41 «Сахалин-8» [Электронный ресурс] / ООО СП Сахалин-Шельф-Сервис. – 2009. – Режим доступа: http:// www.sssc.ru/shelf/008.php

42 «Сахалин-9» [Электронный ресурс] / ООО СП Сахалин-Шельф-Сервис. – 2009. – Режим доступа: http:// www.sssc.ru/shelf/009.php

43 Оценка интегральных социально-экономических эффектов от реализации проектов «Сахалин»: отчет – резюме / ООО «Экопромсистемы»; науч. консультант А.А. Арбатов. – М., 2008. – 37 с.

44 Мельникова С. Инвестор влияет на социальную атмосферу / С. Мельникова // Еженедельный журнал. – 2008. – №16. – С. 17.

45 А у нас к квартире газ, а у вас? [Электронный ресурс] / Проблемы местного самоуправления. – 2006. – Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/31–08.php

46 Чепусова В.А. Нефтяные ресурсы России и экология в Дальневосточном регионе / В.А. Чепусова. – Владивосток: ДВГТУ, 2005. – 156 с.

47 Сахалинский шельф. Оппоненты [Электронный ресурс] / Экологическая вахта Сахалина. – 2009. – Режим доступа: http://www.vff-s.narod.ru/sh/w/s10.htm

48 Хорошавин А.В. Сахалин как мультипликатор экономического развития Дальнего Востока / А.В. Хорошавин [Электронный ресурс] / ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2009. – №1. – Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sources/ article. jsp? id= 194 44594

49 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области [Электронный ресурс] / СахалинСтат. – 2009. – Режим доступа: http://www.sakhalin.su

50 Пусенкова Н.А. Восток есть Восток: Новая нефтегазовая провинция России / Н.А. Пусенкова; Московский центр Карнеги. – Москва, 2008. – 64 с.

51 Российское участие [Электронный ресурс] / ООО СП Сахалин-Шельф-Сервис. – 2009. – Режим доступа: http://www.sssc.ru/projects /rucontent.php

52 Трубников Ю.Г. Возможности участия предприятий океанического машиностроения Дальнего Востока в освоении проекта «Сахалин-2» / Ю.Г. Трубников, О.Я. Табоякова, – Владивосток: ДВГТУ, 2006. – 15 с.: ил.

53 Диев А. Дальний Восток: Новые расклады / А. Диев [Электронный ресурс] / Красная звезда. – Электрон.журн. – 2009. – №41. – Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp? id=19709619

54 Цифра Р.А. Проекты «Сахалин-1» – «Сахалин-5» / Р.А. Цифра [Электронный ресурс] / Проблемы местного самоуправления. – Электрон.журн. – 2008. – №9. – Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/31–08.php


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.