на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Оценка экономической эффективности реализации нефтегазовых проектов острова Сахалин и их влияния на экономическое положение РФ

Таким образом, договорный механизм СРП является активным и в определенной степени «состязательным» процессом, в котором стороны сначала детально обосновывают свои позиции, формируя индивидуальные для каждого соглашения условия, а потом обеспечивают эффективный контроль над соблюдением параметров соглашения, включая отслеживание пороговых уровней показателей, за которыми могут существенно меняться условия соглашения (раздела продукции). Это предполагает наличие компетентного и организационно дееспособного партнера по переговорам в лице государства, способного осуществить квалифицированную экспертизу подготовки проекта и оперативный мониторинг в ходе его реализации, что требует определенного уровня управляемости экономическими процессами со стороны государственных органов.

Дезорганизация в работе экономических ведомств, курирующих вопросы СРП, низкий уровень исполнительской дисциплины приводят к слабому «позиционированию» государства на переговорах. От такого положения страдает и западный инвестор, т. к. даже выиграв тендер, годами не может приступить к реализации соглашения и начать разработку месторождения [23, c. 77].

Таким образом, необходима разработка эффективной модели администрирования СРП в России.

1. Необходима разработка и публичное представление концептуального документа по освоению шельфа, возможно, в рамках Энергетической стратегии. Этот документ должен включать в себя стратегическое видение освоения шельфа, его основных участников, принятие взаимодействия с иностранными инвесторами в набор сценарных развилок, в том числе, включающих применение СРП.

Нужна четкая фиксация позиции государства относительно режима СРП (вплоть до полного отказа от его использования в случае признания его несостоятельности в российских условиях). Это решение должно включать в себя:

– область применения режима СРП (шельфовые проекты);

– гарантии его долгосрочной применимости;

– синхронизацию режима с реализуемыми проектами;

– четкое разграничение режима СРП с действующим административно-лицензионным режимом;

– формулирование базовых принципов госрегулирования в отрасли. Четкое определение роли СРП в документах стратегического характера должно стать рамкой для структурирования всего аппарата госуправления в этой сфере.

2. Необходимо перенести центр компетенции по администрированию СРП проектов в госкомпании «Газпром» (газовые проекты) и «Роснефть» (нефтяные проекты). Т.е, на законодательном уровне сформулировать принципиальную схему заключения контракта по принципу «профильная госкомпания 50%+1 акция проекта (компании-оператора, непосредственно реализующего проект) – иностранные инвесторы». Задача по соответствующей корректировке должна быть сформулирована в рамках «Плана мер по реализации энергетической стратегии до 2030 года» [22, c. 18].

3. Необходимо провести экспертную проработку нынешнего состояния ФЗ «О CPП» на предмет его соответствия российскому законодательству и управленческим реалиям. Целесообразно рассмотреть возможность замены ФЗ «О СРП» модельным СРП-контрактом, утверждаемым постановлением правительства РФ. «Модельный контракт» необходимо разработать в строгом соответствии с действующим законодательством. Уход от статуса Федерального закона позволит более гибко изменять соглашения в ответ на конъюнктурные вызовы, а наличие публичного текста типичного соглашения обеспечит адекватную переговорную базу.

4. Изменить схему ратификации СРП на простое одобрение профильным министерством. Такое упрощение процедуры возможно в связи с передачей эксклюзивных прав на разработку шельфа «Газпрому» и «Роснефти», компаниям контрольный пакет акций и ключевые позиции, в составах директоров которых принадлежат государству.

5. Предусмотреть при подготовке любых соглашений подписание участниками проектов типовых экологических и социальных деклараций, в которых должны быть прописаны соответственно экологические и социальные обязательства инвесторов (возможно включение в модельный контракт на правах обязательных статей). Модельный контракт должен включать в себя и обязательства инвесторов по размещению заказов на российских предприятиях [22, с. 19].

Итак, в соответствие с новой экономической политикой, согласно Российской программе развития газовой индустрии Дальнего Востока и Восточной Сибири, предлагается диверсификация энергетического рынка, укрепление суверенного контроля над стратегическими решениями, регулирование доступа иностранных компаний к природным ресурсам России.

Необходимо ограничить экспорт природных ресурсов, а вместо этого, перерабатывать их в России и расширять экспорт конечной продукции с большей добавленной стоимостью и использованием передовых технологий.

Степень российской кооперации в настоящее время выше с Европой, чем с Азией. Необходима диверсификация рынка на страны Северо-Восточной Азии, что принесет России больше иностранных инвестиций. Тем более, что этот регион испытывает более быстрый рост спроса на энергетические ресурсы, чем в других частях мира. Однако, энергетическое сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии ограничено рядом факторов: только Япония и Южная Корея могут позволить себе платить рыночную цену за российские энергоресурсы, но существуют проблемы доставки ресурсов в эти страны. Из-за региональных геополитических факторов, только Китай может стать приоритетным партнером для России, но правительство Китая стремится получить значительные скидки для каждого вида ресурсов. Следовательно, чтобы Китай не приобрел позицию покупателя-монополиста, следует найти пути доставки в Японию, Южную Корею и другие страны.

Многосторонне сотрудничество даст возможность России решить ключевые проблемы энергетического сектора. Это увеличит рыночную долю для нефти и газа, транспортируемых в соседние страны, а также приток новых инвестиций обеспечит выход России на новые рынки сбыта, доступ российских компаний к зарубежным каналам и сетям сбыта.

Компании «Газпром» и «Роснефть», в которых большая доля участия принадлежит государству получили эксклюзивные права разделить российский континентальный шельф для развития проектов добычи нефти и газа, что блокирует получение главного участия в проектах иностранными компаниями.

Несмотря на увеличение темпов роста инвестиций в экономику России в 2007–2008 гг., уровень прямых иностранных инвестиций с учетом ресурсного потенциала оценивается как низкий. Причина заключается в необходимости улучшения государственной инвестиционной политики и стабилизации инвестиционного климата. В первую очередь, это совершенствование законодательства о недрах, включая договоры концессии, СРП и сервисные контракты.

Так, в области реализации СРП в России существует множество нерешенных проблем, таких как вопросы учета затрат разных налогоплательщиков, консолидация выручки, несопоставимость систем бухгалтерского учета, используемых иностранным инвестором и российской стороной, отсутствие контроля государства за выполнением экономических условий соглашений. При заключении первых СРП следует отметить колоссальную упущенную выгоду российского государства.

Государство оказалось неподготовленным к приходу иностранного капитала – не только в плане создания адекватной институционально-правовой среды, – оно оказалось слабее инвестора с точки зрения подготовки реальных проектов.


2. Нефтегазовые проекты о. Сахалин и их основные операторы

2.1 Развитие международного сотрудничества в нефтегазовой сфере в России

Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. Первый нефтяной фонтан забил в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани. Россия занимает третье место в мире по запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии и Ираку. Перспективные и прогнозные запасы нефти в России оцениваются в 62.7 млрд. тонн. Нефтяные месторождения открыты на территориях 36 субъектов Российской Федерации, в 30 из них ведется добыча углеводородного сырья[26].

К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений. Около 85% из них находится в Западной Сибири, являющиеся сегодня главной сырьевой базой страны (13680 млн. т.). Большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейский Север России. В России выделяются три крупные группы районов, которые соответствуют начальной, средней и поздней стадиям освоения сырьевой базы. На начальной стадии освоения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также шельфы российских морей. Средняя стадия освоения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера (Тимано-Печорский регион). На поздней стадии находятся «старые» добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин. В настоящее время в России не разрабатываются по различным причинам около 900 нефтяных месторождений.

На Дальнем Востоке наиболее перспективным районом по добыче нефтяных ресурсов являются шельфы Сахалина [27].

Первая русская нефтяная вышка на Сахалине была построена в 1910 году, и принадлежала она Сахалинскому нефтепромышленному товариществу «Наследники Г.И. ЗОТОВА и К.». В 1975 году – заключено генеральное соглашение между СССР и Японией (СОДЕКО) о сотрудничестве в области разведки, обустройства месторождений, добычи нефти и газа на шельфе о. Сахалин. В 1975–1983 гг., в рамках генерального соглашения с «СОДЕКО», силами ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» (СМНГ) выполнены определенные геологоразведочные работы: объем сейсморазведочных работ – более 30 000 пог. км.; пробурено 25 скважин общей глубиной 58 836 м.; открыты нефтегазоконденсатные месторождения Одопту (1977) и Чайво (1979). С 1984-го по 1990 годы уже собственными силами были открыты месторождения Пильтун-Астохское, Лунское и Аркутун-Даги, т.е. те, что сегодня включены в проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Впоследствии нефть на Сахалине стал добывать трест «Сахалиннефть», образованный в 1928 году и ставший родоначальником «Сахалинморнефтегаза» – теперь ОАО «НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». Предприятие долгие годы оставалось единственным добытчиком нефти и газа. И только в 1991 г., когда правительство разрешило создавать совместные предприятия с иностранным капиталом, на Сахалине появилось еще одно нефтедобывающее предприятие – ЗАО «Петросах» с годовой добычей нефти 220 тыс. тонн [28, с. 204].

В настоящее время в Сахалинской области в разной степени реализации находятся проекты по освоению запасов нефти и газа континентального шельфа от «Сахалин-1 до «Сахалин-9».


2.2 Производственные и финансово-экономические показатели реализации проектов

2.2.1 Действующие проекты

Процессы внедрения рыночных принципов и открытия экономики дляэкономической реформы Советского Союза в середине 1980-х гг., резко ускорились после объявления России о своей независимости и распада Советского Союза в 1991 г. Новое российское правительство начало проводить конкурсы на разработку участков Сахалинского шельфа с привлечением российских и иностранных инвесторов.

Одновременно с этими событиями «СОДЕКО» и новые инвесторы искали возможность вновь заинтересовать Россию в разработке ранее открытых месторождений Одопту и Чайво и выбрали для участия в проекте компанию «Эксон», которая, по их мнению, обладала необходимыми техническими и эксплуатационными возможностями. Под руководством Сида Рисо, первого вице-президента бывшей компании «Эксон Компани Интернешнл» (ExxonCompanyInternational), компания «Эксон» также начала вести диалог с Россией в отношении создания новых коммерческих возможностей. Так началось формирование консорциума проекта «Сахалин-1».

Для выполнения функции оператора была создана компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), и ее доля в проекте составила 30%. Оставшиеся доли были распределены между «СОДЕКО» (30%) и двумя родственными организациями Роснефти – компаниями «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (СМНГ) (23%) и «Роснефть-Сахалин» (17%). (Структура долей изменилась в 2001 г., когда российские партнеры пригласили индийскую компанию «ОНГК Видеш Лимитед» присоединиться к проекту. «ОНГК Видеш Лимитед» приобрела 20% участия, и доля российской стороны изменилась и составила 11,5% у СМНГ и 8,5% у родственной компании Роснефти «РН-Астра»).

В конце 1993 г. консорциум подписал меморандум о взаимопонимании с Российской Федерацией в отношении начала переговоров о технических и коммерческих условиях освоения трех месторождений – Чайво, Одопту и Аркутун-Даги [29, c. 183].

«Эксон Нефтегаз Лимитед», дочерняя компания американской корпорации «ЭксонМобил», которая является оператором проекта и имеет в нем долю 30%. В 2006 г. объемы добычи компании «ЭксонМобил» составили около 370 000 тонн нефти и 260 млн. куб. метров газа в сутки. Оценочная стоимость компании на рынке составляла около 345 млрд. долларов США.

«ОНГК Видеш Лимитед», дочерняя компания индийской «Ойл энд НэчюралГэзКорпорейшн Лтд.» («ОНГК»), доля которой в проекте составляет 20%. Основной функцией компании является управление международными операциями «ОНГК» по разведке и добыче. «ОНГК» является крупнейшим предприятием Индии и первой крупной интегрированной нефтегазовой компанией в стране. «ОНГК Видеш» является инвестором нефтегазовых проектов в 15 странах, наиболее крупным из которых является проект «Сахалин-1».

«РН-Астра», дочернее предприятие российской государственной нефтяной компании «Роснефть», которая имеет долю в проекте в размере 8,5%. Головной офис «Роснефти» находится в Москве. Компания является вертикально-интегрированной и занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией нефти и газа на территории всей России. С 2000 г. «Роснефть» значительно увеличила объемы добычи нефти с 260 000 баррелей в сутки до более 1,5 млн. баррелей в сутки к концу 2005 г. Оценочная стоимость компании на рынке составляет порядка 100 млрд. долларов США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.