Для анализа того, как будет складываться военно-политическая обстановка,
в которой России придется существовать в качестве субъекта мировой политики,
следует учитывать, в том числе ее геополитическое положение. А оно уникально. Россия
находится в центральной части Евразии, уже в силу этого может активно влиять на
глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом.
По своему положению в мире Россия была, есть и будет объектом глобальных,
региональных и локальных угроз и вызовов различного характера. На глобальном
уровне – Россия, даже в сегодняшнем непростом экономическом состоянии – слишком
значимый и важный субъект мировой политики, держава, несущая огромную
ответственность за судьбы мира, а на региональном уровне она – естественный
центр силы для стран в постсоветском пространстве, влиятельный арбитр в
международных делах.
2.2 Система обеспечения военной и
государственной безопасности, и условия ее формирования
Военная безопасность – это составная часть, важнейший компонент
национальной безопасности, которая определяет состояние обороноспособности
страны и ее возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами
вооруженного насилия.
Для поддержания военной безопасности России требуется поддержание
военного потенциала на уровне, достаточном для обороны в случае возникновения
кризисной ситуации в непосредственной близости от государственной границы.
Требуемый уровень военной безопасности достигается при наличии всего комплекса
структурных компонентов как чисто военных, так и политико-дипломатических,
экономических, идеологических и других, целенаправленными и скоординированными
усилиями государственных институтов.
Политико-дипломатический компонент военной безопасности
обеспечивается:
высоким
уровнем системы коллективной (международной) безопасности;
участием
государства в военно-политических союзах;
приемлемым
соотношением военно-политических сил в мире;
гарантированной
реализацией международных договоров и соглашений, в которых участвует Россия;
дальнейшим
совершенствованием режима международного контроля над вооружениями и
нераспространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Экономический
компонент военной безопасности включает:
материальные
и финансовые возможности, обеспечивающие обороноспособность страны;
количественные
и качественные параметры Вооруженных сил и других войск;
оборонно-промышленный
комплекс, который обеспечивает всем необходимым армию, флот и другие войска,
создает мобилизационный резерв вооружения и военной техники;
научно-технический
потенциал, позволяющий создавать новые виды оружия и военной техники;
мобилизационные
возможности промышленности, обеспечивающие в случае необходимости поставку
Вооруженным Силам и другим войскам потребного количества вооружения и военной
техники.
Военный
компонент – включает
в себя военную организацию государства, создаваемую для обеспечения военной
безопасности с опорой на военную силу и предполагает наличие определенных
количественных и качественных показателей, к которым относятся:
численность
Вооруженных сил с системами управления и обеспечения, другие войска, воинские
формирования и органы;
уровень
подготовки войск и сил, от которой зависит их боеспособность и боевая
готовность;
техническая
оснащенность Вооруженных сил и других войск (военной техникой, боеприпасами,
военно-техническим имуществом);
наличие
запасов вооружения и военной техники, содержащихся в арсеналах, на базах и
складах;
состояние
военной инфраструктуры (стационарные объекты), предназначенной для обеспечения
обучения войск (сил), стратегического и оперативного развертывания и ведения
военных действий.
Морально-психологический
компонент,
который тесно связан с военным компонентом, включает:
духовные
возможности населения страны, которые определяются степенью морального
состояния и психологической подготовкой населения;
общественный
статус военнослужащих, представляющий собой совокупность их прав и
обязанностей, положение и престиж в обществе и государстве;
морально-психологическое
состояние основных категорий личного состава Вооруженных сил и других войск.
Военная
безопасность подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и
национальный.
На глобальном
уровне
военная безопасность России обеспечивается в осуществлении мероприятий по нераспространению
оружия массового уничтожения, сокращению стратегических наступательных вооружений
и др.
На
региональном уровне военная безопасность России обеспечивается укреплением
военно-стратегического положения России путем создания системы коллективной
безопасности в масштабе СНГ и НАТО.
На
национальном уровне военная безопасность России обеспечивается в основном созданием
необходимого военного потенциала страны.
Для
реализации жизненно важной задачи государства – защиты суверенитета и
территориальной целостности страны создаются силы, средства и органы, способные
совместными усилиями выполнить эту задачу. Их деятельность, объединенная общими
целями, задачами и способами реализации, базируется на единой нормативной
правовой базе и общих принципах обеспечения национальной безопасности,
осуществляется в едином контуре управления. Совокупность этих сил, средств и
органов представляет собой систему обеспечения военной безопасности Российской
Федерации.
Основная роль
системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и
управления заключается в том, что данная система должна жестко увязывать
национальные интересы, ценности и цели Российской Федерации с политическим
курсом государства, различного рода угрозами военного характера, а также
формами и способами их реализации преимущественно политико-военными и военными
методами. Учитывая, что в сфере обеспечения национальной обороны переплетаются
практически все функции жизни и деятельности государства, можно считать, что
система обеспечения военной безопасности Российской Федерации является важнейшей
составной частью системы обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации в целом, главным инструментом реализации государственной политики
обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области обороны.
Система
обеспечения военной безопасности может иметь внешний и внутренний аспекты. С
точки зрения внешнего аспекта это, прежде всего, способность Вооруженных сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военной
инфраструктуры и систем разведывательного, информационного и иных видов
обеспечения сдержать (предотвратить) открытую военную агрессию против
Российской Федерации и ее союзников.
С точки
зрения внутреннего аспекта это строительство и развитие такой военной
организации государства, которая была бы обеспечена реальными экономическими
возможностями страны.
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет
Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют
министр обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных сил Российской
Федерации.
Вооруженные силы РФ состоят из центральных органов военного
управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые
входят в виды и рода войск Вооруженных сил, в Тыл Вооруженных сил и специальных
войск, не относящихся к видам и родам войск (см. рис. 4).
Вид Вооруженных сил РФ – это их составная часть, отличающаяся особым
вооружением и предназначенная для выполнения возложенных на них задач. К видам
Вооруженных сил относятся: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы (ВВС),
Военно-Морской Флот (ВМФ).
К родам Вооруженных сил РФ относятся: Космические войска, Ракетные
войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска. Под родом войск
понимается часть вида Вооруженных сил, отличающаяся основным вооружением,
техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и
способностью к выполнению боевых специфических задач по взаимодействию с другими
родами войск.
Специальные войска служат для обеспечения видов и родов войск и
содействия им в выполнении боевых задач. К ним относятся: инженерные войска,
химические войска, радиотехнические войска, войска связи, автомобильные войска,
дорожные войска и ряд иных.
Рис. 4 Структура Вооруженных сил Российской Федерации
Военный округ – это территориальное общевойсковое объединение воинских
частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов
войск Вооруженных сил. Военный округ, как правило, охватывает территорию
нескольких субъектов Российской Федерации. Флот является высшим оперативным
объединением Военно-Морского флота. Командующие округами и флотами руководят
своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.
К учреждениям
Министерства обороны относятся такие структуры обеспечения
жизнедеятельности Вооруженных сил, как военно-медицинские учреждения, дома
офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха,
турбазы и т. п.
К военно-учебным
заведениям относятся: военные академии, военные институты,
высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах,
суворовские и нахимовские училища, курсы подготовки и переподготовки офицерского
состава.
Часть Вооруженных сил Российской Федерации может входить в состав
объединенных Вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под
объединенным командованием в соответствии с международными договорами
Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных
сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных
сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против неё.
Вооруженные силы Российской Федерации и другие войска могут
применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного
вооружённого насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными
договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с
федеральным законодательством.
Внутренний и внешний аспекты военной безопасности в современных
условиях тесно переплетаются. Это обусловлено, с одной стороны, декларированием
в Конституции России примата международного права над внутренним законодательством,
с другой стороны, стремлением ряда государств использовать внутренние противоречия
России как инструмент скрытого или открытого давления на Россию.
Поэтому для гарантированного обеспечения военной безопасности
России требуется создание и функционирование по единому замыслу и плану системы
обеспечения военной безопасности. Система обеспечения военной безопасности РФ
внутри страны имеет, как в военной политике, три компонента:
управленческий, который включает
Президента РФ и соответствующие структуры власти и управления; Правительство
РФ, сеть министерств, ведомств и государственных органов;
силовой – Вооруженные силы с
системами управления и всестороннего обеспечения, другие войска, воинские
формирования и органы;
обеспечивающий – структуры и
предприятия ВПК, государственные предприятия; система мобилизационных ресурсов
и запасов, военная инфраструктура; система нормативного правового обеспечения
(структура и органы); финансово-экономические структуры, участвующие в процессе
военного строительства и обеспечения военной безопасности, а также структура
внешнеполитического обеспечения военной безопасности.
Основу такой безопасности должна составлять военная организация государства.
Большую роль в обеспечении военной безопасности страны играют правовые
структуры, которые должны разрабатывать проекты законодательных актов и
добиваться выполнения принятых законов. Роль внутриполитических структур в
обеспечении военной безопасности чрезвычайно многогранна. Они должны эффективно
проводить в жизнь все законодательные акты и решения правительства по вопросам
обороны страны, военно-патриотической подготовки населения, обеспечивать
успешное проведение мероприятий в области подготовки экономики и территории
страны в военном отношении, осуществлять на практике социальную и национальную
политику, способствующую укреплению и стабилизации мира, исключающую проявление
протестных действий населения в организационных формах.
В обеспечении военной безопасности велика роль экономических
структур. От экономики прямо зависит военный потенциал, который позволяет
содержать и совершенствовать Вооруженные силы, повышать их боеспособность,
снабжать современным оружием, военной техникой и всеми видами довольствия.
Система обеспечения военной безопасности должна не только реагировать
на угрозы и вызовы, но и обладать возможностью предвидения, способностью
принимать превентивные меры для предотвращения возможных угроз.
Важным требованием к системе обеспечения военной безопасности является
сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и
средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеральным
устройством России и распределением полномочий между органами местного
самоуправления. Особое место в обеспечении военной безопасности должен занимать
процесс подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных
интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|