2.3 Анализ законов и нормативно
правовых актов в области обеспечения военной безопасности
В настоящее
время открытость и доступность практически всех нормативных правовых актов,
регулирующих различные стороны деятельности в области обеспечения военной
безопасности, позволяет ознакомиться, а при необходимости и глубоко изучить их.
Существующие
в настоящее время законы (нормативные правовые акты) можно условно разделить на
два блока:
-
законы,
устанавливающие правовое положение только государственных структур, принимающих
участие в обеспечении военной безопасности (о ВС, МВД, ФСБ и т. д.);
-
законы
(нормативные правовые акты) по изменению повседневной деятельности государства,
его организаций, обществ и граждан в период введения иного режима
функционирования (военного, чрезвычайного положений) на территории страны или в
отдельных ее местностях.
Анализ
существующих законов и нормативных правовых актов показывает:
во-первых,
практически все законы (нормативные правовые акты) представляют собой лишь
собрания норм, устанавливающих правовое положение (статус) конкретных спецслужб.
Они построены примерно по одной схеме: правовая основа деятельности данного
органа, его задачи, круг полномочий (права и обязанности), правовое положение
сотрудников (социальные гарантии и льготы), система контроля и надзора за
деятельностью данного органа;
во-вторых,
многие принятые к исполнению законы и нормативные правовые акты представляют
собой лишь документы общего характера, а содержание позволяет иногда
двойственно их толковать. В них отсутствует порядок конкретных действий, алгоритм
реализации, что приводит порой к затруднению в их реализации;
в-третьих,
ряд действующих законов и актов государственного масштаба являются документами,
разработанными без возможного прогноза развития страны, складывающейся
обстановки как вне, так и внутри государства, а порой даже отставшими по своему
содержанию к моменту принятия;
в-четвертых,
в документах различных ведомств положения, подходы к решению и основные
принципы носят противоречивый характер;
в-пятых,
часть принятых к исполнению законов и нормативных правовых актов являются «мертворожденными»,
так как отсутствует механизм их реализации;
в-шестых,
ввиду частого нарушения последовательности разработки и принятия ряда законов и
нормативных правовых актов, происходит рассогласование в действиях
государственных структур по вопросам обеспечения военной безопасности. Данный
недостаток обусловлен отсутствием окончательно сформулированных цели и порядка
разработки комплекса законодательных актов по вопросу обеспечения военной
безопасности, а также единого руководства со стороны государства в вопросах
разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов.
Целый ряд
важнейших федеральных законов, которые были включены в Перечень первоочередных
мер по правовому обеспечению реализации государственной политики Российской
Федерации в области военного строительства, так и не были приняты. К их числу
следует отнести, прежде всего, федеральные законы: «О гражданском контроле и
управлении военной организацией», «О военной реформе», «О чрезвычайном положении»
и др.
Сегодня мы
сталкиваемся с ситуацией, когда ряд уже принятых законов не согласован между
собой. Так, например, до сих пор не устранены разногласия положений законов «О
безопасности» и «Об обороне» по задачам и функциям Министерства обороны, других
министерств и ведомств, а также задачам Вооруженных сил и других войск по
обеспечению безопасности личности, общества и государства.
До сих пор не
определены функции Верховного Главнокомандующего по отношению к другим войскам,
воинским формированиям и органам – в соответствии с законом «Об обороне»
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим только
Вооруженными Силами.
Недоработки в
существующей нормативно-правовой базе не позволяют в полной мере в мирное время
осуществлять стратегическое планирование. Проблемы отмобилизования, перевода
экономики страны на военное время, функционирования оборонно-промышленного
комплекса по сути дела до сих пор не имеют должного правового обеспечения.
Однако основная часть уже принятых законов определяет в правовом отношении
вопросы обеспечения военной безопасности преимущественно в аспекте внешних
угроз. Вопросы обеспечения внутренней безопасности России регламентированы лишь
частично.
3. Анализ эффективности государственного
управления в сфере безопасности
3.1 Анализ принципа комплектования Вооруженных
сил
В настоящее время комплектование Вооруженных сил
России производится на основании Федерального закона «О воинской обязанности и
военной службе». В соответствии с этим законом существуют два вида комплектования
должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами
Вооруженных сил: по контракту и по призыву.
В развитых странах Запада комплектование
Вооруженных сил также осуществляется по-разному: по добровольческому принципу
(по контракту), по призыву, а также на смешанной основе. Например, Вооруженные
силы США комплектуются только добровольцами, Вооруженные силы Израиля – только
призывниками, причем призыву подлежат и женщины. Вооруженные силы Германии
комплектуются по смешанному принципу, причем основной вид комплектования здесь –
по контракту.
Говоря о контрактной системе комплектования
Вооруженных сил, необходимо заметить, что, в США военнослужащие-добровольцы из
числа рядового состава получают достаточно высокое денежное довольствие, а
также имеют высокие социальные льготы, в том числе по жилью и по возможности
получения высшего образования за счет государства. В сумме это обходится казне
более чем в 100 тыс. долларов в год на одного военнослужащего.
Согласно официальным данным бюджет российского
Министерства обороны позволяет тратить на одного военнослужащего не более 10
тыс. долларов в год, в то время как один американский солдат обходится примерно
в 180 тыс. долларов, английский – в 150, французский и немецкий – в 100,
турецкий – в 15 тыс. долларов.
Нетрудно подсчитать, что если бы Россия стала
оснащать и оплачивать российского солдата так, как это делают страны НАТО. То с
экономической точки зрения, могла бы позволить себе иметь армию американской
модели в 100 тыс. человек, английской – 120, немецкой или французской – 170,
турецкой – 800 тыс. человек. И это притом, что российское Министерство обороны
тратит гораздо меньше средств на своих гражданских служащих, чем большинство
стран НАТО.
Рис. 5 Динамика общественного мнения по
комплектованию армии
В связи с этим необходимо, исходя из российских
реалий, отказаться от популистских лозунгов «профессиональной армии» и в
качестве основной системы комплектования Вооруженных сил России на данном
периоде развития оставить систему комплектования по призыву (см. Рис. 5).
Использование при определении численности
Вооруженных сил в мирное время, принятого в ряде западных стран количественного
показателя в 1 % от населения страны, совершенно неприемлемо для России. В
силу особенностей геополитического и геостратегического положения заключающихся
в обширности ее территории при невысокой плотности населения и в непосредственном
окружении государств, большинство из которых имеют острые территориальные и
другие претензии к России. При этом нельзя не учитывать и тот факт, что во
многих странах мира сохраняются группировки войск численностью, превышающие их
оборонные потребности.
Для сравнения в таблице 1 приведены
географические, демографические и экономические показатели трех величайших
государств мира (Китай, Россия, США) численность их Вооруженных сил и военные
расходы.
Таблица 1. Основные экономические, демографические,
географические показатели Китая, России и США влияющие на безопасность
государства
|
Китай |
Россия |
США |
Общая
площадь, кв. км |
9 596
960 |
17 075
200 |
9 393
200 |
Население,
млн. чел. |
1261,0 |
146,0 |
284,0 |
Уровень
роста населения% |
1,0 |
-0,1 |
1,0 |
Уровень
рождаемости (на 1 тыс. чел.) |
16,12 |
9,02 |
14,5 |
Уровень
смертности (на 1 тыс. чел.) |
6,73 |
13,8 |
8,8 |
Средняя
продолжительность жизни |
71,30 |
67,19 |
75,0 |
Размер
армии, млн. чел. |
2,840 |
1,240 |
1,448 |
Военные
расходы, млрд. долл. |
36,6 |
7,4 |
273,0 |
ВВП,
млрд. долл. |
1. 079,8 |
246,7 |
9. 962,7 |
ВВП на
душу населения, долл. |
854,6 |
1. 673,0 |
36. 182,0 |
Изменение
ВВП за 1991–2000 гг. |
+260 % |
-38,9 % |
+38,9 % |
Годовая
инфляция, % |
0,4 |
20,8 |
3,37 |
Говоря, о численности ВС следует также отметить,
тот факт, что, например, США за последние 200 лет никогда не применяли свои ВС
для отражения агрессии на своей территории. Они всегда строились и готовились к
применению за пределами страны. В то время как история России свидетельствует,
что подавляющее большинство военных действий велось на ее территории, нанося
экономике страны и ее населению существенный ущерб. Поэтому, как уже
отмечалось, при определении численности Вооруженных сил Российской Федерации
следует исходить не из пресловутого 1 % от населения страны, а из:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|