на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Основы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих

При применении пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" надлежит учитывать, что обязательным условием для выплаты военнослужащему единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, повлекшим его досрочное увольнение с военной службы, и исполнением им служебных обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Действие пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распространяется на военнослужащих, которые из-за повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, признаны негодными к военной службе и досрочно уволены на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов.[39]

Правовые гарантии призваны решить спорные вопросы об объеме, характере и размере, а также о порядке возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы вследствие необеспечения безопасных условий ее прохождения со стороны должностных лиц воинской части, в условиях боевых действий, чрезвычайного, военного положения, состояния войны. В настоящий момент эти вопросы решаются в судебном порядке в порядке гражданско-правовой ответственности воинской части (либо федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу).

Являясь санкцией за причинение вреда жизни или здоровью военнослужащего, гражданско-правовая ответственность выполняет свойственные деликтной ответственности функции: компенсационно-восстановительную, охранительную и предупредительно-воспитательную (превентивную).

Компенсационно-восстановительная функция деликтной ответственности заключается в устранении отрицательных последствий, наступивших в имущественной (например, возмещение утраченного заработка, расходов на лечение) и неимущественной (компенсация причиненных физических или нравственных страданий) сферах потерпевшего вследствие причинения вреда его жизни или здоровью.

Охранительная функция преследует двоякую цель: с одной стороны, не допустить нарушения прав и интересов военнослужащих и членов их семей, а с другой, когда вред жизни или здоровью военнослужащего уже причинен, - обеспечить его возмещение.

Предупредительно-воспитательная (превентивная) функция деликтной ответственности заключается в воздействии на участников правоотношений в целях стимулирования их к сокращению числа правонарушений. Эта функция основана на самом факте существования норм о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, закрепленных в гл. 59 ГК РФ, которые военнослужащий может использовать для защиты нарушенных прав. В условиях Вооруженных Сил РФ превентивная функция гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих, имеет свои особенности. Она выступает средством правового обеспечения безопасности военной службы, под которой следует понимать защищенность военнослужащих от воздействия (либо последствий воздействия) опасностей объективного и субъективного характера, обусловленных спецификой военной службы.[40]

Таким образом, принципиальный подход к определению характера и установлению объема возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья военнослужащих, имеет целью возмещение тех имущественных убытков, которые возникают вследствие утраты трудоспособности и расходов на восстановление или поддержание здоровья, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Поэтому возмещение имеет имущественный характер (денежный), а объем возмещения включает в себя две составляющие: 1)утраченный потерпевшим заработок и иные доходы; 2)расходы на лечение и прочие расходы, целевое назначение которых указано в статье.

Сопоставление объема возмещения вреда здоровью с объемом возмещения убытков, позволяет выявить принципиальное сходство отдельных элементов в их структуре. Утраченный заработок и иные доходы схожи с упущенной выгодой, а расходы на лечение и сопутствующие расходы схожи с реальным ущербом в том его параметре, который включает в себя расходы на восстановление нарушенного права. Естественно, в объем возмещения вреда здоровью военнослужащего объективно невозможно включать оценку (стоимость) утраченного здоровья в денежном изменении, как это делается в отношении поврежденного или утраченного имущества (вещи) применительно к категории «убытки», а расходы на лечение имеют целью восстановление здоровья как идеального блага, а не имущественного права.[41]


Заключение

Подводя итог, следует отметить, что цель выпускной квалификационной работы достигнута в полном объёме. В ходе работы были всесторонне рассмотрены правовые и теоретические основы правового регулирования, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего.

Поставленные перед выпускной квалификационной работой задачи решены: изучено исследование становления института возмещения вреда причиненного жизни и здоровью военнослужащего, определен порядок, основания, условия, размер, объем и характер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего.

На основании проведенного исследования определено следующее:

По первому положению:

Рассмотрев закономерности становления и развития института возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, в рамках четырех основных исторических периодов следует сказать что, степень развития его коренным образом изменялась. Первоначально это были Законы Хаммурапи - судебник, составленный в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне, затем Законы XII Таблиц и Дигестов, Законы XII Таблиц (45 - 451 гг. до н.э.), Салическая правда - памятник права раннефеодального общества V - VI вв., декрет "Об увеличении пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных случаев", декрет СНК "О социальном обеспечении увечных воинов" от 20 апреля 1918 г. где решающее слово в деле социального обеспечения увечных воинов и расходовании государственных средств принадлежит органам государственной власти, потом правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным повреждением здоровья, и, наконец, современное российское законодательство.

По второму положению:

Необоснованно усложнен и процесс подготовки и оформления документов. Требуется отдельное оформление документов на страховое обеспечение и отдельное - на единовременное пособие, что усиливает бюрократическую проволочку и не способствует повышению эффективности механизма социальной защиты военнослужащих.

Также при расчете страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих учитываются оклады этих военнослужащих по воинскому званию и должности. Подобная "привязка" страховой суммы к воинскому званию и должности противоречит общему смыслу дифференцированного подхода к организации социальной защиты, учитывающего объем напряженности и повышенного риска военной службы как особого вида государственной службы, готовности военнослужащих жертвовать своим здоровьем и жизнью по имя интересов государства. Вряд ли отвечают принципу социальной справедливости такие условия, при которых солдату, получившему повреждение здоровья при проведении контртеррористических мероприятий в Чечне, выплачивается страховая сумма гораздо меньше той, которую получает офицер, получивший подобное же повреждение здоровья на даче.

Ситуация, при которой охват мерами социальной защиты членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, гораздо меньше, чем по случаям смерти военнослужащих, умерших не при исполнении обязанностей военной службы, противоречит и общему смыслу Конституции РФ (в частности, ст. 55), и основным принципам социальной справедливости.

Таким образом, обозначенные проблемы в очередной раз подчеркивают необходимость постоянного совершенствования законодательных норм, регулирующих сложные и многогранные вопросы социальной защиты военнослужащих, которые являются неотъемлемой частью их статуса.

По третьему положению:

Реализация прав военнослужащих изложены: в Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., в гражданском кодексе Российской Федерации, в законе РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в Постановлении Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" , в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в Приказе Федеральной службы охраны РФ от 8 июня 2006 г. N 259 "Об организации отдельных выплат, установленных статьями 13 и 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в федеральных органах государственной охраны", в Приказе Федеральной службы охраны РФ от 15 июня 2005 г. N 233 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы", в Приказе Федеральной службы охраны РФ от 10 августа 2005 г. N 297 "О порядке выплаты в федеральных органах государственной охраны единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в Приказе Федеральной службы охраны РФ от 5 сентября 2008 г. N 464 "О внесении изменений в приказ ФСО России от 15 июня 2005 г. N 233 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы" и в Инструкцию, утвержденную этим приказом", в Приказе Федеральной службы охраны РФ от 17 ноября 2007 г. N 546 "О внесении изменения в Инструкцию об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы, утвержденную приказом ФСО России от 15 июня 2005 г. N 233" , в Приказе Минобороны РФ от 23 мая 1999 г. N 170 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации".


Список нормативных актов и литературы

Нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ ( с изменениями от 1 января 2009 г.) // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г. N 238-239, "Российская газета" от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25, "Российская газета" от 28 ноября 2001 г. N 233.

3.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I ( с изменениями от 1 января 2009 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г. N 33 ст. 1318.

4.Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями) // "Российская газета" от 26 февраля 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.