Дипломная работа: Отношения социального партнерства
Введение
Политической основой
отношений между работниками и работодателями должно быть социальное
партнерство. В течение многих лет наше общество исходило из принципа
непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути
преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается.
Однако большинство стран,
в том числе промышленно – развитых, передовых, ориентируется не на классовую
борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и
работодателями. Это не означает веры в гармоничную социальную утопию, но
признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к
социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной
заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.
Как показывает зарубежный
опыт, многие вопросы общественной жизни решаются легче, если страны изначально
ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. Отказ от взаимных
уступок лишает общество перспективы позитивных перемен, и другого способа
достичь согласия нет. Поэтому и не стоит пренебрегать опытом промышленно
развитых стран. Это подтверждено и Конвенцией МОТ № 154 о содействии
коллективным переговорам, принятой в 1981 г.
Ее признание нашей
страной повлекло за собой принятие соответствующих нормативных актов, основным
из которых является Закон РФ « О коллективных договорах и соглашениях»[1].
Принципиально новой для
нашего общества была легализация именно соглашений, заключаемых на разных
уровнях. Прежде российскому законодательству был известен лишь институт
коллективного договора, который в условиях административно – командной системы
носил своеобразный характер – коллективные договоры содержали в основном не
нормативные условия, а конкретные обязательства сторон, и главным образом
предприятия, т.е. в строгом смысле слова они источниками права не являлись.
Теперь, как уже
отмечалось, не только изменилось их содержание, но и появились соглашения иного
рода. Оценивая правовое значение этих актов, нужно сказать, что все они (в том
числе и коллективный договор) представляют собой важный источник права,
порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованными в
решении разного рода профессиональных, производственных и социально-
экономических вопросов сторонами, что придает этому источнику большую гибкость,
возможность учета конкретных обстоятельств и своевременного внесения
соответствующих изменений.
При этом важно отметить, что содействие Закона о
коллективных договорах распространяется на работодателей независимо от форм
собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Таким
образом, он выходит за рамки действующего трудового законодательства1.
В последние годы в
юридической литературе уделяется значительное внимание вопросам правового
регулирования правовых актов социального партнерства. В работе использованы
труды: Сыроватской Л.А., Акоповой В.М., Соболева С.А., Вихарева А., Власова
В.И., Нуртдиновой А.Ф., Коршуновой Т., Лушниковой А.М., Лушникова М.В. и многие
др. Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- дать понятие, рассмотреть принципы и
стороны социального партнерства;
- проанализировать содержание
коллективных договоров и соглашений;
- рассмотреть систему, органы
социального партнерства и правовые акты социального партнерства.
Объект работы – отношения социального
партнерства.
Предмет работы - правовые акты социального
партнерства.
Методы исследования: теоретический анализ,
синтез, логический метод, сравнительный анализ.
Практическая
значимость работы обусловлена
тем, что в работе использован не только теоретический материал, но и анализ
материалов практики. Это позволяет проанализировать вопросы, связанные с
заключением коллективных договоров и соглашений в сфере социального
партнерства.
социальный
партнерство договор соглашение
Глава 1. Общая характеристика социального
партнерства
1.1 Понятие и принципы
социального партнерства
В науке российского
трудового права не сложилось единой концепции социального партнерства. Одни
ученые сводят его к трехстороннему сотрудничеству между органами
государственной власти и представителями сторон трудовых отношений,
осуществляемому с целью развития экономики, улучшений условий труда и повышения
жизненного уровня трудящихся1. Например, С.А. Иванов, разграничивает
социальное партнерство и трехстороннее сотрудничество. Под социальным
партнерством он понимает отношения, складывающиеся между социальными партнерами
– предпринимателями и профсоюзами на уровне государства, либо отрасли народного
хозяйства, а также на уровне предприятия между его дирекцией и персоналом
(бипатризм). Признаками социального партнерства является диалог, консультации и
сотрудничество, причем представители предпринимателей и профсоюзов остаются
социальными партнерами и при возникновении споров, связанных с осуществлением
коллективных переговоров. Трехстороннее сотрудничество (трипартизм), по мнению
С.А. Иванова, - иное явление, которое охватывает отношения социальных партнеров
с органами государственной власти и управления.
Таким образом, сторонами
социального партнерства признаются только работники (их представители) и
работодатели. Государственные органы имеют соответственно статус участников
социального партнерства, а не стороны, имеющей свои собственные интересы.
Однако большинство ученых-трудовиков рассматривают социальное партнерство как
сотрудничество представителей работников, работодателей и государства в
социально-трудовой сфере.
При этом подчеркивается
особая роль государства как социального партнера.
Таким образом, социальное
партнерство в сфере труда может осуществляться как на двухсторонней, так и на
трехсторонней основе. При этом можно выделить два вида социального партнерства:
бипатризм и трипартизм. Эта дискуссия по определению социального партнерства на
двух- или трехсторонней основе нашла отражение в легальном определении
социального партнерства в ТК РФ. Социальное партнерство рассматривается как
система взаимоотношений между работниками и (представителями работников),
работодателями (представителями работодателей), органами государственной
власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение
согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования
трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.
Иными словами,
законодатель признает обе организационно - правовые формы социального
сотрудничества (диалога), с одной стороны, а с другой стороны – не признает
государство стороной социального партнерства (социальным партнером).
Государство наделяется правовым статусом участника социального партнерства.
Согласно ТК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления
являются сторонами социального партнерства, только в тех случаях, когда они
выступают в качестве работодателей ил их представителей, уполномоченных на
представительство законодательством или работодателями, а также в других
случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального
партнерства признаются работники и работодатели в лице уполномоченных в
установленном порядке представителей. Так писал А.С. Пашков, современная
концепция российского трудового права, рассчитанная на рыночные отношения,
исходит из ограничения пределов государственного вмешательства в регулирование
трудовых отношений1.
Эта система
взаимоотношений участников социального партнерства включает в себя следующие
уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень
организации (ст.26 ТК РФ).
Легализация идеи
социального партнерства на российской почве датируется Указом Президента РСФСР
от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых
споров (конфликтов)»[2].
С начала 90-х гг. XX в. в науке трудового права вновь
поставлены проблемы социального партнерства, но уже в новой кодификации
российского трудового законодательства.
Трудовой кодекс РФ
впервые содержит раздел «Социальное партнерство в сфере труда», где определено
понятие социального партнерства, его уровни, формы, права и обязанности
представителей работников и работодателей в связи с проведением коллективных
переговоров и заключением коллективно – договорных актов, участием работников в
управлении организацией.
Итак, социальное партнерство является
достаточно новым институтом трудового законодательства. Действующие статьи
второй части трудового кодекса будут играть важную роль в создании системы
социального партнерства, расширении и развитии договорного регулирования
социально- трудовых отношений, содействии согласованию интересов как работников
и работодателей, так и интересов государства в целом. До принятия Трудового
кодекса рассматриваемые общественные отношения регулировались Законом РФ «О
коллективных договорах и соглашениях», положения которого практически полностью
включены в содержание второго раздела ТК РФ.
В последующем изложении будут более
подробно рассмотрены стороны и органы, система социального партнерства, а
сейчас познакомимся с принципами социального партнерства.
Международные стандарты коллективных
трудовых прав составляют базу для развития и становления национальных моделей
социального партнерства. Международно-правовые принципы социального партнерства
закреплены в основных актах ООН и Совета Европы, а также в ряде нормативных
документов МОТ, назовем некоторые из них:
1) Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на
организацию (1948г.);
2) Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение
коллективных переговоров (1949 г.);
3) Рекомендация № 91 о коллективных договорах (1951 г.);
4) Конвенция № 144 о трехсторонних консультациях для
содействия применения международных трудовых норм (1976 г.);
5) Конвенция № 154 и Рекомендация № 163 о содействии
коллективным переговорам (1981 г.) и др. В настоящее время нашим государством
ратифицированы две Конвенции: Конвенция № 87 и Конвенция № 98.
Авторы учебника «Курс трудового права» А.М.
Лушников и М.В. Лушникова проанализировав вышеназванные международно-правовые
акты, считают, что из их содержания вытекают следующие международно-правовые принципы
социального партнерства:
- свободы ассоциаций и защиты прав профсоюзов и
представителей трудящихся;
- добровольного и равноправного партнерства и
обеспечения права на коллективные переговоры;
- обязательности и надлежащего исполнения условий
коллективных соглашений и договоров, заключенных в результате коллективных
переговоров;
- примирительно-третейского и арбитражного
разбирательства социально-трудовых конфликтов путем мирных переговоров и
взаимных консультаций и права работников и работодателей на коллективные
средства защиты.
Остановимся на некоторых из них: принцип
полномочности сторон- социальных партнеров означает организационно-правое
оформление полномочий на представительство интересов участников, сторон
социального партнерства. Так, согласно Рекомендации МОТ № 91 коллективные договоры
(соглашения) заключаются представителями сторон, надлежащим образом избранными
и уполномоченными согласно законодательству страны. Таким образом, важным
условием эффективности социального диалога партнеров служит организационно-
правовая форма их полномочности и представительства.
Принцип добровольного и равноправного
партнерства и обеспечения права на коллективные переговоры. Он во многом
предопределяет характер взаимоотношений социальных партнеров. Конвенция МОТ №
98 особо подчеркивает, где это необходимо, должны приниматься меры,
соответствующие условиям страны в целях поощрения и способствования полному
развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе
между предпринимателями и организациями трудящихся путем заключения
коллективных договоров. Добровольность партнерства и равноправие участников, -
это две стороны одной модели. В соответствии с Конвенцией № 144 участники
социально-партнерских отношений должны быть представлены на равной основе в
любых органах, через посредничество которых осуществляются консультации.
Принцип добровольности и равноправного
партнерства лежит в основе реализации права сторон на коллективные переговоры.
Конвенция МОТ № 154 под коллективными переговорами понимает переговоры, которые
проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной,
несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и отдельной или
несколькими организациями трудящихся с другой, в целях определения условий
труда и занятости. При этом субъектами коллективных переговоров признаются не
только профсоюзы, но и другие выборные организации работников.
Конвенция МОТ № 154 и Рекомендация № 163
предусматривают, что необходимо обеспечить содействие тому, чтобы коллективные
переговоры могли проходить на любом уровне, в частности предприятия, отрасли
или всей промышленности либо на региональном или национальном уровнях, причем
должна быть обеспечена координация между этими уровнями1.
Принцип обязательности и надлежащего
исполнения коллективных соглашений, заключенных в результате коллективных
переговоров. Он придает устойчивость правовому механизму социального
партнерства. При всей добровольности для сторон коллективных переговоров к их
результату коллективному договору применяется требование его обязательности для
сторон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|