на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Отношения социального партнерства

Согласно Рекомендации МОТ № 91 такие договоры заключаются в письменной форме представителями сторон (предпринимателем, группой предпринимателей или одной, несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся, а при отсутствии таких организаций – представителями самих трудящихся с другой стороны).

Коллективный договор распространяется на всех трудящихся, работающих на охватываемых коллективным договором предприятиях, если в самом договоре не предусмотрено иное. Условия индивидуальных трудовых договоров, ухудшающих положение работника по сравнению с коллективным договором должны признаваться недействительными.

А в случае необходимости с учетом существующей в стране системы коллективных договоров в национальном законодательстве могут быть предусмотрены меры по распространению всех или некоторых положений коллективного договора на предприятия, не участвующие в заключении договоров, но входящие в сферу договора как по производственному, так и по территориальному признаку. Контроль за соблюдением коллективных договоров Рекомендация считает необходимым возложить на участвующие в них организации предпринимателей и трудящихся, или органы инспекции, или органы специально создаваемые для этой цели.

В ТК РФ законодатель предпринял попытку легального закрепления принципов социального партнерства (ст. 24 ТК РФ[3]), определяющих характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающиеся при осуществлении социального диалога. Многие из них (равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений) в значительной степени перекликаются с международно – правовыми.

Основной принцип социального партнерства - равноправие сторон.

Представители работников и работодателей обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития. Стороны свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение[4].

Итак, выделяя принципы социального партнерства, законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которые предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.


1.2 Стороны и органы социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.

Работники, будучи стороной коллективного договора, выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом (распоряжением) работодателя[5].

В соответствии с ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»[6] представителями сторон могут быть указанные в ст. 2 органы:

Представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Правовые основы деятельности профсоюзов, их право на представительство установлены в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96г, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

Согласно ТК РФ, профсоюзы, их объединения, выступая в интересах работников, вправе:

- участвовать в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

- вести коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений;

ФЗ от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» //Собрание законодательства РФ.-1996.-№3.-ст.148

- участвовать в разрешении коллективных трудовых споров;

- осуществлять контроль за соблюдением принятых коллективных договоров и соглашений;

- участвовать в управлении организацией в соответствии с законодательством, уставами и положениями, действующими на предприятии.

Особенность представительства при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально – трудовых отношений заключается в том, что представителями работников в этом случае могут быть только профсоюзы и их объединения. Профсоюзы в соответствии с законодательством участвуют в правовом регулировании социально – трудовых отношений на всех этапах их развития.

Профессиональные союзы и их объединения, первичные профсоюзные организации в соответствии со ст. 11 п. 1 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 представляют и защищают права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Полномочия работников в этом случае оформляется в письменной форме. Как правило, такое представительство утверждается решением общего собрания работников и закрепляется в протоколе собрания, либо путем оформления доверенности в простой письменной форме.

В соответствии с данным Законом представителями работников не могут быть -работодатели, лица, представляющие работодателей или финансируемые ими, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии.

Как уже упоминалось выше, другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом организации либо локальными актами.

При заключении соглашений одной из сторон выступают работодатели, объединенные в рамках отрасли, территории и т.п. их представляют полномочные органы объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы1.

Объединения работодателей начали создаваться в России сравнительно недавно. В настоящее время ФЗ «Об объединениях работодателей» определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Организации работодателей могут носить различные наименования и объединять своих членов по тем или иным признакам (территориальному, межрегиональному, территориально – отраслевому, отраслевому и т.п.).

Согласно ст. 5 ФЗ «Об объединениях работодателей2», деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений. Такие объединения самостоятельно определяют цели, виды и направления своей деятельности. Взаимодействие объединения работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально – трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства (которые рассматривались выше).

Применительно к действующему законодательству можно предположить возможность существования различных видов объединений работодателей:

1) объединение работодателей - физических лиц,

2) объединение юридических лиц,

3) объединение физических и юридических лиц.

В качестве объединения юридических и физических лиц могут быть образованы некоммерческие партнерства.

Все объединения работодателей независимо от их вида являются некоммерческими организациями, основанными на членстве. В уставе объединения в качестве его целей должны указываться: участие в системе социального партнерства, деятельности трехсторонних органов, проведении коллективных переговоров для заключения соглашений, осуществление контроля за выполнением соглашений и т.п. Это своеобразный критерий, который позволяет определить, является ли данная организация объединением работодателей. Такая необходимость возникает в связи с тем, что объединения для участия в договорном процессе специально не создаются. И в нашей стране, и за рубежом союзы юридических лиц действуют как многофункциональные институты, которые определяют ценовую политику в регионе (отрасли), решают проблемы сбыта продукции, совершенствования технологии и ряд других. Социальное партнерство – лишь одно из направлений их деятельности. Определение в уставе таких целей, как участие в заключении соглашений и др., позволяет отнести конкретное объединение к объединениям работодателей и рассматривать его как участника системы социального партнерства.

В качестве примера, можно привести некоммерческое партнерство «Объединение работодателей Хакасии», действующее на основании Устава. В соответствии с Уставом некоммерческого партнерства «Объединения работодателей Республики Хакасия[7]»: некоммерческое партнерство «Объединение работодателей Республики Хакасия» создано гражданами и ЮЛ - предприятиями и объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) осуществляющих свою деятельность на территории РХ, с целью содействия развитию социально ориентированной экономики, представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность основываясь на принципах добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности, гласности и социального партнерства.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на территории Республики Хакасия и Российской Федерации. В городах и районах РХ в установленном порядке могут создаваться филиалы (представительства), действующие на основе Устава и Положения о них.

Объединения работодателей является юридическим лицом с момента государственной организации: имеет самостоятельный баланс и обладает обособленным имуществом. Основными целями и задачами объединения работодателей являются: Защита интересов членов объединения работодателей во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, с профсоюзами и другими организациями работников наемного труда; участие в расширении возможностей развития организаций различных форм собственности, предприятий и учреждений, а также отраслей народного хозяйства; содействие созданию необходимых правовых, социальных гарантий для самостоятельной хоз. деятельности предприятий и организаций в условиях рыночной экономики. Содействие консолидаций усилий промышленников и предпринимателей (работодателей) на создание и эффективное функционирование системы социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, участие от имени своих членов в заключении и реализации Трехстороннего соглашения между объединениями работодателей, Федерацией профсоюзов, Правительством РХ, содействие заключению и реализации тарифных отраслевых (профессиональных) соглашений, разрешению коллективных трудовых споров1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.