на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Отношения социального партнерства

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров в соответствии с ТК РФ.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производятся в порядке, установленном ст. 38 ТК РФ.

Окончанием коллективных переговоров считается момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий[10].

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров осуществляется в соответствии с ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ТК РФ.

Впервые в международной практике нормы о консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия, между организациями предпринимателей и трудящихся, а также государственными властями в отраслевом и национальном масштабах были закреплены в МОТ.

Так, Рекомендация № 94 ориентирует государства на принятие надлежащих мер с целью содействовать консультациям и сотрудничеству между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия. Это сотрудничество касается вопросов, представляющих взаимный интерес и не охватываемых процедурой коллективных переговоров.

Рекомендация МОТ № 29 считает необходимым создание на предприятиях системы коммуникативных (социальных) связей между администрацией и работниками, которая содействовала бы формированию атмосферы взаимного доверия. Для создания такой атмосферы работодатель обязан предоставлять работникам соответствующие сведения, между заинтересованными сторонами должны проводиться консультации.

В отношениях охранительных форм социального партнерства акты МОТ предусматривают правила примирительно-посреднического и арбитражного разрешения коллективных трудовых споров, где примирительные и посреднические органы, а в ряде случаев и арбитражные, создаются с участием представителей спорящих сторон (Рекомендация № 92)1.

Участие работников и их представителей в управлении организацией. Эта форма социального партнерства названа в гл. 8 ТК РФ, где закреплено право работников на участие в управлении организацией и перечислены основные формы такого участия. Правовой механизм их реализации может определяться на коллективно – договорном и локальном уровнях правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Во многих зарубежных странах, в том числе и в России, введены процедуры примирения сторон в случае возникновения трудовых конфликтов.

В отличие от индивидуальных, коллективные трудовые споры разрешаются при помощи примирительных процедур. Это сравнительно новое для российского законодательства явление, которое заключается в проведении организационных мероприятий для достижения согласованного решения. Согласно ст.2 п.2 ФЗ от 23.11.95 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже1.

Итак, в первой главе данной работы была дана общая характеристика социального партнерства. Были рассмотрены понятие и принципы, стороны и органы, системы и формы социального партнерства.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, социальное партнерство-система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных сними отношений.

Принципы социального партнерства, содержащиеся в ТК РФ создают основы для регулирования отношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, определяют перспективу развития социально-партнерских отношений.

Важнейшим является принцип, устанавливающий равноправие сторон. Он характеризует социально-партнерские отношения и выражается в равном представительстве при формировании органов социального партнерства, равенстве прав при выдвижении вопросов, подлежащих обсуждению, в демократическом способе принятия решения.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и др. должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего правами ЮЛ), имеющие полномочия в соответствии с Уставом организации либо иными локальными актами.

Множественность субъектов трудового права, необходимость формирования реализации их интересов влечет за собой необходимость формирования системы социального партнерства.

Система социального партнерства включает в себя: федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании и уровень организации, устанавливающий конкретные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Формы социального партнерства представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей. В соответствии трудовым законодательством РФ социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; участия работников и их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В стране созданы постоянно действующие трехсторонние органы, которые осуществляют коллективно – договорное регулирование и проводят консультации с органами государственной власти.

Для обеспечения регулирования социально – трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.


Глава 2. Понятие и виды правовых актов социального партнерства

2.1 Понятие социально-партнерских актов

Первые коллективные договоры в континентальной Европе стали заключаться в конце XIX в., но их юридическая природа оставалась спорной, а правовая регламентация - явно недостаточной. Как отмечал Я.А. Канторович: «Само понятие «коллективный договор» еще до сих пор не вполне отчетливо усвоено, не получило ни достаточного теоретического обоснования, ни достаточно полного осуществления и применения на практике».

Дальше всех пошло французское законодательство. 2 июля 1906 г. министр Г. Думерг внес законопроект, определяющий природу коллективного рабочего договора.

Формой реализации права на социально – партнерское регулирование является социально – партнерский акт.

Социально-партнерский акт представляет собой нормативное соглашение, заключаемое между работниками и работодателем (работодателями). Нормативное соглашение – особый вид правового акта, принимаемый в договорном порядке, но содержащий нормы права. Социально-партнерский акт, таким образом, сочетает в себе черты договора и нормативно – правового акта. Как договор он заключается после проведения переговоров на двухсторонней основе, содержит взаимные обязательства сторон, действует в течении установленного срока (является актом временного действия)1.

Принципы его заключения, закрепленные в ст. 4 Закона «О коллективных договорах и соглашениях», дополняют его характеристику как договора. Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности[11].

Указанные принципы лишний раз подчеркивают договорной характер названных актов.

Социально-партнерские акты так же, как и другие договоры, содержат обязательства сторон. Наличие обязательственной части в коллективном договоре или соглашении признается практически всеми учеными и практиками. Обязательства носят конкретный характер (действия, которые необходимо совершить, срок исполнения и т.п.) и исчерпываются выполнением. Следует отметить, что обязательства в основе носят односторонний характер. На работников, заключение, скажем, коллективного договора новых обязательств не возлагает. Коллективно – договорный акт исторически возник как средство улучшения условий труда. Это его основная задача, поэтому традиционно работники принимают на себя единственную обязанность - сохранение социального мира (отказ от забастовок по условиям, включенным в договорной акт, при своевременном и полном их выполнении). Приведенные выше особенности позволяют характеризовать социально-партнерские акты как договоры о труде. Однако такая характеристика не дает полного представления об их юридической природе. Будучи нормативными соглашениями, они содержат нормы права, т. е. общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и не исчерпывающиеся однократным применением. Наличие норм права (нормативная часть) отличает их от других видов договоров и позволяет рассматривать их как нормативные правовые акты социального партнерства.

Признание коллективного договора (соглашения) нормативным актом является традиционным. Действующее российское законодательство подчеркивает, что коллективный договор и соглашение являются правовыми актами, регулирующими социально-партнерские отношения между работниками и работодателями (ст. 2 Закона «О коллективных договорах и соглашениях»), декларируя тем самым их нормативный характер. Как нормативный правовой акт - социально-партнерский акт характеризуется следующими особенностями: правом на его принятие обладают представители работников и работодатели; принимается после проведения коллективных переговоров; является актом временного действия; занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений; защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке (для индивидуальных трудовых споров) и в примирительном порядке (для коллективных трудовых споров).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.