Таким образом, создание воспитывающей
среды на основе учета возрастных, психофизиологических, речевых,
коммуникативных и индивидуальных особенностей воспитанников в возрасте 14-15
лет, формирование их ценностно-правовых ориентаций, целенаправленное включение
в учебную и внеучебную деятельность с применением активных методов обучения, учебно-методическое
сопровождение (программы, дидактические материалы) и координированное
взаимодействие Центра со школами, с родителями и правоохранительными органами –
все это являлось эффективным способом формирования и развития правовой культуры
воспитанников.
Сравнительный анализ
результатов, полученных на этапе констатирующего и формирующего эксперимента
показал, что эффективность разработанной программы подтверждена продуктивностью
процесса, который выразился в положительной динамике сформированности основных
компонентов правовой культуры воспитанников Центра «Аистенок», а также высокой степенью
удовлетворенности педагогов и социальных работников качеством содержания
правового образования, степенью разнообразия его форм, методов, соответствием
возрастным, психофизическим, речевым, коммуникативным и индивидуальным
потребностям воспитанников.
В результате процесса
формирования правовой культуры у воспитанников, повысился интерес к изучению
права, что положительно сказалось на качестве усвоения учебного материала, а в
целом и применения на занятиях во внеучебное время активных методов и приемов.
Результаты формирующего
эксперимента подтвердили сформулированную гипотезу исследования, и свидетельствуют
о возможности внедрения предложенной программы в практику социальных учреждений
данного типа.
Заключение
Теоретическое изучение
проблемы содержания, структуры и сущностных характеристик правовой культуры
личности воспитанника социального учреждения и результаты эксперимента
подтвердили корректность выдвинутой гипотезы, что позволило сформулировать
выводы, согласно задачам исследования.
На основе теоретических
положений определены, а в процессе эксперимента описаны уровни сформированности
правовой культуры личности, и разработана педагогическая модель, обеспечивающая
процесс формирования правовой культуры в дидактическом, информационном и
методическом плане.
Программа «Твои права» была разработана для воспитанников в
возрасте 14-15 лет (в возрасте 14 лет подросток получает важный документ –
паспорт). Эффективность
формирования правовой культуры у воспитанников Центра обеспечивалось за счет
соблюдения определенных педагогических условий. Таковыми являлись: создание
качества окружающей правовой среды, как мощный фактор правовой воспитанности;
разработка и реализация модели формирования правовой культуры; кадровое
обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также совершенствование
содержания, форм и методов правового образования и воспитания.
Диагностические критерии и уровни сформированности правовой
культуры у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» свидетельствуют о
недостаточной сформированности правовой культуры, что связано, главным образом,
с теоретической стороной, с неумением применять на практике знания, полученные
в школе по обществознанию и правоведению.
В связи с выявленной проблемой, мы разработали и экспериментально апробировали
модель формирования правовой культуры воспитанников Центра помощи детям
«Аистенок» на основе системно-деятельностного подхода. Основное содержание
программы предполагало включенность подростков в определенные ситуации, в
которых необходимо было найти разрешение проблемы. Эта деятельность способствует
прогрессивному движению воспитанников в обществе, соблюдением культуры в сфере
права. Сформированная правовая культура воспитанников близка к образованности
человека, поскольку имеет общие и отличительные свойства применительно к
правосознанию личности и зависит от правового воспитания.
Используя в практике разработанную нами программу можно и в
дальнейшем поддерживать воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации. Организованные «мозговые
штурмы», ролевые игры, дискуссии, круглые столы и просмотр видеофильмов с
последующим обсуждением способствовали повышению интереса воспитанников к
изучению правовых норм, приобретению правовых знаний, владению и освоению
юридической терминологии, активному следованию правомерному поведению при
социальном взаимодействии, что в целом отражается на правовой культуре
личности.
При взаимодействии с
субъектами социализации с педагогами (воспитателями), с родителями и
правоохранительными органами, эффективнее реализуются цели правового образования,
поскольку они принимаются педагогами, родителями и становятся целями семейного
воспитания.
В результате проделанной работы, гипотеза о том, что
формирование правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» будет эффективным, если: - раскрыта
сущность, выявлены структурные компоненты правовой культуры личности,
определены критерии, уровни и особенности ее формирования у воспитанников; -
реализована специально разработанная модель эффективного формирования правовой
культуры у воспитанников на основе системно-деятельностного подхода, включающая
правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым
содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения; -
выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия целесообразно
организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у
воспитанников подтвердилась.
Данная работа может быть использована в практике специализированных
Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Также можно
использовать в качестве рекомендаций по воспитанию правовой культуры личности
подростка.
Список
литературы
правовой
культура социальный сирота
1.
Конституция РФ от
12.12.1993г.
2.
Федеральный закон
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от
2.08.1995г. №122-ФЗ
3.
Федеральный закон
«О социальном обслуживании населения Краснодарского края» от 29.12.2004г.
4.
Федеральный закон
«Об организации деятельности органов опеки и попечительства» от 16.12.2003г.
5.
Федеральный закон
«Об основах социального обслуживания населения» от 10.12.1995г. № 195-ФЗ
6.
Федеральный закон
Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативных актов
(1993-1994 гг.) М.: Минсоцзащиты России, 1994.
7.
Абранина Т.С.
Права человека. – Казань: Гриф КГТУ. – 2003. – 120 с.
8.
Абранина Т.С.
Правовое обеспечение социальной работы. – Казань: Изд-во Казан.гос.технол.ун-та
Гриф КГТУ. – 2003. – 88 с.
9.
Авдеева Т.Г.
Психологическая помощь детям – жертвам семейного насилия / Авдеева Т.Г. //
Семейная психология и семейная терапия. 2007, №1. – С.56-75.
10.
Алешина Е.А.
Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания
// Философия права. 2008, № 5. – С. 28.
11.
Алешина Е.А.
Формирование правовой культуры личности студента // Актуальные проблемы
российского права на современном этапе. – Пенза, 2007. – С.12.
12.
Алещенок С.В. К
проблеме новой концептуализации молодежи // Методические проблемы исследования
молодежи НИЦ при Институте молодежи / сост. П.А. Ручкин, П.И. Бабочкин. – М.:
Институт молодежи, 1998. – С.26-34.
13.
Анкета родителей
// Ты имеешь право. – Минск, 2003. – С. 106-113.
14.
Архипова Н.И.,
Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления. –
М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 384с.
15.
Бабаев В.К.
Теория государства и права. – М., 2003. – 592 с.
16.
Балдин К.В.,
Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник.-М. Дашков и Ко,
2004.- 496с.
17.
Бондаренко М.В.
Правовая культура и правомерное поведение в современном российском
обществе:дис. – М., 2002. – 159с. – С. 36-37.
18.
Бугаенко Ю.Ю.
Правовая культура в современной России (социально-философский анализ):
диссертация к.ф.н. // Социально-гуманитарные знания. – Краснодар, 2007. – 156
с.
19.
Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление
системой социальной защиты детства. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2005. – 192с.
20.
Васильев В.А.
Юридическая психология – СПб.: Питер Ком, 1998. – 319с.
21.
Великородная
В.А., Жиренко О.Е.,Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому
воспитанию: 5-11 классы. – М.:ВАКО, 2008. – 224 с.
22.
Венгеров А.Б.
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист. –
1998.
23.
Вопленко Н.Н.
Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже
столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17
февраля 2001г.). - Волгоград, 2001. -С. 11-14.
24.
Гайворонская Т.А.
Ты имеешь право. Чтобы достойно жить. Я - ребенок, я – человек. Во Дворце
сказок: сценарии / Т.В. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – Москва, 2002.
– С. 4-20.
25.
Григорьев С.И.,
Гуслякова Л.Г., Мартынова Т.Н., Морозова Н.И. Синцова Л.К. Социальное
воспитание и профессиональное самоопределение молодежи в современном российском
обществе: Научно-методическое пособие Барнаул; Кемерово: Изд-во НП «АзБука» ,
2005. – 219 с.
26.
Гулина М.А.
Словарь-справочник по социальной работе. – Спб.: Питер, 2008. – 400с.
27.
Демко О.С.
Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования. –
Белгород, 2006. – 204с. – С. 30.
28.
Дереклеева Н.И.
Новые родительские собрания 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с.
29.
Заяц О.В. Опыт
организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и
организаций. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 105 с. – С. 43-51.
30.
Зубок Ю.А.,
Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий //
Социологические исследования. 2006, № 6. – С. 37-46.
31.
Калигин Н.А.
Принципы организации управления. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272с.
32.
Кистяковский Б.А.
В защиту права // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. – М., 1990. –
С. 106, 122-149.
33.
Ковалева
И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского
общества конца XIX - начала XX веков. – В.Новгород, 2002 – 162с.
34.
Конвенция, закон,
право: сценарий // Ты имеешь право. – Минск, 2003. – С. 99-106.
35.
Кравченко И. И.
Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2 – С.
3-16.
36.
Кризис правовой культуры
российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные
проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003.
37.
Кумицкая Т.М.
Классные часы по гражданскому правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО,
2006. – 224 с.
38.
Лившиц Р.З. Государство
и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Сов. гос-во и
право. 1992. – № 10. – С.17.
39.
Лидерс А.Г.
Психологический тренинг с подростками. – М., 2004. – 256 с. – С.90.
40.
Лисовский В.Т.
Молодежь и образование на пороге XXI века//Молодежь: цифры, факты, мнения. –
СПб., 1995. – № 2-3. – С.61-67.
41.
Лисовский В.Т.
Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. – М., 1994. – С.28-49.
42.
Мартышин О.В. О
некоторых особенностях российской правовой и политической культуры //
Государство и право. – 2003, № 10. – С. 24-30.
43.
Матузов Н.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» //
Правоведение. – М., 1994. № 2. – С. 3-16.
44.
Молчанов
А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии
//Правоведение. 1991. № 1. – С.63-73.
45.
Невважай И.Д.
Типы правовой культуры и формы правосознания. // Правоведение. – 2000, №2. –
С.27.
46.
Певцова Е.А.
Правовое воспитание и формирование правосознания в России. // Журнал
российского права. – 2003, № 10. – С. 122-133.
47.
Савинов А.Н.,
Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты населения. – М.:
Академия, 2001. – 190с.
48.
Саламаткин А.С.
Правовое воспитание личности. – Красноярск: из-во КГПУ, 1990, с.123.
49.
Сальников В.П.
Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового
государства \\ Демократия и законность. Самара – 1998. – С. 496.
50.
Силичев
Д.А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. — М.: «Приор-издат»,
2004. – 208с.
51.
Скакун О.Ф.
Теория государства и права. – Харьков: Консум, 2000. – 704с.
52.
Смоленский
М.Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма:
аспекты правовой культуры. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 252с.
53.
Смоленский
М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула
взаимообусловленности // Правоведенье. – 2003, № 1. – С. 197-204.
54.
Спиридонов Л.И.
Теория государства и права (курс лекций). СПб. – 1998.
55.
Теория
государства и права. / Под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А. – М., 1997. – С.
284.
56.
Тихомирова А.
Трудно ли быть подростком? / Тихомирова А. // Социальная работа. – 2005, №4. –
С. 26-28.
57.
Томазова, О.Е.
Правовая социализация молодежи в современном российском обществе: Автореферат /
О.Е. Томазова; Науч. рук. Д.Ю. Шапсугов; Ростовский юридический институт. – Ростов-на-Дону,
2003. – 22с.
58.
Топчий Л.В.
Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального
обслуживания семьи и детей. М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|