В правосознании тесно
сочетаются и взаимодействуют познавательная, оценочная и регулятивная функции.
Познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право,
и осуществляется в различных формах обнаружения, выражения и осмысления
отдельных правовых явлений в целом. Оценочная функция состоит в формировании
определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых,
субъект позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую
действительность. Регулятивная функция предполагает осознание, определение и
реализацию субъектом правомерного или неправомерного характера своей
поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.
Влияние правосознания на
организацию общественной жизни достаточно велико и ощутимо, оно присутствует во
всех элементах механизма правового регулирования, как одного из средств
воздействия на общественные отношения. Поэтому в значительной степени от
уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет
поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или
неправомерным, социально вредным и опасным.
В структурном отношении
правосознание представлено в форме правовой идеологии (система официальных
представлений о праве), определяющей стратегию развития правовой жизни общества
и осуществляющей всесторонний анализ современной правовой ситуации, и правовой
психологии (система неофициальных представлений о праве), характеризующей
переживания людей, возникающие в связи с состоянием действующего
законодательства и практическим осуществлением его требований.
По уровню осознания
необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений
в обществе, по признаку правовой образованности субъектов, правосознание можно
разделить на обыденное, специализированное и научное. Обыденное (массовое)
правосознание формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового
регулирования, для него характерно знание общих принципов права, тесно
переплетающееся с нравственными представлениями. Специализированное
(профессиональное) правосознание подразделяется в зависимости от сферы
деятельности (правосознание ученых-юристов, правосознание судей, правосознание
работников милиции) складывается в ходе специальной профессиональной
юридической подготовки. Научное (теоретическое) правосознание характерно для
исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования
общественных отношений. Следовательно, правосознание бывает индивидуальным,
групповым и общественным, при этом предполагается, что правовое сознание, как и
сознание, вообще присуще лишь человеку, а групповое – это обобщенное
правосознание, представляющее выражение мнения всего общества [32, 106].
Дети, оставшиеся без
попечения родителей –
лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного
родителя или обоих родителей в связи с:
·
лишением их
родительских прав;
·
ограничением их в
родительских правах;
·
признанием
родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно
дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
·
объявлением их
умершими;
·
отбыванием ими
наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
·
нахождением в
местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений;
·
уклонением
родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
·
отказом родителей
взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных учреждений;
·
в иных случаях
признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом
порядке [1].
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей – лица в
возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет,
умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без
попечения единственного или обоих родителей [6].
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей –
система социальных, экономических, организационных и правовых мер,
гарантированных органами государственной власти и органами местного
самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с
другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни [4].
Дети, нуждающиеся в государственной защите – дети, родители которых неизвестны;
утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из
семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их;
безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими
заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и
содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно
дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители
которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке,
нуждающимися в государственной защите [5].
Таким образом,
характеристика основных понятий организации социальной работы по формированию
правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей отражает тот факт, что одно из центральных мест занимает правовая
культура. Она представляет собой достигнутый уровень развития в правовой
организации жизни людей, обусловленный социальным, духовным, политическим и
экономическим строем, выражающийся в правовой деятельности, юридических актах,
правосознания и правовом развитии субъекта, а также степени гарантированности
государством и гражданским обществом свобод и прав человека. В этом
общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения
в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и
государственно-правовой организации жизни свободных людей.
1.2
Особенности организации социальной работы в Центре помощи детям, оставшимся без
попечения родителей
Современная
семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от
традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
В
последнее время значительно возрастает число разводов; снижается рождаемость
при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно дети остаются
без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране;
обострилась проблема детской инвалидности детей, нуждающихся в материальной и
психологической помощи; число страдающих психическими заболеваниями; рост преступности
и увеличивается число преступлений, совершаемых подростками [67, С.43].
Социальное
неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого
обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств,
проституции. Потому следует учитывать, что многие формы права, регулирующие
отношения семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизненными
реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества.
Нередко законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не
действуют.
К
настоящему времени сложились следующие основные формы государственной помощи
семьям, имеющим детей:
·
денежные
выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием
(пенсии, пособия);
·
трудовые,
налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
·
социальное
обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.
Так
началась целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений
социального обслуживания семей и детей, хотя отдельные элементы ее имелись и в
прошлом. Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и
лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством,
различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.
Совместные
усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих
территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию
различных учреждений социального обслуживания семьи и детей. К концу 1993 г. в
Российской Федерации действовало около 500 таких учреждений (в основном в
республиканских, краевых и областных центрах; в сельской местности и малых
городах России они практически отсутствовали) [67, С.45].
Наряду с
органами социальной защиты населения – учреждения социального обслуживания
семьи и детей создают комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного
образования, здравоохранения, внутренних дел, развитие сети учреждений в каждой
из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и
организационных усилий, финансовых средств.
В
создании учреждений социального обслуживания семьи и детей более активно
принимают участие общественные и благотворительные организации,
предприниматели. Такое социальное партнерство позволяет сделать работу
указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые
и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных
проблемах социальной защиты и помощи семье.
Несмотря
на это, сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании
помощи семье и детям, так же, как и характеристики этих учреждений
(численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация
деятельности отдельных звеньев).
Значительны
результаты деятельности учреждений по реабилитации дезадаптированных сирот,
детей-инвалидов. В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует
несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий
государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим
образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие
службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных
и общественных организациях.
Преобладающая
модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье
и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры,
имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр
социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в
преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.
Эта
способность центра очень важна и существенна, т.к. российская семья сегодня
сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в
пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения.
Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской
Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может
быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот
перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
1)
Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
·
срочное
социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
·
содействие
семьям, имеющим детей, -тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным
гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе,
доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении
других насущных нужд;
·
принятие
от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе
или за умеренную плату;
·
распределение
благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
·
социальная
помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским
семьям;
·
организация
мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
·
создание
при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних
одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
·
содействие
в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии
(специальности);
·
содействие
в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;
·
содействие
в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного
лечения детей;
·
содействие
в организации питания и быта остронуждающихся;
·
содействие
в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств
ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических
средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат,
компенсаций, содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении
документов, в том числе по установлению опеки и попечительства; социально-бытовая
помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям; содействие в
организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре; содействие
в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в
пределах региона).
2)
Социально-правовые услуги:
·
помощь
в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов
клиентов, в том числе детей;
·
содействие
в предоставлении социальных выплат;
·
участие
в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации,
лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток,
информационных листовок и т.д.);
·
участие
в правовой защите личностных интересов детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|