на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовая культура воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют познавательная, оценочная и регулятивная функции. Познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений в целом. Оценочная функция состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых, субъект позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность. Регулятивная функция предполагает осознание, определение и реализацию субъектом правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико и ощутимо, оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, как одного из средств воздействия на общественные отношения. Поэтому в значительной степени от уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

В структурном отношении правосознание представлено в форме правовой идеологии (система официальных представлений о праве), определяющей стратегию развития правовой жизни общества и осуществляющей всесторонний анализ современной правовой ситуации, и правовой психологии (система неофициальных представлений о праве), характеризующей переживания людей, возникающие в связи с состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований.

По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, по признаку правовой образованности субъектов, правосознание можно разделить на обыденное, специализированное и научное. Обыденное (массовое) правосознание формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования, для него характерно знание общих принципов права, тесно переплетающееся с нравственными представлениями. Специализированное (профессиональное) правосознание подразделяется в зависимости от сферы деятельности (правосознание ученых-юристов, правосознание судей, правосознание работников милиции) складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Научное (теоретическое) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Следовательно, правосознание бывает индивидуальным, групповым и общественным, при этом предполагается, что правовое сознание, как и сознание, вообще присуще лишь человеку, а групповое – это обобщенное правосознание, представляющее выражение мнения всего общества [32, 106].

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

·  лишением их родительских прав;

·  ограничением их в родительских правах;

·  признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

·  объявлением их умершими;

·  отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

·  нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

·  уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

·  отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

·  в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [1].

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей [6].

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни [4].

Дети, нуждающиеся в государственной защите – дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке, нуждающимися в государственной защите [5].

Таким образом, характеристика основных понятий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей отражает тот факт, что одно из центральных мест занимает правовая культура. Она представляет собой достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей, обусловленный социальным, духовным, политическим и экономическим строем, выражающийся в правовой деятельности, юридических актах, правосознания и правовом развитии субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и государственно-правовой организации жизни свободных людей.

1.2 Особенности организации социальной работы в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

В последнее время значительно возрастает число разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно дети остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности детей, нуждающихся в материальной и психологической помощи; число страдающих психическими заболеваниями; рост преступности и увеличивается число преступлений, совершаемых подростками [67, С.43].

Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции. Потому следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречие с современными жизненными реалиями, перестали адекватно соответствовать потребностям семьи и общества. Нередко законы, затрагивающие вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют.

К настоящему времени сложились следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

·  денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

·  трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

·  социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Так началась целенаправленная конкретная работа по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, хотя отдельные элементы ее имелись и в прошлом. Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами.

Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений социального обслуживания семьи и детей. К концу 1993 г. в Российской Федерации действовало около 500 таких учреждений (в основном в республиканских, краевых и областных центрах; в сельской местности и малых городах России они практически отсутствовали) [67, С.45].

Наряду с органами социальной защиты населения – учреждения социального обслуживания семьи и детей создают комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел, развитие сети учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их профессиональных и организационных усилий, финансовых средств.

В создании учреждений социального обслуживания семьи и детей более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, предприниматели. Такое социальное партнерство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных проблемах социальной защиты и помощи семье.

Несмотря на это, сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании помощи семье и детям, так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация деятельности отдельных звеньев).

Значительны результаты деятельности учреждений по реабилитации дезадаптированных сирот, детей-инвалидов. В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

Эта способность центра очень важна и существенна, т.к. российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

·  срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;

·  содействие семьям, имеющим детей, -тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

·  принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;

·  распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

·  социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

·  организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

·  создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

·  содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);

·  содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;

·  содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

·  содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

·  содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций, содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства; социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям; содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве; организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре; содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).

2) Социально-правовые услуги:

·  помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

·  содействие в предоставлении социальных выплат;

·  участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

·  участие в правовой защите личностных интересов детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.