О.В. Заяц в своем труде
«Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб,
учреждений и организаций» [29] представил систематизированный материал,
характеризующий накопленный опыт организационно-административной работы
различных социальных служб, учреждений и организаций, функционирующих на
территории Российской Федерации. В данном учебном пособии отражена деятельность
социальных работников территориальных управлений (отделов) социальной защиты
населения; комплексных центров социального обслуживания населения; центров
социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи;
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и т.д.
Основы деятельности
социальных служб, учреждений и организаций социальной защиты населения, опыт
социальной работы территориальных органов управления социальной защиты, опыт
деятельности различных учреждений социальной защиты на территории России
способствуют в целом социальной поддержке населения.
О.В. Заяц отмечает, что
проблема воспитания правовой культуры личности – важнейшее условие стабильности
и правопорядка в обществе, поскольку высокий уровень правовой культуры является
необходимым условием (фактором) формирования правового государства, а произвол
и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию
самой необходимости и ценности права. Также он описывает, что в российском
обществе в течение длительного времени не существовало благоприятных
предпосылок для развития правовой культуры, поскольку правовой системе были
свойственны неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая
роль судебной власти.
В настоящее время вопросы
юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах
периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует
назвать З.А. Астемирова, А.А. Вербицкого, С.А. Егорова, В.В. Ершова, М.О.
Исаева и другие.
Среди зарубежных
исследователей выделяют таких авторов, как Э. Аннерс, Л. Фридман, К. Осакве и
другие, они рассматривали вопросы формирования правовой культуры,
правосознания, юридического образования в связи с изучением различных
юридических дисциплин – философии права, римского права, истории государства и
права.
Различные аспекты правового
воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой
культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на
определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С.С.
Алексеева, Т.И. Акимовой, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, А.И. Долговой и т.д.
Особенность познания
правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает в рамках
конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного
исторического времени и менталитета народа.
Формирование правовой
культуры и правового воспитания личности представляет собой двойственный
процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в
личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых
знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения
историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм
познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для
минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в
основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм
права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого правового
убеждения включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в
истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь
ими.
По мнению О.В. Заяц при формировании
правовой культуры у воспитанников социальных учреждений, социальным работникам следует
ориентироваться на потребности юридической практики, потому особенно важно заимствование
опыта детских домов в воспитании детей.
Исследования показали,
что у детей, попадающих в детские дома, появляются проблемы, связанные с
появлением у детей ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает
либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм,
наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по
отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).
С одной стороны, тенденция
к закрытости у учреждений такого типа, специфические проблемы самих
воспитанников, а также существующие общественные стереотипы восприятия
воспитанников детских домов как изгоев, неготовность общества принимать их как
полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности. В свою очередь,
это затрудняет социальную адаптацию воспитанников детских домов, порождая
социальную напряженность и определенные проблемы.
Например, в
Межрегиональной Общественной Организации «Добрая планета» (МОО «Добрая планета»)
города Москвы, содействие процессу
социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры
происходит за счет приоритетных задач и комплекса программных
действий.
Повышение социальной
компетентности детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(воспитанников школ-интернатов, приютов, детских домов), помощь в овладении ими
различными областями знаний, способствуют формированию жизненных навыков, и,
впоследствии, будут способствовать успешной адаптации в обществе. Данное
направление осуществляется с помощью серии практических тренингов, социальных
презентаций, которые позволяют детям расширять представления о себе, своих
особенностях, формировать способность понимать себя и других. Дать
представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на исследование
своего внутреннего мира. Дать представление о личностных ценностях, об
уникальности каждого человека. Учить осознавать собственные ресурсы.
Формировать навыки дружеских отношений. Развивать способность строить
доверительные отношения с помогающими взрослыми. Способствовать осознанию
собственной уникальности и уникальности другого. Учить терпимо относиться друг
к другу.
Формированию правовой
культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников
приютов, детских социально-реабилитационных центров, детских домов) в центре
проводят курсы для старших школьников по определенным темам. 1.Основы правовой
грамотности на дороге (подготовка курса занятий). Основы правовой грамотности (основы
государства и права) – подготовка курса занятий. 2.«Правила и законы». Дать
представление о необходимости законов в современном обществе, знания об
основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать,
что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более
успешным в жизни. Формировать ответственное поведение. Познакомить с
организацией ОВД: с деятельностью, услугами; со специалистами, которые работают
в различных отделах организации. Научить обращаться по интересующим вопросам в
разные отделы организации, научить получать информацию со стендов, дать
практический опыт общения с специалистами. Гражданственность, система государства.
Дать новую информацию о системе взаимоотношений между государством и
гражданином. Способствовать формированию гражданской позиции. Проведения курса
для детей и подростков (младшего и среднего возраста). Познание основ правовой
грамотности на дороге через форму познавательной игры.
Знакомство с
жилищно-бытовой системой и системой социальной защиты проходит в определенной
последовательности. 1.Дать представление об основных правах и обязанностях
нанимателей и собственников жилья. Познакомить с понятиями «наниматель»,
«собственник», «ордер», «договор безвозмездного пользования», ответственное
отношение к своему жилью, с правилами безопасного проживания, формировать навык
бесконфликтного общения с соседями и консьержем. Дать представление о жилищных
организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут
взаимодействовать участники в самостоятельной жизни. Научить взаимодействовать
с жилищными организациями. 2.Системы социального обеспечения в государстве.
Познакомить с видами государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Познакомить с понятиями «социальное
обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование»,
письменное и устное обращение в эти организации, навык взаимодействия со
специалистами этих организаций, навык получения нужной информации в этих
организациях. 3. Дать практический опыт взаимодействия с данной организацией.
Опыт Центра помощи детям,
оставшихся без попечения родителей «Орленок» города Самары по формированию
правовой культуры, согласно программе, сводится не только к получению базовых
знаний в соответствии с государственным стандартом, но и предусматривает
проведение факультативных занятий, связанных с правовыми аспектами
жизнедеятельности воспитанников интерната. При этом, они отмечают, что для
таких детей характерна низкая правовая культура, потому, как они не знают даже
основных прав и свобод, необходимых для жизни. В свою очередь, со стороны
государства, органов местного самоуправления, общественных организаций мало
уделяется внимания защите интересов и законных прав подростков. Необходимость
платы за юридические консультации делает их недоступными для этой категории
населения.
В связи с этим, в данном
центре для предупреждения асоциального поведения воспитанников, как
представителей наиболее криминогенной группы молодежи, создают специальные
условия для социальной адаптации детей-сирот, повышения правовой культуры
посредством проведения правовых лагерей для этой категории детей и повышения их
социальной активности. Привлечение общественных и государственных организаций
для решения проблем, возникающих у социальных сирот и воспитанников интернатных
учреждений, способствует реализации поставленной цели и задач данного Центра
города Самары.
Существует целое
множество Центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, социальные
работники которых стремятся организовать специальные условия для успешного
формирования правовой культуры личности воспитанника с целью формирования,
развития, а в целом и социальной адаптации личности в обществе.
Правовая культура и
правовое воспитание обобщаются
и анализируются с целью формирования высокой правовой культуры воспитанника.
При этом важно обозначить основное направление правового воспитания, которое
направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого
уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой
активности личности.
Правовоспитательная работа
с целью привития элементов правосознания и правовой культуры включает в себя знание
правовой политики государства, основных концепций идей и подходов к праву;
знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение
их содержания и значения в условиях современного состояния российского общества.
Такое глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку,
умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать
повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою
практическую деятельность с полученными правовыми знаниями, привычку поведения
в точном соответствии с полученными правовыми знаниями могли бы стать прочной и
устойчивой предпосылкой для развития и становления полноценной личности в
современном обществе.
Исходя из того, что
существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения,
изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в
жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у воспитанников
Центра, оно определяется как совокупность воспитания и обучения.
Формирование правовой
культуры воспитанников социальных учреждений должно обеспечиваться посредством
соблюдения совокупности следующих педагогических условий: созданием качества
окружающей правовой среды, которая должна выступать мощным детерминирующим
фактором правовой воспитанности; разработкой и реализацией
структурно-функциональной модели формирования правовой культуры; кадровым
обеспечением учебно-воспитательного процесса, а также постоянным
совершенствованием содержания, форм и методов правового образования и
воспитания.
Анализ правовой культуры
предполагает понимание ее как системы ценностей, идей, установок элементов,
относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
В зависимости от ее носителя в правовой культуре следует различать: правовую
культуру общества, правовую культуру личности и в том числе правовую культуру
профессиональной группы. Об уровне правовой культуры личности свидетельствуют
его знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются:
1) в правильном понимании своих действий, 2) в умении применять на практике и
правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона.
Исходя из идеи
социального правового государства, формирование правовой культуры личности направленно
на усвоение основных принципов и норм на уровне, необходимом для формирования
глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать
действующие законы и ответственность за исполнение тех или иных обязанностей.
На формирование социально-правовой активности, а также готовности принимать
участие в работе по реализации правовых норм, соблюдая установленную законность
и права граждан, на творческое развитие личностного потенциала в нравственном и
в правовом аспектах, позволяющее видеть дефектность норм – все это вырабатывает
потребности в совершенствовании самой личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|