на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовая культура воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей

О.В. Заяц в своем труде «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций» [29] представил систематизированный материал, характеризующий накопленный опыт организационно-административной работы различных социальных служб, учреждений и организаций, функционирующих на территории Российской Федерации. В данном учебном пособии отражена деятельность социальных работников территориальных управлений (отделов) социальной защиты населения; комплексных центров социального обслуживания населения; центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи; учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и т.д.

Основы деятельности социальных служб, учреждений и организаций социальной защиты населения, опыт социальной работы территориальных органов управления социальной защиты, опыт деятельности различных учреждений социальной защиты на территории России способствуют в целом социальной поддержке населения.

О.В. Заяц отмечает, что проблема воспитания правовой культуры личности – важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе, поскольку высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства, а произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Также он описывает, что в российском обществе в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, поскольку правовой системе были свойственны неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти.

В настоящее время вопросы юридического образования активно обсуждаются, главным образом, на страницах периодических юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать З.А. Астемирова, А.А. Вербицкого, С.А. Егорова, В.В. Ершова, М.О. Исаева и другие.

Среди зарубежных исследователей выделяют таких авторов, как Э. Аннерс, Л. Фридман, К. Осакве и другие, они рассматривали вопросы формирования правовой культуры, правосознания, юридического образования в связи с изучением различных юридических дисциплин – философии права, римского права, истории государства и права.

Различные аспекты правового воспитания по формированию и повышению уровня правосознания и правовой культуры, а также формированию позитивного отношения к праву, базирующегося на определении значимости права и правовых явлений, обоснованы в трудах С.С. Алексеева, Т.И. Акимовой, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, А.И. Долговой и т.д.

Особенность познания правовых ценностей состоит в том, что их постижение протекает в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и менталитета народа.

Формирование правовой культуры и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что достигается посредством изучения историко-теоретических юридических дисциплин, философии права, иных форм познания места и роли права в развитии цивилизации, его значения для минимизации социальных конфликтов, обеспечения свободы личности, так как в основе формирования правовой культуры лежит глубокое знание принципов и норм права, признание его социальной ценности. Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

По мнению О.В. Заяц при формировании правовой культуры у воспитанников социальных учреждений, социальным работникам следует ориентироваться на потребности юридической практики, потому особенно важно заимствование опыта детских домов в воспитании детей.

Исследования показали, что у детей, попадающих в детские дома, появляются проблемы, связанные с появлением у детей ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает либо внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.).

С одной стороны, тенденция к закрытости у учреждений такого типа, специфические проблемы самих воспитанников, а также существующие общественные стереотипы восприятия воспитанников детских домов как изгоев, неготовность общества принимать их как полноценных и равноправных партнеров по общению и деятельности. В свою очередь, это затрудняет социальную адаптацию воспитанников детских домов, порождая социальную напряженность и определенные проблемы.

Например, в Межрегиональной Общественной Организации «Добрая планета» (МОО «Добрая планета») города Москвы, содействие процессу социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры происходит за счет приоритетных задач и комплекса программных действий.

Повышение социальной компетентности детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников школ-интернатов, приютов, детских домов), помощь в овладении ими различными областями знаний, способствуют формированию жизненных навыков, и, впоследствии, будут способствовать успешной адаптации в обществе. Данное направление осуществляется с помощью серии практических тренингов, социальных презентаций, которые позволяют детям расширять представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других. Дать представление о мире внутренних переживаний, ориентировать на исследование своего внутреннего мира. Дать представление о личностных ценностях, об уникальности каждого человека. Учить осознавать собственные ресурсы. Формировать навыки дружеских отношений. Развивать способность строить доверительные отношения с помогающими взрослыми. Способствовать осознанию собственной уникальности и уникальности другого. Учить терпимо относиться друг к другу.

Формированию правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников приютов, детских социально-реабилитационных центров, детских домов) в центре проводят курсы для старших школьников по определенным темам. 1.Основы правовой грамотности на дороге (подготовка курса занятий). Основы правовой грамотности (основы государства и права) – подготовка курса занятий. 2.«Правила и законы». Дать представление о необходимости законов в современном обществе, знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни. Формировать ответственное поведение. Познакомить с организацией ОВД: с деятельностью, услугами; со специалистами, которые работают в различных отделах организации. Научить обращаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов, дать практический опыт общения с специалистами. Гражданственность, система государства. Дать новую информацию о системе взаимоотношений между государством и гражданином. Способствовать формированию гражданской позиции. Проведения курса для детей и подростков (младшего и среднего возраста). Познание основ правовой грамотности на дороге через форму познавательной игры.

Знакомство с жилищно-бытовой системой и системой социальной защиты проходит в определенной последовательности. 1.Дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственников жилья. Познакомить с понятиями «наниматель», «собственник», «ордер», «договор безвозмездного пользования», ответственное отношение к своему жилью, с правилами безопасного проживания, формировать навык бесконфликтного общения с соседями и консьержем. Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни. Научить взаимодействовать с жилищными организациями. 2.Системы социального обеспечения в государстве. Познакомить с видами государственной помощи и системы льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Познакомить с понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации, навык взаимодействия со специалистами этих организаций, навык получения нужной информации в этих организациях. 3. Дать практический опыт взаимодействия с данной организацией.

Опыт Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Орленок» города Самары по формированию правовой культуры, согласно программе, сводится не только к получению базовых знаний в соответствии с государственным стандартом, но и предусматривает проведение факультативных занятий, связанных с правовыми аспектами жизнедеятельности воспитанников интерната. При этом, они отмечают, что для таких детей характерна низкая правовая культура, потому, как они не знают даже основных прав и свобод, необходимых для жизни. В свою очередь, со стороны государства, органов местного самоуправления, общественных организаций мало уделяется внимания защите интересов и законных прав подростков. Необходимость платы за юридические консультации делает их недоступными для этой категории населения.

В связи с этим, в данном центре для предупреждения асоциального поведения воспитанников, как представителей наиболее криминогенной группы молодежи, создают специальные условия для социальной адаптации детей-сирот, повышения правовой культуры посредством проведения правовых лагерей для этой категории детей и повышения их социальной активности. Привлечение общественных и государственных организаций для решения проблем, возникающих у социальных сирот и воспитанников интернатных учреждений, способствует реализации поставленной цели и задач данного Центра города Самары.

Существует целое множество Центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, социальные работники которых стремятся организовать специальные условия для успешного формирования правовой культуры личности воспитанника с целью формирования, развития, а в целом и социальной адаптации личности в обществе.

Правовая культура и правовое воспитание обобщаются и анализируются с целью формирования высокой правовой культуры воспитанника. При этом важно обозначить основное направление правового воспитания, которое направлено на стратегическую задачу, заключающуюся в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности личности.

Правовоспитательная работа с целью привития элементов правосознания и правовой культуры включает в себя знание правовой политики государства, основных концепций идей и подходов к праву; знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения в условиях современного состояния российского общества. Такое глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями, привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями могли бы стать прочной и устойчивой предпосылкой для развития и становления полноценной личности в современном обществе.

Исходя из того, что существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения, изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у воспитанников Центра, оно определяется как совокупность воспитания и обучения.

Формирование правовой культуры воспитанников социальных учреждений должно обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий: созданием качества окружающей правовой среды, которая должна выступать мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности; разработкой и реализацией структурно-функциональной модели формирования правовой культуры; кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса, а также постоянным совершенствованием содержания, форм и методов правового образования и воспитания.

Анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы ценностей, идей, установок элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В зависимости от ее носителя в правовой культуре следует различать: правовую культуру общества, правовую культуру личности и в том числе правовую культуру профессиональной группы. Об уровне правовой культуры личности свидетельствуют его знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих действий, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона.

Исходя из идеи социального правового государства, формирование правовой культуры личности направленно на усвоение основных принципов и норм на уровне, необходимом для формирования глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать действующие законы и ответственность за исполнение тех или иных обязанностей. На формирование социально-правовой активности, а также готовности принимать участие в работе по реализации правовых норм, соблюдая установленную законность и права граждан, на творческое развитие личностного потенциала в нравственном и в правовом аспектах, позволяющее видеть дефектность норм – все это вырабатывает потребности в совершенствовании самой личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.