на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников

Представляется необходимым дать краткую характеристику каждому из указанных органов.

Государственная инспекция труда. Государственные инспекции труда являются территориальными органами федеральной инспекции труда, которая согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса РФ представляет собой единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственная инспекция труда, образованная по территориальному признаку, в соответствии с Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78, осуществляет непосредственный государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав органы, функции которых заключаются в организации работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройстве и охране прав несовершеннолетних, координации усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних, стали именоваться в конце девяностых годов прошедшего века, в частности в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ранее они именовались просто комиссиями по делам несовершеннолетних и осуществляли свою деятельность на основании Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РФ от 03.06.1967 N 536, последние изменения в которое вносились в 1969 году.

По причине непринятия до настоящего времени нормативного правового акта, определяющего порядок деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сегодняшние комиссии строят свою работу в соответствии с этим Положением, а также законодательством субъектов Российской Федерации и нормативно-правовой базой муниципальных образований. Например, законы об организации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в субъекте Российской Федерации приняты в большинстве субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления значительной части муниципальных образований решили вопрос организации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования путем принятия соответствующих положений о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав образуют комиссии, созданные на разных уровнях управления:

1) при Правительстве РФ (Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»);

2) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) при органах местного самоуправления.

Так, в Московской области систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав согласно статье 4 Закона Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» образуют:

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Москве согласно статье 3 Закона г. Москвы от 13.04.2005 N 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» образуют:

- Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав[21].

Вопросами согласования увольнения занимаются комиссии первого уровня - районные или городские.

Статья 269 Трудового кодекса РФ в качестве обязательного условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя называет согласие двух независимых между собой органов. Как правило, следствием возложения на два или более органа власти функций по принятию решения по одному вопросу без регламентации последовательности обращения в них заинтересованных лиц и взаимодействия между ними являются конфликты и увеличение сроков принятия решения: каждый из органов, прежде чем принять решение, вправе требовать представления результатов рассмотрения этого вопроса другим органом.

Таким образом, каждый из указанных в статье 269 Трудового кодекса РФ орган вправе ссылаться на то, что его решение имеет контрольное значение и должно приниматься с учетом принятого другим органом. Так, государственная инспекция труда вправе обуславливать принятие своего решения о согласии на увольнение несовершеннолетнего принятием аналогичного решения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав: поскольку государственная инспекция труда является органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, ее задача заключается в проверке соблюдения работодателем не только общих правил увольнения, установленных Трудовым кодексом РФ, но и специального требования статьи 269 Кодекса - получения разрешения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В свою очередь, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе запросить к моменту проведения своего заседания, на котором будет рассматриваться представление работодателя об увольнении несовершеннолетнего работника, решение государственной инспекции труда: поскольку комиссия действует исключительно в интересах несовершеннолетнего и сама из-за отсутствия специальных знаний не может установить, соблюдены ли работодателем общие правила увольнения, то для принятия решения ей необходимо мнение компетентного органа - государственной инспекции труда - о том, что работодатель не нарушил трудовые права несовершеннолетнего работника.

«По большей части нежелание работодателя производить увольнение подростка по инициативе работодателя и в связи с этим понуждение его к подаче заявления об увольнении по собственной инициативе объясняется нежеланием преодолевать эти во многом формальные бюрократические барьеры»[22]. Однако нужно отметить, что в ряде регионов схема взаимодействия государственной инспекции труда и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав регламентирована совместными протоколами (соглашениями) этих органов о взаимодействии и работодателю не приходится терять время на организацию контактов между ними и постоянную передачу (пересылку, доставление) документов из одного органа в другой. Самой оптимальной представляется схема, при которой государственная инспекция труда к заседанию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уже провела экспертизу документов на увольнение несовершеннолетнего и составила свое заключение о соблюдении работодателем требований трудового законодательства. Такое заключение будет основанием для подготовки инспекцией своего решения (обычно излагается в письме), а также базой для принятия соответствующего решения комиссией по делам несовершеннолетних (в форме постановления).

Еще раз отметим, что у каждого из указанных в статье 269 Трудового кодекса РФ органов свои задачи: государственная инспекция труда должна убедиться, что принятое решение работодателя основано на нормах трудового законодательства, а комиссия по делам несовершеннолетних - установить, не нарушаются ли права подростка, предусмотренные Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также, что, пожалуй, имеет первостепенное значение, решить, насколько опасно для подростка лишение его работы, и принять предварительные меры по его трудоустройству к другому работодателю.

Вне зависимости от того, регламентировано ли взаимодействие государственной инспекции труда и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работодатель должен обратиться в оба эти органа. Форма такого обращения, как правило, определяется в положениях о деятельности указанных органов. Так, в положениях большинства комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусмотрено, что решение о даче согласия на увольнение несовершеннолетних работников по инициативе работодателя принимается на основании представления работодателя. В тех случаях, когда форма обращения не определена, работодателю, по нашему мнению, достаточно подготовить соответствующее письмо.

Если на момент составления запроса уже есть положительное решение второго органа, его копия прилагается к запросу.

«В том случае, если работодатель намерен расторгнуть трудовой договор по «виновному» основанию, в запросе желательно указать сроки, в которые должно быть принято соответствующее решение»[23]. Ограничивать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а тем более государственную инспекцию труда указанием точного срока принятия решения по запросу не рекомендуем, однако соответствующее напоминание сделать следует.

Решение по запросу работодателя должно быть принято в сроки, определенные регламентами деятельности указанных органов. Что касается комиссий по делам несовершеннолетних, то они при принятии своего решения в основном руководствуются законами субъектов Российской Федерации о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления аналогичного содержания. При этом, однако, процедура принятия таких решений подчиняется правилам, установленным в положениях об указанных комиссиях, и предполагает, что такое решение принимается на заседании комиссии и оформляется соответствующим постановлением.

Так, например, в соответствии с Положением о городской, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденной Постановлением администрации Новгородской области от 23.05.2005 N 131, заседания городской, районной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц; заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины состава комиссии.

Вопрос о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником рассматривается на плановом либо внеочередном заседании комиссии.

По общему правилу комиссия имеет право приглашать на свои заседания родителей (представителей) несовершеннолетнего, должностных лиц, представителей организаций, получать от них объяснения, в том числе письменные, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий, а также необходимые документы. При неявке по вызову комиссии представителя организации без уважительных причин комиссия, руководствуясь Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РФ от 03.06.1967 N 536, вправе отложить рассмотрение вопроса до явки или представления истребованных документов.

По результатам рассмотрения запроса (представления, письма, обращения) работодателя комиссия может принять одно из следующих постановлений:

1) о даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником;

2) об отказе в даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником[24].

Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано, в особенности если комиссия не дала разрешение на расторжение трудового договора.

Большинством положений о деятельности районных и городских комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается, что копия постановления комиссии или выписка из него не позднее 3 - 5 дней с момента его принятия вручается под роспись заинтересованным лицам или высылается в соответствующие органы для исполнения.

Постановления комиссии обязательны для исполнения всеми организациями. В том случае, если работодатель не согласен с решением комиссии об отказе в даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником, он может его обжаловать в административном (в вышестоящую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или в орган, при котором создана указанная комиссия) и судебном порядке. Обжалование постановления комиссии производится в течение 10 дней.

Не получив согласие на расторжение трудового договора из государственной инспекции или комиссии по делам несовершеннолетних и их защите либо же из обоих органов, работодатель не вправе увольнять несовершеннолетнего работника, по крайней мере, до достижения последним возраста 18 лет, по основаниям, перечисленным в статье 81 Трудового кодекса РФ. Если же работодатель в нарушение статьи 269 Трудового кодекса РФ уволит несовершеннолетнего работника по какому-либо основанию, предусмотренному статьей 81 Кодекса, - (1) без направления соответствующего обращения в государственную инспекцию труда и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, или (2) при неполучении ответа из указанных органов, или (3) при отрицательных решениях из указанных органов или хотя бы одного из них, - то такое его решение является формальным основанием для восстановления несовершеннолетнего работника на работе, даже если обстоятельства, послужившие причиной увольнения, в действительности имели место. Кроме того, с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что государственная инспекция труда примет все меры к привлечению работодателя к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - к аналогичной ответственности в порядке, установленном Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (например, Административным кодексом Камчатской области (статья 2.4) предусмотрено, что неисполнение либо создание препятствий для исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.