Сложившееся
положение, по мнению депутатов Государственной Думы РФ, подготовивших
законопроект, во многом связано с отсутствием контроля со стороны
образовательных учреждений и родителей (законных представителей) обучающихся за
посещением ими образовательных учреждений и освоением образовательных программ,
а также с многочисленными случаями исключения обучающихся из образовательных
учреждений по различным основаниям.
Указанный
Проект был принят Государственной Думой РФ 17.02.2006 и подписан Президентом РФ
16.03.2006. С 01.04.2006 - даты вступления в силу Федерального закона от
16.03.2006 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской
Федерации «Об образовании» - прежде всего был изменен пункт 6 статьи 19 Закона
РФ «Об образовании», определяющий порядок оставления обучающимся
образовательного учреждения: в частности, теперь к решению вопроса о даче
согласия на прекращение обучения подключаются комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Указанный пункт также дополнен нормой,
обязывающей комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителей
(законных представителей) и местный орган управления образованием в месячный
срок принимать меры, обеспечивающие трудоустройство оставившего образовательное
учреждения несовершеннолетнего и (или) продолжение им освоения образовательной
программы в иной форме обучения.
Для
обеспечения контроля за исключением обучающихся из образовательных учреждений
за совершение противоправных действий, дезорганизующих работу образовательного
учреждения, за умышленные грубые нарушения устава образовательного учреждения
соответствующими положениями дополнен и пункт 7 статьи 19: в частности, в него
включена норма, устанавливающая обязанность органа управления образовательного
учреждения учитывать мнение родителей (законных представителей) обучающегося и
получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на его
исключение из образовательного учреждения.
В
целях обеспечения возможности трудоустройства исключенных по указанным
основаниям из образовательных учреждений также увеличен возраст обучающегося, с
достижением которого такое исключение возможно, до 15 лет. Таким образом, нормы
части второй статьи 63 Трудового кодекса РФ и пункта 7 статьи 19 Закона РФ «Об
образовании» стали более согласованными между собой.
Вместе
с тем, как представляется, соответствующие дополнения должны быть внесены и в
часть вторую статьи 63 Трудового кодекса РФ - в ней помимо такого
обстоятельства прекращения обучения, как оставление образовательного
учреждения, отдельно должно быть названо и исключение из образовательного
учреждения в соответствии с федеральным законом.
Федеральный
закон «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «Об
образовании» также предусматривает возложение обязанностей по принятию мер по
трудоустройству исключенного или обеспечению продолжения им обучения в другом
образовательном учреждении на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав совместно с родителями (законными представителями) и органами местного
самоуправления. До 1 апреля 2006 года эти обязанности возлагались на органы
местного самоуправления, а в действительности ими занимались специальные
структурные подразделения, ведающие вопросами опеки и попечительства.
Справедливости ради нужно сказать, что именно благодаря своему авторитету и под
свою ответственность им удавалось трудоустраивать исключенных подростков, не
достигших 15 лет.
Роль
органа опеки и попечительства является особо значимой в тех случаях, когда
14-летний учащийся изъявляет желание трудиться в свободное от учебы время. Как
следует из части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ, «с согласия одного из
родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой
договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для
выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его
здоровью и не нарушающего процесса обучения».
Прежде
всего, отметим некоторые юридико-технические неточности приведенной нормы.
Согласно статьям 28 (пункт 1) и 32 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ опека
устанавливается над малолетними, не достигшими возраста 14 лет; представители
малолетних подопечных именуются опекунами. В свою очередь, попечительство в
соответствии со статьей 33 (пункт 1) того же Кодекса устанавливается над
несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; представители таких подопечных
именуются попечителями. Исходя из того что часть третья статьи 63 Трудового
кодекса РФ ориентирована на несовершеннолетних лиц, достигших 14 лет, в
качестве их представителей должны были быть указаны только попечители.
Представляется,
нуждается в уточнении характеристика волевого решения органа опеки и
попечительства: если условием для совершения несовершеннолетним отдельных
действий от родителей или попечителей является их согласие, то орган опеки и
попечительства выражает свое решение в санкционировании, то есть разрешении
указанных действий. Поэтому более правильно было бы указать в части третьей
статьи 63 Трудового кодекса РФ, что привлечение 14-летних учащихся к труду
возможно по разрешению органа опеки и попечительства.
Как
следует из рассматриваемой нормы, для того чтобы 14-летний подросток с учетом
указанных условий мог быть принят на работу, требуется согласие одного из
родителей (попечителей). Согласие второго в данном случае не требуется, и
отсутствие заявления от него не препятствует несовершеннолетнему лицу заключить
трудовой договор (хотя в действительности несогласие второго родителя на
практике создает труднопреодолимые препятствия для трудоустройства ребенка).
Свое
согласие на заключение трудового договора между организацией и ребенком,
достигшим 14 лет и обучающимся в образовательном учреждении, на выполнение в
свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не
нарушающего процесса обучения, родитель может выразить в письменном заявлении,
составленном на имя руководителя организации.
Поскольку установленные в статье 63 Трудового
кодекса РФ ограничения по приему на работу несовершеннолетних работников
установлены для работодателя, согласие о заключении трудового договора должно
даваться работодателю (на использование труда несовершеннолетнего), а не
ребенку. С учетом этого заявление о согласии на заключение трудового договора
На практике согласие родителя (попечителя) на заключение
трудового договора нередко излагается непосредственно в трудовом договоре после
подписей представителя работодателя и работника. И хотя такой подход не совсем
правилен с точки зрения делопроизводства, он, тем не менее, формально решает
задачу по получению работодателем согласия родителя (попечителя) работника.
Поскольку условием для заключения трудового договора
с 14-летним подростком является еще и согласие (разрешение) органа опеки и
попечительства, то родитель (попечитель) ребенка должен составить еще одно
заявление - с выражением своего согласия на заключение трудового договора с
ребенком, а также с просьбой к органу опеки и попечительства дать разрешение на
заключение данного договора.
Следует отметить, что «в большинстве случаев органы
опеки и попечительства требуют, чтобы с просьбой о даче разрешения на
заключение трудового договора обращался не родитель (попечитель) ребенка, а
непосредственно работодатель»[4].
Такое требование является справедливым и продиктовано оно тем, что разрешение
на совершение определенных действий дается (адресуется) тому субъекту, который
запросил санкцию.
Прежде чем составлять заявление в орган опеки и
попечительства, необходимо уточнить, как принимаются решения по вопросам опеки
и попечительства. Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34
Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы
местного самоуправления. Таким образом, принимать решения по вопросам опеки и
попечительства и подписывать содержащие их документы должен руководитель органа
местного самоуправления. Следовательно, заявление с просьбой дать разрешение на
заключение трудового договора должно быть адресовано непосредственно данному должностному
лицу. Вместе с тем руководитель органа местного самоуправления вправе
делегировать свои полномочия в части организации опеки и попечительства
руководителю структурного подразделения органа местного самоуправления,
занимающегося указанными вопросами, например начальнику управления опеки и
попечительства. В этом случае заявление адресуется соответствующему
должностному лицу.
Решение по заявлению родителя (попечителя)
несовершеннолетнего должно быть принято в сроки, определенные положением об
организации документооборота в органе опеки и попечительства. Если такового
нет, то сроки подготовки решения определяются в соответствии с нормативным
правовым актом органа местного самоуправления или субъекта Российской Федерации
о порядке и сроках обращения граждан (например, в Новгородской области - в
соответствии с Областным законом Новгородской области от 05.08.2005 N 531-О «О
порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного
самоуправления Новгородской области»). Если вопрос рассмотрения обращений
граждан не получил должной регламентации в законодательстве субъекта Российской
Федерации и нормативно-правовой базе муниципального образования, то сроки, в
которые по заявлению родителя (попечителя) 14-летнего подростка должен быть дан
ответ, определяются в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 04.03.1980 N 1662-X «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан» (с изм. на 02.02.1988).
Разрешение на заключение трудового договора
оформляется по правилам делопроизводства, принятым в органе опеки и
попечительства, в основном в виде распоряжения или письма. Распорядительная его
часть может быть сформулирована, например, по одному из следующих вариантов:
Фрагмент разрешения
«Настоящим распоряжением разрешается заключение
трудового договора между ООО «Марс» и Никоновым Алексеем Петровичем, 11.11.1991
г. р., для выполнения им в свободное от учебы время легкого труда, не
причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, по
профессии рассыльного по доставке документов.»,
или:
Фрагмент разрешения
«На основании заявления Никоновой Ирины Борисовны,
матери несовершеннолетнего Никонова Алексея Петровича, 11.11.1991 г. р.,
учащегося 9-го класса, разрешить ООО «Марс» заключение трудового договора с
Никоновым А.П. для выполнения им в свободное от учебы время легкого труда, не
причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, по
профессии рассыльного по доставке документов».
Помимо трудовой функции в таком разрешении органа
опеки и попечительства может быть определена максимальная продолжительность
рабочего времени несовершеннолетнего. Впрочем, это необязательно, поскольку
работодатель и так должен следовать нормам статей 92 и 94 Трудового кодекса РФ,
а орган опеки и попечительства располагает возможностями контролировать
выполнение работодателем условий трудового договора.
В части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ прямо
не сказано, что заключение трудового договора возможно только при согласии
родителя (попечителя) несовершеннолетнего и с разрешения органа опеки и
попечительства на трудоустройство работника к конкретному работодателю. Однако
мы представляется, что законодатель руководствовался именно этими соображениями
- только на основании предварительной информации, полученной от конкретного работодателя
о характере предстоящей работы, родитель (попечитель) и орган опеки и
попечительства могут сделать вывод о том, является ли работа легкой и не
нарушает ли она процесс обучения, а также есть ли риск причинения этой работой
вреда здоровью.
Следует отметить, что критерии «легкости» труда в
Трудовом кодексе РФ не определены; поэтому выводы о том, какая работа может
считаться «легкой», органы опеки и попечительства вынуждены делать на основании
общей характеристики, данной в статье 7 Конвенции N 138: легкая для детей
работа - это работа, которая:
«а) не кажется вредной для их здоровья или развития;
и
b) не приносит ущерба посещаемости школы, их участию
в утвержденных компетентными органами власти программах профессиональной
ориентации или подготовки их или способности воспользоваться полученным
обучением».
Для решения вопроса о том, является ли работа
вредной для здоровья, орган опеки и попечительства должен располагать
информацией о трудовой функции, выполнение которой планируется поручить
подростку. Первое, что ему следует проверить, - это не включена ли эта работа в
соответствующие перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями
труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а
также не установлены ли возрастные ограничения на выполнение этой работы
специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Второе - это в каком режиме работник будет выполнять порученную работу. И,
наконец, третье - позволяет ли здоровье выполнять подростку обязанности,
входящие в содержание трудовой функции.
Чтобы правильно решить эти задачи, орган опеки и
попечительства, по нашему мнению, вправе запросить проект трудового договора,
который планируется заключить с подростком. И хотя каждое дополнительное требование,
выдвигаемое родителями (попечителями) 14-летнего ученика или органом опеки и
попечительства, пропорционально уменьшает желание работодателя обременять себя
трудовыми отношениями с этим подростком, представляется, что и представители
ребенка, и орган опеки и попечительства должны проявить принципиальность для
того, чтобы право ребенка на здоровый образ жизни и нормальное развитие было
соблюдено.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|