П.С. Дагель писал:
принципы уголовного права "вытекают из принципов уголовной политики,
определяются ими, но с ними полностью не совпадают"http://ex-jure.ru/law/news.php?newsid=630
- sub_99157#sub_99157.
Схожей точки зрения
придерживается А.И. Коробеев. Он указывает на то, что "принципы уголовного
права исходят из принципов уголовно-правовой политики, конкретизируя и
детализируя их, насыщая правовым материалом".[47]
По мнению В.В. Мальцева,
"принципы уголовного права первичны. Принципам же уголовно-правовой
политики принадлежит подчиненная, служебная роль, которая в этом аспекте в том
и заключается, чтобы точнее и полнее отразить содержание принципов уголовного
права в уголовном законодательстве"[48].
Не вдаваясь в детальный
анализ приведенных выше точек зрения, отметим, что решение данной проблемы
невозможно без рассмотрения вопроса о соотношении понятий
"уголовно-правовая политика" и "уголовное
законодательство". В юридической литературе эта проблема обсуждается
достаточно широко.
Например, Н.А. Лопашенко
считает, что "понятие уголовно-правовой политики неразрывно связано с
уголовным законодательством, которое выступает концентрированным выражением ее
принципов и сущности. Уголовно-правовая политика, как никакая другая, жестко
законодательно регламентирована; ее стратегия и тактика полностью отражаются в
Уголовном кодексе и вносимых в него изменениях и дополнениях".[49]
Ю.Е. Пудовочкин и С.С.
Пирвагидов пишут о том, что между этими понятиями существует двухсторонняя
связь, которая заключается в том, что "правотворчество выступает формой
реализации уголовной политики, а потому в праве отражаются и в нормативном порядке
закрепляются политические идеи противодействия преступности. В то же время
формой реализации уголовной политики выступает правоприменение, следовательно,
эта форма реализации политики детерминируется содержанием уголовно-правовых
норм"[50].
Действительно,
уголовно-правовая политика и уголовное законодательство тесно взаимосвязаны
между собой. Уголовно-правовая политика определяет основные направления
развития уголовного законодательства, в том числе через установление его
принципов. На это, в частности, указывает В.В. Мальцев. По его мнению,
"принципы уголовного законодательства (объективно предназначенные быть
юридической формой принципов уголовного права) свое правовое выражение обретают
в результате уголовно-правовой политики, по существу выступая ее узловыми,
краеугольными положениями"[51].
В то же время существует
обратная связь. Так, Б.Т. Разгильдиев полагает, что сама уголовно-правовая
политика затем осуществляется в рамках уголовно-правовых принципов[52].
Такой же точки зрения придерживается и В.В. Мальцев. Он пишет, что
"...наряду с нормами Конституции России принципы уголовного права образуют
содержание и выступают основанием осуществления уголовно-правовой политики на
этапах обусловливания, формулирования и реализации уголовного законодательства,
направленной на выполнение задач по охране общества от преступных посягательств
и предупреждение преступлений".
Кроме этого, нельзя
отрицать и тот факт, что уголовное законодательство также оказывает
значительное влияние на уголовно-правовую политику, проводимую в стране.
Уголовное законодательство (право) является одной из форм реализации
уголовно-правовой политики и представляет собой своеобразный критерий, с
помощью которого можно оценить эффективность этой сферы государственной
деятельности и выработать наиболее оптимальные формы, методы и направления
уголовно-правового воздействия на преступность.
Таким образом, исходя из
всего сказанного выше и подходя к решению интересующей нас проблемы, следует
отметить, что принципы уголовного законодательства и принципы уголовно-правовой
политики являются разнопорядковыми категориями, так как первые из них
представляют собой основные положения уголовного законодательства, т.е. системы
уголовно-правовых норм, а вторые - основные положения конкретной деятельности.
Следовательно, на наш взгляд, напрямую эти категории не связаны между собой,
они взаимодействуют опосредованно, через взаимоотношение уголовного
законодательства и уголовно-правовой политики.
Далее переходим к
рассмотрению вопроса о соотношении принципов уголовного законодательства и
принципов кодификации уголовно-правовых норм.
По мнению И.Н. Сенякина,
кодификация - это "наиболее сложная и совершенная форма систематизации,
представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и
внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и
принятия нового кодифицированного акта"[53].
Наше законодательство, в
том числе и уголовное, не раз подвергалось кодификации. Ее необходимость
обуславливалась целым рядом причин, таких как, например, потребность в
упорядочении действующего законодательства, устранении противоречий и
существующих пробелов, несоответствие тех или иных норм требованиям проводимой
в стране правовой политики и т.д.
Одна из первых вопрос о
теоретических основах кодификации уголовно-правовых норм, в том числе и о ее
принципах, рассмотрела Н.А. Лопашенко. Отметим, что и в настоящее время существует
не так много работ, посвященных принципам именно этой категории. Проблема
разграничения принципов уголовного законодательства и принципов кодификации
уголовно-правовых норм также остается до сих пор недостаточно разработанной.
Прежде всего необходимо
определиться с понятием принципов кодификации. По мнению Н.А. Лопашенко, под
ними следует понимать "незыблемые руководящие идеи, на основании и в
соответствии с которыми происходит законодательное закрепление
уголовно-правового материала, регулирующего общественные отношения, охраняемые
уголовным правом" .[54]
Несмотря на то что
принципы кодификации уголовно-правовых норм носят в большей степени
вспомогательный характер, а именно - определяют правила закрепления
уголовно-правовых норм в уголовном законе, они тесно связаны с принципами
уголовного законодательства.
Во-первых, несоответствие
тех или иных норм уголовного закона требованиям принципов уголовного
законодательства является одним из оснований проведения
кодификации. Во-вторых, мы полностью согласны с тем, что "принципы
кодификации уголовно-правовых норм лежат в основе создания уголовного закона".
Поэтому их нарушение может привести к определенным недочетам,
несогласованностям в тексте УК РФ, что, в свою очередь, ведет к нарушению
принципов уголовного законодательства.
Рассмотрим это на примере
принципа логической и юридической связи уголовно-правовых норм между собой. При
анализе норм УК РФ остается неясным вопрос об основаниях выделения тех или иных
признаков преступления в квалифицированный или особо квалифицированный составы.
Так, в ч. 2 ст. 105 УК РФ такие отягчающие обстоятельства, как совершение
преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой в отношении двух или более лиц, являются
квалифицирующими, тогда как в ст. 111 УК РФ эти же обстоятельства выделены в
особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 111 УК РФ), и за них предусмотрено
более строгое наказание, чем за иные, перечисленные в ч. 2 ст. 111 УК РФ. А в
ч. 1 ст. 6 УК РФ указывается на то, что лицу, совершившему преступление, должно
быть назначено справедливое наказание, которое в том числе соответствует обстоятельствам
его совершения. Таким образом, на наш взгляд, сама законодательная
регламентация данных отягчающих обстоятельств дает основание к нарушению
принципа справедливости, закрепленного в ст. 6 УК РФ.
В-третьих, в целом
рассматриваемые нами принципы направлены на достижение одной и той же цели -
создания наиболее эффективного уголовного законодательства. Так, принципы
уголовного законодательства предъявляют определенные требования к содержанию
уголовно-правовых норм, тем самым создавая условия для их более эффективного
применения. Принципы кодификации, в свою очередь, определяют, как "следует
формулировать уголовно-правовые нормы в законодательстве, чтобы добиться
наилучших правовых результатов. В соответствии с принципами кодификации
устанавливаются организационные правила законодательного процесса".
Подводя общий итог, можно
сделать некоторые выводы.
1 Мы полагаем, что
закрепленные в ст. 3-7 УК РФ принципы являются принципами уголовного
законодательства (уголовного права), что должно быть отражено как в названии
гл. 1 УК РФ, так и в ч. 2 ст. 2 УК РФ - "Для осуществления этих задач
настоящий Кодекс устанавливает принципы уголовного законодательства и основания
уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или
государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и
иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений".
2 Принципы уголовной
ответственности представляют собой основные положения лишь одного из институтов
уголовного права, следовательно, являются составной частью принципов уголовного
законодательства и подчиняются им.
Принципы уголовного права
и принципы уголовного законодательства соотносятся как "содержание" и
"форма", таким образом, представляют собой единое целое.
Принципы уголовно-правовой
политики и принципы уголовного законодательства - это разнопорядковые
категории, напрямую они не связаны между собой, а взаимодействуют
опосредованно, через взаимоотношение уголовного законодательства и
уголовно-правовой политики.
И, наконец, достаточно
тесная связь прослеживается между принципами кодификации уголовно-правовых норм
и принципами уголовного законодательства: они преследуют единую цель - создание
условий для формирования эффективного уголовного законодательства,
направленного на решение задач, стоящих перед ним.
2.
Система и содержание принципов уголовного права
Для
формирования целостной государственной политики борьбы с преступностью большое
значение имеет выработка ее принципов, основополагающих идей, которые
определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти
и правоохранительных органов в данной сфере. По этим вопросам в литературе
высказаны различные мнения. Так, С.С. Босхолов называет в качестве «принципов
политики борьбы с преступностью законность, равенство граждан перед законом,
демократизм, справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности,
научность»[55]. По мнению А.Д. Бойкова,
«к этим принципам относятся: справедливость; законность; неотвратимость
ответственности; соответствие наказания характеру и степени общественной
опасности преступления и личности виновного; обеспечение интересов жертв
преступлений; экономического стимулирования реальных успехов органов ОВД,
дознавателей и следователей по пресечению и раскрытию; принципы предупреждения
преступлений; правового и социального контроля; координации»[56].
С.Г.
Келина и В.Н. Кудрявцев в качестве принципов уголовного права выделяют:
«законность, равенство граждан перед законом, принцип личной ответственности,
принцип вины, неотвратимость ответственности, справедливость ответственности,
гуманизм, принцип демократизма»[57]. При этом они обращают
внимание на многообразие и определенный субъективизм при выделении принципов.
Тем не менее, как показывает анализ, в качестве принципов определяются те
основные начала правовой системы, которые имеют в данных социально-экономических
и политических условиях наиболее важное либо решающее значение. Как писал Ф.
Энгельс, «принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и
истории».
Впервые
в России принципы уголовного законодательства были сформулированы в Основах
уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 2 Основ называла восемь принципов: принцип законности, равенства граждан перед
законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности,
справедливости, демократизма и гуманизма. В УК РФ их число сократилось до пяти
за счет исключения принципов неотвратимости ответственности и демократизма.
«Модельный Уголовный кодекс для стран-участниц СНГ (рекомендательный
законодательный акт, принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ в феврале 1996 г.) говорит о принципах более широко и правильнее - не только принципы Уголовного кодекса, но и
принципы уголовной ответственности. Таких принципов он устанавливает семь:
законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, личной и
виновной ответственности, справедливости и гуманизма»[58].
Кроме
того, В.К. Дуюнов и Л.Л. Кругликов отмечают, что «принципы уголовного права,
или уголовно-правовые принципы, - это одно; то, что касается принципов
уголовной ответственности, - это другое; принципы уголовного законодательства -
это третье. Субординация на данный момент такова: принципы уголовного права -
наиболее широкое понятие, принципы УК РФ частично могут быть принципами
уголовной ответственности»[59].
В
общей части УК РФ закреплены важнейшие принципы уголовного права, на основе
которых обеспечивается решение провозглашенных в УК задач. Таковыми являются
принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и
гуманизма. «Ряд ученых под принципами понимают некие абстрактные положения
морально-этического плана, не имеющие реального нормативного выражения. Другие
юристы требуют обязательного закрепления принципов в действующем
законодательстве в виде норм-предписаний. Существует также определение
принципов как основных положений, идей, получивших свое закрепление в законе
независимо от приемов и форм их закрепления, а также положений, хотя и не
получивших непосредственного выражения в законе, но вытекающих из ряда его
норм»[60].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|