на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

• принимать, рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);

• производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя, начальника следственного отдела, прокурора (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 39, ст. 157 УПК РФ);

• оказывать содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38, 157, 163 УПК РФ);

• проводить розыскные и оперативно-розыскные лиц мероприятия по дела, находящихся в производстве следователя, по которым неустановленно лицо, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) и по поручению следователя розыск подозреваемого и обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

При этом хотелось быть отметить, что проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий может быть поручено не всем органам дознания, а лишь тем из них, которые обладают соответствующими полномочиями по курирующим направлениям деятельности. Среди приведенного ранее перечня органов дознания ОВД полномочия на осуществление оперативно-розыскной деятельности не обладают лишь подразделения дознания РОВД, ЛОВДТ и ГИБДД и поэтому им прокурором и следователем может быть поручено лишь проведение мероприятий, носящих процессуальный характер.

Таким образом, обобщая вышеизложенное органы дознания ОВД можно определить как службы КМ И МОЕ, уполномоченные в соответствии уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД России, осуществлять расследование уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно и производство неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также выполнение иных действий способствуют и в расследовании дел следователем.

§ 2. Дознаватель и его процессуальный статус

В уголовно процессуальном законе России дознаватель назван в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. При этом законодатель впервые закрепил понятие дознавателя, определив его как должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК России (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Подобная конструкция позволяет утверждать, что дознаватель может быть допущен для участия в производстве по уголовному делу в силу двух обстоятельств. Во-первых, дознаватель может быть изначально правомочен осуществлять расследование, а во-вторых, данный участник может быть уполномочен начальником органа дознания. Об этом свидетельствуют приведенные в приложениях №13 и 14 к ст. 476 УПК РФ бланки постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о принятии дела к своему производству, которые в зависимости от должностного положения дознавателя предусматривают необходимость их утверждения начальником органа дознания и тем самым наделения дознавателя правами на производство расследования (приложение №14), либо наличие таких прав имеется изначально (приложение №13) и отсутствует необходимость получения положительной визы начальника. Поэтому среди сотрудников органов дознания ОВД полномочиями на самостоятельное принятие решений о начале производства по уголовному делу вправе принимать только лица, состоящие на должности дознавателя РОВД, ЛОВД или ГИБДЦ. Это исключило существовавшую ранее в период действия УПК РСФСР 1960 г. практику, когда дознаватель выносил постановление о возбуждении уголовного дела на «дежурных сутках» в ночное время, проводил необходимые следственные действия, а по приходу начальника «задним числом» получал резолюцию на постановлении о возбуждении уголовного дела.

Говоря об иных лицах, то они могут приступить к производству расследования в форме дознания после получения соответствующей резолюции начальника органа дознания. Данная резолюция носит характер поручения на производство уголовно-процессуальной деятельности тому должностному лицу, которому она адресована. Поэтому лишь после получения резолюции начальника органа дознания должностное лицо органа дознания, не являющиеся дознавателем по должности, становится обладателем процессуального статуса дознавателя. При этом следует отметить, что подобная резолюция может быть получена только у того лица, которое является непосредственным или вышестоящим начальником сотрудника, вынесшего данное постановление.

Круг процессуальных полномочий по проведению дознания очерчен ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Так в соответствии с данной нормой дознаватель уполномочен:

«1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом».

Анализ этого положения законодательства позволяет утверждать, что дознаватель является относительно самостоятельным участником уголовного судопроизводства. Однако в отличие от следователя ряд решений дознавателя (например, обвинительный акт) подлежат утверждению начальником органа дознания и без получения которого эти решения не обладают юридической силой. Часть 3 ст. 31 носит по большей части отсылочный характер, говоря о том, что дознаватель осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Проанализируем УПК РФ и определим, что это за нормы и как они распространяются на деятельность дознавателя.

Основной массив процессуальных правил деятельности дознавателя содержится в гл. 32 УПК РФ, именуемой «Дознание». Первая статья данной гл. 32 (ст. 223 УПК РФ), как это характерно для всего процессуального закона, носит отсылочный характер, при этом констатирует, что производство дознания допустимо в отношении конкретных лиц, а порядок производства по таким делам аналогичен предварительному следствию, за рядом исключений. Среди которых законодатель приводит сроки дознания, недопустимость предъявления обвинения и окончания расследования составлением обвинительного акта.

Вместе с тем анализ положений УПК РФ, относящихся к производству предварительного следствия, позволяет утверждать, что законодатель в ч. 1 ст. 223 УПК РФ допустил неточность. Так нельзя признать допустимым применение при производстве дознания применение положений ст. 163 УПК РФ, регламентирующей основания и порядок создания и функционирования следственной группы, т.к. решение о производстве следственный группы, во-первых, вправе принять только начальник следственного отдела либо прокурор, а во-вторых, в состав следственной группы входят только следователи, а должностные лица, органов дознания только привлекаются к работе (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). Весьма ограничено при производстве дознания действуют правила, предусмотренные гл. 28 УПК РФ, именуемой «Приостановление и возобновление предварительного следствия». В силу специфики дознания, а именно допустимости его проведения в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ) представляется невозможным приостановление предварительного дознания в случае, когда лицо, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). Приостановление дознания по уголовному делу в случаях, когда лицо в отношении, которого ведется уголовное преследование, скрылось либо его место нахождения не установлено по иным причинам, не возможно (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), т.к. приостановление уголовно-процессуальной допустимо лишь по окончании срока расследования, а при наличии подобного обстоятельства дело подлежит передаче для производства расследования в следствие.

В остальном процессуальные полномочия дознавателя по производству дознания аналогичны процессуальному статусу следователя, производящего расследование по уголовному делу. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Оговорка законодателя в указанной норму о том, что указания дознавателю должны быть даны в пределах полномочий начальника органа дознания и прокурора служит гарантией соблюдения требования законности соответствующих распоряжений. По этому, исходя из посылок соблюдения законности, УПК РФ предоставляет дознавателю право обжаловать указания прокурора или начальника органа дознания. Указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. При этом дознаватель руководствуется общим порядком обжалования решений прокурора и начальника органа дознания дознавателем, установленный правилами норм 16 УПК РФ «Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство». Обжалование указаний прокурора и начальника органа дознания не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Поэтому указание начальника органа дознания или прокурора должно быть выполнено дознавателем, не смотря на то, что подобное указание, по мнению дознавателя, может противоречить нормам уголовно-процессуального закона. Подобная конструкция правой нормы может привести к весьма абсурдной ситуации, когда прокурор или вышестоящий прокурор, к которому обратился с жалобой дознаватель, может отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что обжалуемое указание не исполнено.

В отношении дознавателя несколько расширен перечень обстоятельств, исключающих их участие в производстве по уголовному делу. Помимо обстоятельств, связанных с наличием родственных отношений с участниками уголовного судопроизводства, наличием иного процессуального статуса в деле или иных обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности в исходе дела (ст. 61 УПК РФ), дознаватель так же не может проводить дознание, если он ранее по нему проводил оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Итак, дознаватель наделен следующими основными полномочиями:

1) принимает, проверят сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ) и в установленный законом срок по результатам проверки выносит постановление:

• о возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);

• об отказе в возбуждении уголовного дела, если из собранных материалов усматривается отсутствие оснований для его возбуждения, а равно при наличии, обстоятельств, исключающих производство по делу (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

• передавать заявления и сообщения по подследственности о преступлениям по которым предварительное следствие обязательно или по подсудности по делам частного обвинения (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ)

2) при проверке сообщения о преступлении вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

3) ходатайствует о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

4) уведомляет заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

5) осуществляет производство дознания, а именно вправе производить следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

6) вправе применить меры процессуального принуждения (гл. 12-14 УПКРФ);

7) осуществляет производство неотложных следственных действий (ст. 40, 157 УПКРФ);

8) вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

9) рассматривает каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

10) принимает меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

11) устраняется от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62);

12) выясняет все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

13) выявляет все причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносит соответствующее представление по их устранению (ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ч. 3 ст. 41 УПК РФ)[9].

§ 3. Начальник органа дознания как участник уголовного

судопроизводства

Общее руководство деятельностью дознавателя и соответствующих органов дознания осуществляет начальник органа дознания. В соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ 2001 г. «начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ».

Закрепив в определении ряд полномочий начальника органа дознания, законодатель не предусмотрел специальной нормы в редакции УПК РФ, регламентирующей его процессуальный статус.

Однако анализ положений УПК РФ позволяет утверждать, что начальник органа дознания наделен следующими процессуальными полномочиями:

- поручать производство дознания (п. 17 ст. 5, ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

- поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК РФ);

- давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК);

- по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.