В УПК РФ
нет определения понятий «зависимое состояние» и «иные причины, по которым
потерпевший не способен воспользоваться принадлежащими ему правами».
Существуют
проблемы по возбуждению уголовного дела о преступлении, причинившем вред
интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся
государственным или муниципальным предприятием. В соответствии со ст. 23 УПК РФ
уголовные дела о таких преступлениях возбуждаются по заявлению руководителя
данной организации или с его согласия. В том случае, если руководитель
организации сообщает о преступлении, которым организации причинен вред,
проверка сообщения и принятие решения о возбуждении уголовного дела
осуществляются в общем порядке, предусмотренном ст. 144-146 УПК РФ.
Однако в
УПК РФ не установлен порядок получения согласия руководителя организации на
возбуждение уголовного дела в том случае, если сообщение о преступлении было
получено из других источников (например, от работников данной организации, от
сотрудников вневедомственной охраны и т.п.).
В
процессуальной литературе существует мнение о том, что «в подобных случаях
орган дознания, следователь, прокурор должны возбудить уголовное дело на общих
основаниях и, только собрав достаточные относительно существования
обстоятельств, названных в данной статье, должны сообщить об этом руководителю
организации, разъяснив ему право на дачу согласия на возбуждение уголовного
дела, которое, в данном случае дается задним числом. Если руководитель
организации отказывается дать такое согласие, а преступление не причинило вред
интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или
государства, дело подлежит прекращению на основании п. 5 ст. 24 УПК РФ»[51].
Однако УПК РФ предусматривает иную последовательность.
В
случаях, когда руководитель организации не дает согласие на возбуждение
уголовного дела или осуществление уголовного преследования, возникает вопрос об
основаниях отказа в возбуждении уголовного дела и его прекращении.
В УПК РФ
также не решен вопрос о том, кто может дать согласие на возбуждение уголовного
дела в том случае, если будет установлено, что вред коммерческой или иной
организации, не являющейся государственном или муниципальным предприятием,
причинен в результате преступления, совершенного руководителем данной
организации. Все это требует изменений действующего уголовно-процессуального
законодательства.
Возбуждение
уголовного дела по признакам преступления, обнаруженного в ходе предварительного
расследования также не урегулировано. В УПК РФ нет прямого указания на
обязанность дознавателя выносить постановление о возбуждении уголовного дела,
если в ходе предварительного расследования будет установлено, что лицо, в
отношении которого возбуждено уголовное дело, совершило еще несколько
преступлений, в том числе при участии других лиц. Не было такого указания и в
УПК РСФСР. По материалам судебной практики, если суды первой или кассационной
инстанции возвращали уголовные дела на дополнительное расследование в связи с
тем, что не были возбуждены уголовные дела по обнаруженным в ходе
предварительного расследования эпизодам преступной деятельности, то вышестоящие
суды отменяли такие определения[52].
Однако и
в то время по этому вопросу было высказано иное мнение. Так, например, судья А.
Богдановский, на основании результатов анализа правил, которые были закреплены
в ст. 3, 109, 112 УПК РСФСР, пришел к выводу о том, что закон требует
возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления[53].
По
мнению С.Ф. Шумилина утверждение о том, что следователь (дознаватель) в ходе
производства по уголовному делу «обязан возбуждать новые уголовные дела в
каждом случае обнаружения совершения других преступлений, представляется
излишне категоричным. Если в отношении конкретного лица уже осуществляется
уголовное преследование, нет необходимости выносить постановления о возбуждении
уголовного дела по мере установления новых эпизодов его преступной
деятельности. В данном случае достаточно изменить предъявленное обвинение в
порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 175 УПК РФ.
Иначе
должен решаться этот вопрос в том случае, если в ходе предварительного
расследования установлено, что лицо, в отношении которого осуществляется
уголовное преследование, совершило преступление в соучастии с другим лицом и
это лицо установлено. Если в отношении этого лица, при наличии оснований,
предусмотренных ст. 91 или 97 УПК РФ, применяется мера процессуального
принуждения в виде задержания или меры пресечения, то нет необходимости
выносить постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела. С
момента задержания или избрания меры пресечения лицо становится подозреваемым,
и на него распространяются положения ст. 16 УПК РФ, в которой установлен
принцип обеспечения права на защиту.
Если
указанные меры процессуального принуждения не применяются, то по действующему
УПК РФ единственным способом наделить такое лицо процессуальным статусом
подозреваемого является возбуждение в отношении него уголовного дела»[54].
В УПК не
установлена процессуальная форма решения дознавателя о передаче сообщения о
преступлении по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
В
литературе по уголовному процессу следователям (дознавателям) рекомендуется
выносить мотивированное постановление о передаче заявления (сообщения) по
подследственности или подсудности с указанием в нем оснований принятого решения
и соответствующих мер для предотвращения или пресечения преступления, а равно и
для сохранения следов преступления[55].
В ст.
145 УПК РФ закреплено положение о том, что в случае принятия решения,
предусмотренного п. 3 ч. 1 настоящей статьи, орган дознания, дознаватель,
следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления. При
этом в УПК РФ не указано, какие конкретно меры могут быть приняты для
достижения этой цели.
В
процессуальной литературе в самых различных сочетаниях называют такие меры по
сохранению следов преступления, как: осмотр места происшествия; осмотр
предметов и документов; протоколирование сообщений о преступлениях; направление
требований, поручений, запросов, истребование документов и материалов, принятие
предметов и документов, представленных потерпевшим, его адвокатом или другими
лицами; хранение изъятых и принятых предметов – будущих вещественных
доказательств; требования о проведении специальных исследований; получение
объяснений; судебно-медицинское освидетельствование[56]
и т.п.
Требуют
изменения и дополнения и нормы уголовно-процессуального кодекса,
регламентирующие порядок производства следственных действий, окончания
дознания.
«В
последнее время все чаще выдвигаются требования по рациональному расходованию
сил и средств при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, по
обеспечению экономичности форм уголовного судопроизводства и научной
организации труда. Это предполагает решение задач по снижению различного рода
непроизводительных и необоснованных затрат при расследовании уголовных дел,
чтобы без ущерба полноте и качеству расследования оно производилось с меньшей
затратой материальных, моральных и других ресурсов.
В
решении задач по экономии сил и средств наибольший эффект может дать
рационализация работы по проведению тех следственных и иных процессуальных
действий, на которые уходит основная часть времени.
ВНИИ МВД
России совместно с ДООП МВД России было проведено исследование затрат рабочего
времени дознавателей с целью определения оптимальной нагрузки на одного
сотрудника в условиях действия Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации.
Результаты
хронометража, проведенного с участием 535 дознавателей подразделений дознания
МОБ (Приморского, Алтайского, Ставропольского, Хабаровского края, Московской,
Ленинградской, Волгоградской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской
областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга,) позволили рассчитать, что
расследование одного уголовного дела в отношении одного обвиняемого, если мерой
пресечения избирается арест, занимает в среднем приблизительно 17 рабочих дней дознавателя
подразделения дознания МОБ.
Затраты
рабочего времени на производство дознания по одному уголовному делу исходя из
20-ти дневного срока составляют 14 рабочих дней без выходных при 8-ми часовом
рабочем дне.
С учетом
проведенного хронометража рабочего времени дознавателей подразделений дознания
МОБ переработка по одному расследованному уголовному делу в среднем составляет
3 рабочих дня.
На
проведение предварительной проверки сообщения о преступлении в порядке ст. 144
УПК РФ и принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела дознавателями
подразделений дознания МОБ в среднем затрачивается 10,5 часов рабочего времени»[57].
Приказом
МВД России от 3 августа 2006 года №606[58] определены основные
направления совершенствования деятельности подразделений дознания органов
внутренних дел Российской Федерации.
В числе
направлений в области организации и управления (п. 4.1. Приказа №606)
определены выработка управленческих решений по организации предварительного
расследования в форме дознания; внедрение передового опыта и научных
рекомендаций в деятельность органов дознания.
Пунктом
4.2. определены направления совершенствования в области нормативно-правового
регулирования.
Совершенствование
деятельности подразделений дознания требует разработки и внесения изменений в
некоторые нормативно-правовые акты, регламентирующие процессуальную
деятельность органов внутренних дел, что предполагает:
-
участие в определении политики и формировании единообразной практики применения
уголовного и уголовно-процессуального законодательства на всей территории
Российской Федерации;
- научно
обоснованное дифференцированное отнесение преступлений к подследственности
органов предварительного следствия и дознания с учетом характера и тяжести
расследуемого деяния;
-
совершенствование порядка производства расследования в форме дознания по
уголовным делам, по которым лица, совершившие преступления, не установлены,
путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части,
касающейся перераспределения подследственности между органами дознания и
предварительного следствия, увеличения срока дознания, а также предоставления
органам дознания возможности проводить расследование по уголовным делам независимо
от того, установлено или нет лицо, совершившее преступление;
-
формирование уголовно-процессуального института ускоренной процедуры подготовки
и направления в суд отдельных категорий уголовных дел без производства
предварительного расследования;
-
выработка предложений по систематизации уголовно-процессуального
законодательства и устранению пробелов и противоречий в установленной сфере
деятельности.
Пунктом
4.5. – Повысить уровень информационно-аналитического обеспечения деятельности
подразделений дознания посредством создания инфраструктуры санкционированного
удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел на основе
автоматизированных рабочих мест дознавателей с использованием возможности
программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной
системы органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД России от 8 июня 2006 года №420.
Уже в
2006 году запланировано подготовить предложения о внесении изменений в УПК РФ о
порядке возбуждения уголовных дел, о подследственное и др. В течение 2006 – 2011
годов запланировано обеспечить удаленный доступ к информационным базам данных
органов внутренних дел для удовлетворения интересов дознания.
Совершенствуя
условия, в которых осуществляется дознание, нейтрализуя негативные факторы, от
которых зависит качество расследования, можно добиться повышения эффективности
работы дознавателей и улучшения качества расследования, что в конечном итоге
напрямую отражается на состоянии борьбы с преступностью.
Заключение
Подводя итог данной
дипломной работы, можно говорить о следующем. По российскому дореволюционному
законодательству суть дознания состояла в обнаружении признаков преступления,
производстве первоначальных следственных действий и розыске преступника, а
также в исследовании всех обстоятельств совершения преступлений небольшой
тяжести, подсудных мировым судьям.
Институт же дознания в
советском уголовно-процессуальном законодательстве занял иное место по
сравнению с дореволюционным, став формой расследования уголовных дел,
практически не отличающейся от предварительного следствия. Полномочия органов
дознания практически были уравнены с полномочиями следователя, и дознание
перестало выполнять свое предназначение – раскрывать преступления.
В 50-х гг. XX века при обсуждении проекта уголовно-процессуального кодекса
развернулась дискуссия о целесообразности существования полного дознания.
Многие ученые предлагали ликвидировать данную форму расследования преступлений,
но она была сохранена как в Основах уголовного судопроизводства 1958 г., так и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. Вместе с тем в 60-е и 70-е гг.
перечень преступлений, по которым расследование проводилось в форме дознания,
был сокращен до 19 составов.
Однако организационные и
кадровые проблемы следственного аппарата привели к тому, что этот перечень
вновь был расширен, и к 2001 г. дознание в полном объеме осуществлялось по 84
составам преступлений. Назначение этой параллельной, искусственно созданной
формы расследования состояло в том, чтобы «разгрузить» следствие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|