на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Новеллой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует признать положение о том, что органы дознания праве расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними. Данный вывод следует из смысла норм гл. 50 УПК РФ, устанавливающей особый порядок производства по делам несовершеннолетних. Правила указанной главы упоминают дознавателя как субъекта принятия решений по делам в отношении несовершеннолетних (ст. 426 УПК РФ).

Следует согласиться с мнением юристов[23], которые считают, что органы дознания вправе также расследовать преступления, совершенные лицами, нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании, а также лицами, обнаружившими психические расстройства, не исключающие вменяемости. На основании 99 УК РФ этим лицам наравне с мерами уголовного наказания быть применены принудительные меры медицинского характера.

На основании ч. 4 ст. 433 УПК РФ в отношении этих двух категорий лиц производство по уголовному делу ведется в обычном порядке без применения особых правил, установленных гл. 51 УПК РФ. Следовательно, при совершении преступления, отнесенных к подследственности органов дознания, указанными категориями лиц расследование может производиться в форме дознания. Данный вывод следует из смысла положения п. 3 ч. 1 ст. 237 УПК РФ, согласно которому прокурор вправе вернуть обвинительный акт органу дознания, если есть необходимость вместе с обвинительным актом составить постановление о применении принудительной меры медицинского характера.

Следует отметить, что утверждение о том, что органам дознания подследствены дела в отношении несовершеннолетних, а также лиц, которым показано применение принудительных мер медицинского характера, следует из смысла гл. 50 и 51 УПК РФ, а не указано конкретно законодателем в нормах гл. 32 УПК РФ, регулирующей дознание, или в ст. 150, 151 УПК РФ, определяющих подследственность. На наш взгляд такая законодательная конструкция является неверной, поскольку в нормах, специально устанавливающих пределы уголовно-процессуальной компетенции органа расследования и регулирующих особенность производства дознания, должны быть четко определены признаки, определяющие подследственность данного органа.

Производство дознания в отношении судей, прокуроров, следователей и иных лиц, обладающих должностными иммунитетами, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, п. «в» ч. 1 ст. 151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, находится в компетенции следователей прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Дознание, таким образом, является упрощенной формой расследования очевидных преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. По замыслу законодателя оно призвано освободить следователей от расследования указанных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.


Глава 3. Пути совершенствования уголовно-процессуальной

деятельности специализированных подразделений дознания

органов внутренних дел

§ 1. Организация, управление и пути совершенствования работы

подразделений дознания

дознание законодательство процессуальный судопроизводство

Под эффективностью деятельности любого правоохранительного органа понимается степень достижения определенных законом задач, ради исполнения которых и функционирует данный орган. Успех работы сотрудников органов предварительного расследования во многом завит от того, как будет организован их труд. О необходимости принятия мер к повышению продуктивности труда лиц, ведущих дознание, следователей пишет В.Т. Томин[24], при этом он подчеркивает, что такой труд должен быть максимально эффективен.

Повышение эффективности деятельности дознавателей и всей системы дознания в ОВД, с точки зрения современных требований, непосредственно связано с проблемой оптимизации. Оптимизация процесса расследования предполагает повышение эффективности комплексом средств, наиболее выгодных, наилучших при данной ситуации[25].

Для того чтобы найти оптимальную величину из всех возможных, надо решить задачи на отыскание максимума или минимума, то есть наибольших и наименьших значений каких-либо величин.

Еще в 1981 году в рамках Всесоюзного координационного совещания, проходившего в Москве, учеными-юристами были выделены три группы систем расследования исходя из критерия степени сложности:

- простые детерминированные (расследование очевидных преступлений);

- сложные, поддающиеся описанию;

- очень сложные, вероятностные[26].

Своеобразной единицей процесса расследования выступает управленческий цикл, который начинается с постановки задачи и завершается ее решением. Следовательно, оптимизация предварительного расследования начинается с оптимизации операций управленческих циклов, которые обеспечивают преодоление лицом, расследующим преступление, информационных барьеров и разного рода конфликтов организационного плана.

Суть оптимизации предварительного расследования состоит в максимизации информации, необходимой для решения задач уголовного судопроизводства, минимизации времени решения задач и влияний отрицательных факторов, мешающих успешной реализации этого процесса.

Мера оптимальности управления выражается в определенных критериях. Критерий оптимизации – это те или иные признаки, по которым можно судить об уровне эффективности действий лиц, участвующих в организации процесса расследования. Такими признаками будут: степень и время достижения цели; средства и усилия, потраченные на достижение цели и т.п. Критерии оптимизации задаются нормами уголовно-процессуального закона.

Другой аспект оптимизации предварительного расследования – практическое применение научных рекомендаций. Научная информация, адресованная практическим работникам, реализуется в расследовании через профессиональные и личностные качества дознавателя. Поэтому вопросы подбора кадров для работы по расследованию преступлений являются не только организационными, но и научными. Это обусловливает необходимость научной организации труда дознавателя и всей системы дознания в целом

Задачами научной организации управления и труда в подразделениях дознания являются[27]:

- создание аппарата дознания, оптимального как по структуре, так и по штатам укомплектованного квалифицированными работниками;

- повышение уровня организации труда на основе внедрения в практику научных рекомендаций, распространения передового опыта, применения технических усовершенствований, средств оргтехники;

- повышение результативности деятельности руководителей подразделений дознания, дознавателей путем оптимальной организации труда.

Для решения этих задач необходимо правильное определение управленческих функций подразделения и объема всей информации, которая в него поступает из вышестоящих структур. Анализ нового законодательства, изучение практики позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях управленческие функции отдела (управления) дознания осуществляются по следующим направлениям:

- координация деятельности подразделений милиции общественной безопасности при ведении дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;

- организационно-методическое руководство подразделениями дознания нижестоящих органов внутренних дел;

- контроль и принятие мер по обеспечению законности при производстве дознания и неотложных следственных действий подразделениями дознания милиции общественной безопасности;

- совершенствование работы подразделения дознания, а также подразделений дознания нижестоящих органов внутренних дел на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации деятельности;

- организация профилактики преступлений по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Все аспекты оптимизации предварительного расследования сводятся в конечном счете к проблеме совершенствования и подготовки кадров в целях успешного расследования преступлений своей подследственности.

Все более широкое применение находят достижения науки, новейшие тактические приемы расследования и раскрытия отдельных видов преступлений. На вооружение аппаратов расследования преступлений ежегодно поступает сложная криминалистическая техника, требующая от дознавателей соответствующего уровня знаний и практических навыков. Все это диктует необходимость систематически повышать квалификацию сотрудников органов дознания.

Важнейшей предпосылкой правильной постановки обучения является продуманная перспективная программа повышения профессиональных знаний, рассчитанная на длительный период, охватывающая наиболее актуальные проблемы практики борьбы с преступностью, совершенствования деятельности подразделений дознания.

Разработка таких программ требует всесторонней подготовки с тем, чтобы работники этих подразделений могли заранее внести обоснованные предложения, касающиеся тематики и форм предстоящей учебы. При разработке мероприятий по повышению деловой квалификации должны учитываться итоги борьбы с преступностью за прошедший период, когда становятся очевидными наиболее слабые стороны в деятельности подразделений дознания.

При формировании штатов подразделений дознания необходимо исходить из следующих основных принципиальных положений:

- прежде всего, должно обеспечиваться соблюдение всех общеобязательных требований к возрасту, психическому и физическому состоянию, моральным и деловым качествам потенциальных сотрудников, которые предъявляются к любому лицу, поступающему на службу в органы внутренних дел;

- учет личностных качеств, формирующих общегражданскую позицию: честность, принципиальность, порядочность, бескорыстность, чуткость к гражданам, пострадавшим от преступных посягательств, и адекватное, основанное на законе отношение к лицам, совершившим преступления; отзывчивость к обращениям товарищей по службе в плане оказания профессионального содействия;

- надежность и, соответственно, глубокая ответственность за порученное дело, высокое качество выполняемой работы;

- профессиональная компетентность, наличие, как правило, высшего или среднего специального юридического образования.

Необходимо отметить, что приказом МВД России от 30.09.94 г. №259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации»[28] дознаватели отнесены к категории сотрудников, обязательным требованием к которым является наличие среднего юридического образования[29]. Соответственно, старшие дознаватели, а также руководители подразделений дознания разного уровня относятся к категории сотрудников, обязательным требованием к которым является наличие высшего юридического образования.

Решение этой задачи должно идти через совершенствование форм и методов проведения занятий с личным составом органов внутренних дел. Причем этим занятиям необходимо обеспечивать практическую направленность по решению конкретных задач служебной деятельности обучающихся. Основное внимание должно уделяться активным формам обучения – проведению деловых игр, привлечению к занятиям сотрудников аппарата управления, пенсионеров, имеющих большой практический опыт работы в службах ОВД.

Как весьма удачную форму повышения уровня служебной деятельности сотрудников подразделениях органов внутренних дел. Помимо вопросов повышения профессионального уровня сотрудников, эта форма работы с личным составом решает и немаловажные вопросы материального стимулирования лучших сотрудников подразделений дознания.

Отнеся службы дознания к числу основных, Главное управление кадров МВД России осуществило разработку квалификационных требований к дознавателям в органах внутренних дел и выпускникам образовательных учреждений МВД России по специализации «дознание в органах внутренних дел».

Беспристрастный анализ указанных документов, сравнение их с аналогичными характеристиками других специалистов свидетельствуют о существенном отличии квалификационных требований к дознавателю от аналогичных требований к другим категориям работников ОВД. Представляется, что подготовка таких специалистов должна осуществляться в рамках широкого профиля, но при условии обязательной специализации дознавателей на последних курсах обучения в учебных заведениях.

Очевидно, что выпускники образовательных учреждений системы МВД России, проходившие обучение по Программе дознания, должны находить применение своим профессиональным знаниям, а значит, в обязательном порядке распределяться именно в подразделения дознания.

Руководители высшего звена обязаны создавать необходимую обстановку и условия, стимулирующие у личного состава потребность к постоянному повышению своих профессиональных знаний и культурного уровня, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей. Начальники подразделений дознания, их заместители несут персональную ответственность за организацию непрерывного обучения работников, поддерживание их высокого профессионального уровня, своевременную переподготовку при изменении функциональных обязанностей.

Исследование проблемы подготовки кадров для службы дознания милиции общественной безопасности будет неполным, если не рассматривать качественные характеристики сотрудников этих подразделений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.