на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Уголовно-правовая охрана государственной тайны

Положение о преступлениях государственных устанавливало не в порядке ссылочной нормы, как это было в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года, а в виде самостоятельного состава преступления ответственность за оказание помощи международной буржуазии и содействие враждебным организациям.

Кроме разобранных выше видов изменнической деятельности ряд преступлений устанавливался Положением о воинских преступлениях, предусматривающим отдельные виды воинской измены, а именно воинский шпионаж и переход на сторону врага.

21 ноября 1929 г в уголовное законодательство, устанавливающее ответственность за изменнические преступления, были внесены дополнения постановлением Президиума ЦИК СССР "Об объявлении вне закона должностных, лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР".

Это постановление предусматривало, что отказ гражданина СССР - должностного лица государственного учреждения или предприятия, действовавшего за границей, на предложение органов государственной власти вернуться в пределы Союза ССР рассматривается как перебежка в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и квалифицируется как измена. Лицо, отказавшееся вернуться, объявлялось вне закона.

Признание лица вне закона согласно ст. 4 этого постановления производилось Верховным Судом СССР и влекло за собой конфискацию всего имущества осужденного и расстрел через 24 часа после удостоверения его личности. Закон этот имел обратную силу.

Таким образом, впервые (после Положения о революционных трибуналах 1919 года) термин «измена» появился в советском законодательстве спустя 10 лет, в конце 1929 года. Этот закон устанавливал ответственность лишь за одну из многих форм измены Родине - отказ гражданина СССР (должностного лица) вернуться в пределы СССР - и не охватывал иные действия, совершенные в ущерб военной мощи СССР, его государственной независимости или неприкосновенности территории. Постановлением ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. Положение о преступлениях государственных было дополнено " статьями об измене Родине".

Закон от 8 июня 1934 г. установил, что изменником является не только должностное лицо, отказавшееся вернуться в СССР, либо гражданин СССР, занимавшийся шпионажем, но и тот, кто сообщает врагу сведения, являющиеся по своему содержанию государственной тайной. Изменником являлось согласно этому закону и лицо, совершившее переход на сторону врага либо бежавшее или перелетевшее за границу.

В этом законе устанавливались две формы, два вида измены: измена Родине, совершенная гражданином СССР, не являющимся военнослужащим, и измена, совершенная военнослужащим. Последний вид измены являлся согласно закону более опасным, квалифицированным видом, влекущим повышенную ответственность.

Закон охватывал почти все изменнические действия граждан СССР, им фактически были поглощены составы воинской измены, перехода на сторону неприятеля, сдачи неприятелю начальником вверенных ему сил, самовольного отступления начальника от данных ему для боя распоряжений в целях способствования неприятелю.

В Законе от 8 июня 1934 г. отсутствовала четкая формулировка субъективной стороны состава преступления, не указано, что изменой Родине могут быть признаны лишь умышленные действия граждан СССР, совершенные в ущерб внешней безопасности СССР. Тем самым закон давал основания расширительно толковать понятие измены[18].

Закон не только устанавливал ответственность изменников Родины, но и в противоречии с основными принципами советского уголовного права предусматривал наказание для членов семьи изменника, совместно с ним проживавших, даже при условии, что они не только не способствовали готовящейся или совершенной измене, но и не знали о ней.

Норма об ответственности родственников, неприкосновенных к измене, была совершенно необычной для советского права. Она противоречила духу, всем демократическим принципам советского законодательства.

Эти принципы ясно и четко были отражены в ст. 6 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, которая устанавливала, что уголовное наказание применяется лишь в отношении лиц, виновных в совершении преступления.

Постановлением ЦИК Союза ССР от 10 июля 1934 г "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" для разбора дел о контрреволюционных преступлениях были учреждены особые суды - спецколлегии. Они были организованы в Верховном Суде Союза ССР, верховных судах союзных и автономных республик, краевых, областных и окружных судах[19].

Специальные судебные коллегии в отличие от общих судов рассматривали дела в составе председательствующего и двух членов суда, т. е. без участия народных заседателей.

Этим же постановлением устанавливалось, что дела об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсии подлежали рассмотрению лишь Военной кол Верховного Суда Союза ССР и военными трибуналами округов по подсудности. Таким образом, от рассмотрения дел о государственных преступлениях были устранены представители советской общественности - народные заседатели.

Не ограничившись этим, Сталин, Молотов, Каганович приняли меры к учреждению внесудебного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. Так, по предложению Кагановича, упомянутым постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.

При Народном Комиссаре внутренних дел СССР было образовано особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовом лагере к лицам, признанным общественно опасными.

Кроме принятия чрезвычайных уголовных и уголовно-процессуальных законов, в этот же период появился ряд других внесудебных органов: различные комиссии, всевозможные "тройки" В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки". В отличие от особого совещания, действовавшего в центре, "тройки" действовали на местах в автономных республиках, краях, областях и даже в отдельных районах, как, например, на Колыме, входившей в то время в состав Дальневосточного края.

Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. повысило максимальный срок лишения свободы за измену Родине и шпионаж с 10 до 25 лет. При этом законодательные акты были сформулированы так, что суду предоставлялось право по таким преступлениям, как измена Родине и шпионаж, применять лишь смертную казнь либо определять лишение свободы сроком на 25 лет[20].

Период Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков характеризуется значительным усилением борьбы с изменниками Родины, шпионами и другими опасными государственными преступниками. Это нашло отражение в ряде новых законодательных актов.

При этом Положение о преступлениях государственных, устанавливавшее ответственность за измену Родине и шпионаж, формально не подверглось изменениям или дополнениям, так как путем издания новых законодательных актов обеспечивалось ведение борьбы со шпионами, диверсантами, террористами и отдельными гражданами, изменившими Родине, перешедшими на сторону врага. Однако, нельзя согласиться с высказанными в советской юридической литературе положениями, что "статьи о контрреволюционных преступлениях Положения о преступлениях государственных … не подвергались во время воины никаким изменениям или дополнениям"21 и что усиление борьбы с контрреволюционными преступлениями в этот период "не привело к каким-либо изменениям или дополнениям Положения о преступлениях государственных 1927 года".

Действительно, формально каких-либо изменений в Положение о преступлениях государственных не было внесено. Однако по вполне понятным причинам в тот период был издан ряд законодательных актов, которыми были введены новые виды наказаний, ранее не предусмотренные как Положением о преступлениях государственных, так и Основными началами уголовного законодательства СССР. Была изменена также подсудность дел этой категории.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" было определено правовое положение местностей, объявленных на военном положении, расширена подсудность военных трибуналов. Было установлено, что в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, подсудны военным трибуналам. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора[21].

Когда немецко-фашистские захватчики подошли к Москве, пытаясь захватить ее, было введено в Москве и прилегающих к ней районах осадное положение. В связи с этим шпионы, провокаторы и другие агенты врага, призывавшие к нарушению общественного порядка, подлежали немедленному преданию суду военного трибунала и расстреливались на месте.

Оккупировав часть территории СССР, гитлеровские войска творили чудовищные злодеяния: истязали и убивали мирных советских граждан, в том числе стариков и детей, насиловали женщин, грабили имущество, учиняли погромы, пытали пленных красноармейцев. В целях усиления борьбы с подобными преступлениями 19 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издал специальный Указ о мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников. Этот Указ устанавливал такой вид смертной казни, как повешение, и лишение свободы в виде каторжных работ.

Кроме того, вводя различие между изменниками Родины и пособниками врагу, Указ устанавливал наказание для тех пособников из местного населения, которые уличались в оказании содействия фашистским злодеям в совершении расправ и насилия над гражданским населением и пленными красноармейцами.

Вместе с тем Пленум обратил внимание на то, что не подлежали привлечению к уголовной ответственности:

а) советские граждане, занимавшие административные должности при немцах, если будет установлено, что они оказывали помощь партизанам, подпольщикам и частям Красной Армии или саботировали выполнение требований немецких властей, помогали населению скрывать запасы продовольствия и имущество или другими способами содействовали борьбе с оккупантами;

б) мелкие служащие административных учреждений, рабочие и специалисты занимавшиеся своей профессией (врачи, ветеринары, агрономы, инженеры, учителя и т. п.), если они не совершили каких-либо конкретных преступных действий[22].

Руководствуясь указанными выше законодательными актами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Союза ССР, органы государственной безопасности, прокуратуры и военной юстиции провели в период Великой Отечественной войны значительную работу по борьбе с изменниками Родины и шпионами. Бдительность советских людей, самоотверженная работа органов государственной безопасности предотвратили многие изменнические и шпионские действия.

Те же, кто совершил подобные деяния, как правило, выявлялись, предавались суду и получили заслуженное наказание Изменниками Родины, заклятыми врагами своего народа оказались в дни войны буржуазные националисты на Украине и в прибалтийских советских республиках. Своей шпионской, изменнической деятельностью они помогали осуществлению преступных планов фашистских захватчиков против советского народа Разгромленные и пойманные, они понесли заслуженное наказание.

Победоносное окончание Великой Отечественной войны позволило принять ряд законодательных актов, смягчающих ответственность за государственные преступления[23].

Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Родине, своему правительству всего населения СССР.

Учитывая эти обстоятельства, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 26 мая 1947 г. отменил в мирное время смертную казнь, в том числе и за такие преступления, как измена Родине и шпионаж.

В настоящее время, за последние годы число дел, связанных с государственной изменой и шпионажем, выросло. Обострение борьбы спецслужб за информацию вполне объяснимо. Информация - одно из главных богатств страны. На информационный ресурс опирается руководство страны в управленческой деятельности, при принятии ответственных решений. По своей ценности он сравним с нашими природными богатствами, поскольку интеллектуальный потенциал нашего общества исключительно высок. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации, которая благодаря деструктивной власти СМИ циркулирует по информационным каналам, начиная с газет и телепрограмм, заканчивая набирающей силу сетью интернет.

С уходом биполярного мира изменилось и понимание основного противника контрразведки - зарубежных спецслужб. Раньше понятие о враге было совершенно четким и однонаправленным, если речь шла о капиталистической стране. Сегодня поле взаимных интересов спецслужб все больше и больше расширяется. Мы объединяем усилия в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия, несанкционированным обращением расщепляющихся материалов и в других сферах. Наблюдается объединительная тенденция разведслужб в борьбе с теми проблемами и общественно-опасными деяниями, которые в равной мере касаются всех стран, независимо от их политической ориентации, экономического положения, состояния с правами человека и целым рядом других. XXI век, по общему мнению, повлечет дальнейшее объединение спецслужб в борьбе с названными явлениями. Однако есть сферы, где усилия спецслужб никогда не объединятся. Разведка и контрразведка всегда пытались и пытаются получить информацию о другой стране. Любое государство склонно расширить свой информационный потенциал, потому что только тогда его руководители могут адекватно принять управленческое решение. Неслучайно в законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (1995 г.) первая функция, которая возложена на Службу (п. "а" ст. 12) - "информировать президента и председателя правительства России и по их поручению федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности Российской Федерации"[24].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.