на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Уголовно-правовая охрана государственной тайны

В примечании к статье 275 УК РФ предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

Формулировка состава шпионажа не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была дана в УК РСФСР. В числе признаков шпионажа названо, кроме похищения и собирания, еще и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи их адресатам шпионажа. Из предмета шпионажа исключена военная тайна.

В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Хищение - это противоправное, безвозмездное изъятие сведений. Хранение сведений, как и собирание, и хищение, должно преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.

Такие действия, как выдача государственной тайны, не предусмотрены комментируемой статьей. Поэтому факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, независимо от того, предшествовал ли передаче сбор сведений или нет.

Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.

Так же как и измена Родине, шпионаж ранее карался смертной казнью с конфискацией имущества, а по УК шпионаж наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж - особо тяжкое преступление[50].

2.3 Квалификация разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну и уголовная ответственность

Состав этого преступления имелся в УК РСФСР в разделе иных государственных преступлений (ст. 75). В УК этот состав включен в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства почти без изменений. Изменена только субъективная сторона преступления. Отныне это преступление совершается только умышленно. Тяжкие же последствия, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, могут наступить и по неосторожности. Это преступление с двумя формами вины, но в целом считается умышленным преступлением[51].

Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются сведения, составляющие государственную тайну. Сведения, относимые к государственной тайне, указаны в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне". Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 11.02.2006 N 90[52].

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (в ред. от 26.02.2009)[53] Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо - это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Разглашение окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

Ответственность за разглашение несет только лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

При выполнении своих обязанностей У. изготовил рабочую справку, в которую включил известные ему по службе сведения, относившиеся к оперативно-розыскной деятельности федеральных органов и составлявшие государственную тайну.

По поручению У. справка была набрана на компьютере и распечатана секретарем-машинисткой, не имевшей допуска к секретным материалам, а затем отправлена в другое учреждение на имя должностного лица, также не имевшего полномочий по доступу к секретным сведениям.

Действия У. квалифицированы по ч. 1 статьи 283 УК РФ, поскольку сведения, известные ему по службе и составлявшие государственную тайну, стали достоянием других лиц по его вине[54].

Разглашение тайны совершается только умышленно, причем умысел может быть прямым или косвенным. При совершении преступления с прямым умыслом возникает вопрос об отграничении этого преступления от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие идет по характеру и содержанию умысла. При измене и шпионаже субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену[55].

Часть 2 статьи 283 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Если умыслом виновного указанные тяжкие последствия не охватывались, то ответственность по ч. 2 статьи 283 УК РФ наступает только при установлении неосторожной вины по отношению к этим последствиям.

Преступление, предусмотренное ч. 1 статьи 283 УК РФ, признается преступлением средней тяжести, а ч. 2 - тяжким преступлением.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.[56]

Утрата документов, содержащих государственную тайну - это преступление относилось ранее к числу иных государственных преступлений (ст. 76 УК РСФСР). В УК изменена редакция статьи. Утрата документа и наступление тяжких последствий согласно УК являются обязательным последствием нарушения установленных правил обращения с документами, и между нарушением и утратой, а также наступлением тяжких последствий должна устанавливаться причинная связь. Кроме того, в комментируемой статье указано на неосторожную вину при совершении указанного преступления.

Предметом преступления являются документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях.

Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования. Сведения об этих предметах составляют государственную тайну, поэтому они могут быть разглашены, а могут быть переданы постороннему лицу и сами предметы.

Объективную сторону преступления характеризуют такие действия, как нарушение правил обращения с документами. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.

Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.

Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет.

Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей 284 УК РФ, совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне (т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну)[57].

По отношению к последствиям вина может быть только неосторожной. В случае умышленного предоставления документа или предмета постороннему лицу речь должна идти о разглашении государственной тайны.

Действия, предусмотренные статьей 284 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.


Глава 3. Актуальные проблемы при защите государственной тайны и возможные пути их решения

3.1 Актуальные проблемы при осуществлении уголовно-правовой охраны государственной тайны

В современной России государственная тайна превратилась в самостоятельное явление, слабо соотносящееся с реальной жизнью. Увлекшись регулированием оборота государственной тайны, допусками, составлением перечней и другими технологическими моментами, мы забыли о главном. Государственная тайна есть исключение из свободного обращения информации. Институт государственной тайны и вся технология ее оборота - суть функция государства по отношению к обществу и личности. На языке алгебры именно общество и личность являются аргументами. Защита именно их интересов (обеспечение их безопасности) оправдывает существование самой государственной тайны.

Другими словами, институт государственной тайны, по крайней мере, не должен мешать нормальному развитию общества и экономики. На сегодняшний момент он, очевидно, мешает.

Прежде всего, институт государственной тайны охватил явно излишние сферы общественной жизни. Этому есть вполне объяснимые исторические причины. Во-первых, Россия унаследовала от СССР систему тотальной секретности, которая, вероятно, была эффективна в годы "холодной войны". Во-вторых, в первые годы независимости России в государственную тайну были конвертированы сведения с грифом "секретно", до этого таковой не являвшиеся[58].

Нынешний институт государственной тайны серьезно препятствует эффективному информационному обмену.

Институт государственной тайны нивелирует общественный контроль за деятельностью государственных органов. Для недобросовестного чиновника проще засекретить информацию о своих ангажированных решениях, нежели предать ее огласке.

Институт государственной тайны - чрезвычайно дорогое удовольствие: "первые" отделы, службы безопасности, делопроизводители, фельдъегерские подразделения, килотонны бумаги, надбавки к заработной плате и т.п. В конечном счете конкретное коммерческое предприятие закладывает эти расходы в стоимость продукции или услуг, т.е. снижает их конкурентоспособность. А государственный орган перекладывает бремя расходов по обслуживанию оборота государственной тайны на налогоплательщиков.

Институт государственной тайны подменяет собой многие другие правовые институты. Например, реализацию права собственности на принадлежащее "режимное" предприятие пытаются ограничить отсутствием у нового хозяина допуска к государственной тайне. Или поднимают вопрос об оформлении допуска к государственной тайне для адвоката по конкретному уголовному делу[59].

Учитывая, что уголовно-правовые нормы, действующие в данной сфере, являются бланкетными, то такое большое количество правовых актов затрудняет применение уголовного законодательства.

Несовершенно и уголовно-правовое регулирование охраны государственной и служебной тайны. Так, например, отсутствуют основания привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих доступом к служебной тайне, за ее разглашение либо неправомерное нарушение конфиденциальности, не предусмотрена ответственность за посягательства на тайну судопроизводства, если отсутствует предупреждение о неразглашении. Действующие диспозиции ст.ст. 283 и 284 УК РФ не позволяют четко разграничить разглашение государственной тайны от нарушения правил обращения с ее носителем. Неоднозначность правоприменительной практики также снижает эффективность уголовно-правовой охраны государственной и служебной тайны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.