на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Уголовно-правовая охрана государственной тайны

1.2 Понятие режима защиты Государственной тайны и его содержание, органы, защищающие государственную тайну

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Отнесение тех или иных сведений к государственной тайне продиктовано необходимостью обеспечения безопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 (ч.ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[25]. При этом эта же статья содержит указание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Понятие обеспечения безопасности государства весьма широко. Имеется в виду обеспечение безопасности в военной сфере, в сфере науки и техники, экономической безопасности, безопасности во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, безопасности в разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Государство призвано защищать своих граждан, себя, свой конституционно-правовой строй от каких-либо посягательств как внешних, так и внутренних врагов. Одним из главных методов такой государственной защиты является отнесение сведений из той или иной указанной сферы к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. В связи с отнесением сведений из указанных областей к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой, возникают правовые отношения. Правоотношения - это отношения, которые порождают взаимные права и обязанности участвующих в них сторон. Например, отнесение сведений к государственной тайне влечет обязанность должностных лиц, государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан, получивших к ним доступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц. Главной и определяющей целью законодательства о государственной тайне является задача - избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Перечень сведений составляющих государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

-о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,

оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

-о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства,

- о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для их объектов;

-о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке[26];

2) сведения в области экономики, науки и техники:

-о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

- об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

-о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

-об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

-о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

- об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации)[27];

3) сведения в области внешней политики и экономики:

- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

-о финансовой политике в отношении иностранных государств (за

исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

-о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах

разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

-об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

-о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

-о методах и средствах защиты секретной информации;

-об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

-о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

-о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

-о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства[28].

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.

Так, например, согласно п. 4 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203) (с последующими изменениями и дополнениями) вопросы отнесения к государственной тайне сведений раскрывающих содержание документов по приведению войск в различные степени боевой готовности, о составе или состоянии систем управления войсками - МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП[29].

Необходимость отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений должны обосновать органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Если эти сведения подпадают под перечень сведений, подлежащих засекречиванию, действующем в данном органе, на данном предприятии, в данном учреждении и организации, то вопрос об их засекречивании решает руководитель данного органе, предприятия, учреждения, организации. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Указанное должностное лицо должно обладать полномочиями по засекречиванию сведений.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

2. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. Так, например, приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, как об этом прямо указано в его названии, утвержден Перечень сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Перечень разработан Министерством обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", согласно которой Министерство обороны Российской Федерации, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, вправе было разработать развернутый Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Перечень не предусматривает правил поведения граждан, а, согласно статье 1, предназначен для определения степеней секретности конкретных сведений, составляющих государственную тайну, и обращен лишь к тем должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации, которые по роду своей деятельности к этому причастны[30].

В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Это необходимо, поскольку, такие сведения, могут раскрывать существо новейших достижений в области науки и техники, и использоваться в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики, а также определять качественно новый уровень возможностей вооружения и военной техники, повышения их боевой эффективности. Несомненно, разглашение этих сведений может нанести ущерб интересам государства.

Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Если они содержат данные, разглашение которых может причинить ущерб государственным интересам, то содержание таких перечней засекречивается.

Таким образом можно отметить что в понятие государственной тайны входит не только защита информации в области безопасности государства, но и совокупность мер, применяемых в политической, экономической и других сферах деятельности, направленных на достижение данной защиты.

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты определены в соответствии с конституционным регулированием[31]. Во-первых, полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, а во-вторых, распределением предметов ведения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Так предусмотренные комментируемой статьей полномочия Палаты Федерального Собрания:

- осуществлять законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

- рассматривать статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.