3) параметрического движения системы от текущего к целевому
состоянию осуществляется посредством управляющих воздействий;
4) с позиции управляемости системы различаем проблему
реализации системы, проблему управления и проблему исследования;
5) для обеспечения эффективности процесса, система должна
иметь научно-исследовательское сопровождение.
Принцип программно-целевого управления:
1) целевая функция системы это зависимость целевого
показателя эффективности системы от ее управляемых параметров, при заданных неуправляемых
параметрах системы и определенных параметрах внешней среды;
2) проблемное управление называется также управлением по
целям или целевым управлением;
3) под целевой программой понимается сбалансированный по
материальным и финансовым ресурсам, их источникам, исполнителям и срокам, комплекс
мероприятий направленных на решение определенной проблемы системы;
4) обоснование и проектирование функциональных мероприятий
целевых программ производится путем разработки бизнес-планов, а инвестиционных
– бизнес проектов.
1.2.5 Блок принципов кибернетического подхода
Общий принцип кибернетического подхода:
1) кибернетический подход вводит деление системы на две
субсистемы – функциональную, как объект управления, и управляющую, как субъект
управления:
2) разделение системы на две субсистемы называется
кибернетическим структурированием;
3) в связи с тем, что процесс реализации системы включает
функционирование и развитие, система управления также делится на субсистему
управления функционированием и субсистему управления развитием.
Принцип кибернетического структурирования:
1) при исследовании сложной кибернетической системы
необходимо рассматривать четыре структурных и четыре процессорных
кибернетических компонента;
2) восемь кибернетических компонентов сложной кибернетической
системы образуют четыре субсистем функционирующую и развивающуюся, функциональную
и управляющую;
3) функционирующая субсистема состоит из четырёх
компонентов: функционирующая структура и процесс функционирования, процесс
управления функционированием и структура управления функционированием;
4) развивающаяся структура состоит из четырёх компонентов:
развивающаяся структура и процесс развития, процесс управления развитием и
структура управления развитием;
5) функциональная субсистема состоит из четырёх
компонентов: функционирующая структура и процесс функционирования, процесс
развития и развивающаяся структура;
6) управляющая субсистема состоит из четырёх компонентов:
структура управления функционированием процесс управления функционированием,
процесс управления развитием и структура управления развитием.
Принцип цикличности управления:
1) одним из важнейших системных понятий является понятие
цикла;
2) выделяется три вида системных циклов:
3) основу системных циклов составляют семь вложенных календарных
циклов: сутки, неделя, месяц, квартал, год, 3–5 лет, 10–15 лет;
4) функциональный цикл состоит из пяти функций управления –
прогнозирование, планирование, оперативное управление, отчет и анализ;
5) операционный цикл управления состоит из трех операций –
оценки состояния объекта управления, разработки управляющего решения,
реализации управляющего воздействия;
6) три системных цикла управления образуют трехмерную
систему технологических обязательных элементов управления, состоящую из 105
элементов;
7) ведущим блоком технологически структурированного
управления является блок календарно-операционного планирования;
8) наибольший управленческий эффект достигается при
сочетании технологии календарно-операционному планирования и
программно-целевого планирования.
Принцип проектирования управления:
1) конечной целью системного описания является
проектирование эффективных управляющих субсистем;
2) основой для разработки эффективных методов управления
являются принципы технологически структурированного программно-целевого управления;
3) современные управляющие субсистемы основаны на
использовании автоматизированных информационных технологий;
4) современные АСУ представляют собой сетевые системы АРМ;
5) в АРМ входит комплекс технического, программного,
математического, технологического и правового обеспечения процесса управления;
6) при проектировании каждый технологический элемент
управления раскрывается в виде комплекса задач управления;
7) при проектировании каждая задача управления имеет четыре
функциональные составляющие – нормативно-справочная информация, входная информация,
алгоритм решения задачи, выходная информация;
8) для обеспечения нормативно-справочной информации
комплекса близких по содержанию задач управления создаются специальные
информационные системы общего пользования.
Из вышеописанного видно, что решение проблем целесообразно
осуществлять на основе системного подхода с использованием рассмотренной
системы научно-методологических принципов системного описания ГПМО. Для выполнения
формализованного описания объекта учебного исследования целесообразно
использовать рассмотренную выше систему научно – методологических принципов
системного описания ГПМО. Для описания внутренней и внешней системной среды
объекта учебного исследования необходимо использовать принципы системного
подхода. Для описания процесса реализации и ресурсного потенциала объекта
учебного исследования необходимо использовать принципы функционального подхода.
Для описания целей и проблем объекта учебного исследования необходимо
использовать принципы проблемного подхода. Для описания процесса и структуры
управления объекта учебного исследования необходимо использовать принципы
кибернетического подхода.
Выводы по подразделу 1.2:
1) решение проблем системы социальной защиты населения ГПМО
целесообразно осуществлять на основе системного подхода с использованием рассмотренной
выше системы научно – методологических принципов системного описания ГПМО;
2) для описания внутренней и внешней системной среды
системы социальной защиты населения ГПМО необходимо использовать принципы
системного подхода;
3) для описания процесса реализации и ресурсного потенциала
системы социальной защиты населения ГПМО необходимо использовать принципы
функционального подхода;
4) для описания целей и проблем системы социальной защиты
населения ГПМО необходимо использовать принципы проблемного подхода;
5) для описания процесса и структуры управления системы
социальной защиты населения ГПМО необходимо использовать принципы кибернетического
подхода.
1.3
Теоретические основы целевого программного управления
1.3.1 Понятие целевого программного управления
В основе современного понятия целевого программного
управления лежат два самостоятельных подхода к управлению и
соответствующих им метода управления – «целевое управление» и «программное
управление».
Целевое управление – это «Управленческая технология:
управление по целям – управление по упреждению для организаций с сильным
аналитическим подразделением».
Программное управление – это разработка программ реализации
управления, а также сроков и состояний промежуточных процессов управления.
Все целевые программы имеют официальный статус, связанный с
административно-территориальным уровнем органов исполнительной власти, утвердивших
программу. По официальному статусу все целевые программы делятся на
федеральные, региональные и муниципальные. При этом под региональными
программами понимаются, в основном, целевые программы субъектов Российской
Федерации, а также регионов, включающих территории нескольких субъектов.
На каждом административно-территориальном уровне различают
два вида целевых программ:
1) общие или комплексные;
2) специальные или проблемные.
По срокам реализации различают краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные целевые программы. При этом краткосрочными обычно являются муниципальные
целевые программы.
По отраслевой направленности решаемых проблем различают
социальные, экологические и экономические целевые программы, а также целевые
научно-технические программы.
По используемому механизму реализации различают
целевые программы с заранее определенными исполнителями и, так называемые,
конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по
конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.
1.3.2 Взаимосвязь целевого программного и стратегического
управления
Одной из важнейших особенностей современной теории
управления является разделение эффективного управления на текущее и стратегическое.
В общем случае под текущим управлением
понимается традиционное управление в рамках различных календарных периодов,
ориентированное на решение проблем объекта исследования путем воздействия
на его внутренние управляемые параметры.
В отличие от текущего, стратегическое
управление ориентировано на изучение внешней среды, ее влияния на современное и
будущее состояние объекта исследования, его сильных и слабых сторон и активное
использование этой информации для определения стратегии развития объекта
исследования.
Естественно, что текущая и стратегическая
составляющая управления есть взаимосвязанные и взаимодополняющие части единого
целого эффективного управления функционированием и развитием объекта
исследования.
Однако каждая из них имеет собственные
методологические основы, методический инструментарий и систему управления.
Причем ведущая роль в эффективном управлении принадлежит стратегической составляющей.
Стратегическая составляющая эффективного управления в
настоящее время интенсивно развивается, как в корпоративном, так и в
административном вариантах. Корпоративное стратегическое управление реализуется
в коммерческих предприятиях и организациях, административное – в органах исполнительной
власти различного уровня. Разработка и реализация целевой программы является
важнейшим этапом реализации стратегического управления.
1.3.3 Административное целевое программное управление
В настоящее время проблемы административного
стратегического управления приобретают все большую актуальность. При
этом целевое программное управление рассматривается как эффективный метод реализации
стратегий социально-экономического развития административно-территориальных
образований различного уровня.
В странах с развитой рыночной экономикой
стратегическое планирование выступает действенным инструментом государственного
регулирования хозяйства. Планомерное развитие общества – одно из основных достижений
человеческой цивилизации. Стратегическое планирование помогает поддерживать необходимые
экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная
целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы. Административное
муниципальное стратегическое планирование «помогает поддерживать
необходимые экономические пропорции» и с его помощью «обеспечивается
согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев» экономики муниципального
образования.
1.3.4 Целевое программное управление
муниципальным образованием
Проблемы социально-экономического развития
муниципальных образований в настоящее время выдвигают необходимость
стратегического планирования комплексного социально-экономического развития
муниципалитета в России. Это все в большей степени осознается руководителями
органов местного самоуправления.
Отсутствие опыта стратегического планирования,
комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития
муниципальных образований создает почву для неэффективных управленческих
решений из-за слабой научной и организационно-методической обеспеченности
стратегического планирования в муниципальных образованиях. Теория
стратегического планирования на муниципальном уровне находится в стадии
становления, многие вопросы методологического характера носят дискуссионный
характер. Тем не менее, практика остро нуждается в рекомендациях.
Целевое
программное управление является эффективным методом управления ориентированным
на решение хорошо структурированных проблем и достижение четко сформулированных
целей как корпоративного, так и административного объекта исследования. Целевое
программное управление является важнейшим этапом административного
стратегического управления. Административное целевое программное управления
является эффективным методом реализации стратегий социально-экономического
развития административных образований различного уровня. Для решения проблем
объекта учебного исследования и обеспечения его эффективного функционирования и
развития целесообразно использовать метод целевого программного управления с
разработкой соответствующей муниципальной целевой программы и структуры
управления ее реализацией.
Выводы по
подразделу 1.3.
1) целевое
программное управление является эффективным методом управления ориентированным
на решение хорошо структурированных проблем и достижение четко сформулированных
целей как корпоративной, так и административной системы социальной защиты
населения ГПМО;
2) целевое
программное управление является важнейшим этапом административного
стратегического управления;
3)
административное целевое программное управление является эффективным методом
реализации стратегии социально – экономического развития административных
образований различного уровня;
4) для решения проблем системы социальной защиты населения
ГПМО и обеспечения ее эффективного функционирования и развития целесообразно использовать
метод целевого программного управления с разработкой соответствующей
муниципальной целевой программы и структуры управления ее реализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|