на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Вклад экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

Понятие "структура" мы можем встретить всюду: физика, к примеру, изучает структуру материи; биология - структуру живого мира и живых организмов; математический анализ определяет типы структур.

Все более видное место в экономической мысли занимает структурный анализ.

Согласно определению, предложенному Ф. Перру [37], структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент:

- пропорции, то есть относительная величина и значимость элементов, составляющих рассматриваемую экономическую единицу;

- отношения, то есть такие отношения, которые устанавливаются, с одной стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой - между этой единицей и другими экономическими единицами.

Таким образом, структура данной экономико-социальной совокупности - это "состояние" отношений (внутренних и внешних, качественных и количественных), которые определяют рассматриваемую совокупность посредством двойной отсылки: 1) во времени - к "периодам-срокам" (которые сами определяются необратимостью и прерывистостью изменений); 2) в пространстве - к "пространствам-местам" (которые сами определяются наличием "соответствий").

Барр предложил выделить экономический тип структур [36]: экономические структуры в собственном смысле слова: они характеризуют деятельность простых и комплексных экономических единиц.

В зависимости от структур, степени их прочности и пластичности вмешательство государства в том, что касается его возможностей, интенсивности (квант действия, определенное его количество) и средств, минимально.

Сколько структурных реформ провалилось из-за того, что не было точного анализа структур и основанных нам нем программ регионального социально-экономического развития. Главный урок, который можно отсюда извлечь, заключается в том, что надо уметь адаптироваться к структурам, чтобы лучше трансформировать их: "Принимать в расчет существующие структуры; воздействовать на них, используя факторы трансформации, содержащиеся в них самих; одним словом, добиваться того, чтобы перемена, которой от нее хотят, была, так сказать, ее собственным делом" [13].

Растущая самостоятельность регионов в условиях демократии и рыночной экономики — процесс, давно проявивший себя в странах Запада и начинающий развиваться в нашей стране.

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри каждой из них. Понятие справедливости — главной ценностной ориентации любого общества — подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса.

Совпадение экономического регионального неравенства с политическими, религиозными, этническими проблемами может привнести угрозу территориальной целостности страны.

В связи с этим встает вопрос о проведении региональной политики, которая является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Субъекты региональной политики — это организационные структуры, которые уполномочены проводить экономическую политику в отношении регионов. При этом различают государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления, и государственную политику органов власти субъектов Федерации (региональных властей).

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей (рис. А1) представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.

К методам проведения региональной политики относятся:

выделение "нуждающихся" районов, "реанимация" депрессивных районов, "стимулирующая" политика, "компенсирующая" политика. "Нуждающимися" считаются те, районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. "Стимулирующая" политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. "Компенсирующая" политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Меры региональной политики в "депрессивных" и "нуждающихся" районах страны включают прямую финансовую помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры, размещение государственных заказов, политику направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Основными направлениями региональной политики выступают налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика. Налоговая политика проявляется в установлении определенных налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот. Бюджетная политика включает механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между отраслями хозяйства и регионами. Ценовая (тарифная} политика регулирует цены и тарифы на уровне регионов. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций (в том числе иностранных) и поддержке инвестиционной активности регионов, их субъектов хозяйствования, а также методы распределения капиталовложений. Структурная политика характеризует систему мер по поддержке и развитию тех или иных отраслей экономики в регионе. Институциональная политика представляет собой политику приватизации, реорганизации отношений собственности, политику взаимодействия государственной и частной собственности. Социальная политика, призвана улучшать социальное положение и качество жизни местного населения, состояние окружающей среды за счет стабилизации экономики и стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения доходов населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения, социальной защиты и т.п.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Ее могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС оказывающие помощь регионам России), а также международные финансовые организации (Всемирный банк — МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и ассоциации.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

— производства, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

— производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

— производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

— производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

— производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России

Именно поэтому целесообразно более подробно рассмотреть наиболее важный структурный элемент хозяйственного комплекса – экономический регион.

национальный экономика хозяйственный регион

1.2 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, относится явная недооценка территориального (регионального) фактора.

В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие "регион" по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий "регион" и "район", американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все возможные миры" пишут [15]: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.