Понятие "структура" мы можем встретить всюду: физика, к
примеру, изучает структуру материи; биология - структуру живого мира и живых
организмов; математический анализ определяет типы структур.
Все более видное место в экономической мысли занимает структурный анализ.
Согласно определению, предложенному Ф. Перру [37], структура
экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые
характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент:
- пропорции, то есть относительная величина и значимость элементов,
составляющих рассматриваемую экономическую единицу;
- отношения, то есть такие отношения, которые устанавливаются, с одной
стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой - между этой
единицей и другими экономическими единицами.
Таким образом, структура данной экономико-социальной совокупности - это
"состояние" отношений (внутренних и внешних, качественных и
количественных), которые определяют рассматриваемую совокупность посредством
двойной отсылки: 1) во времени - к "периодам-срокам" (которые сами
определяются необратимостью и прерывистостью изменений); 2) в пространстве - к
"пространствам-местам" (которые сами определяются наличием
"соответствий").
Барр предложил выделить экономический тип структур [36]: экономические
структуры в собственном смысле слова: они характеризуют деятельность простых и
комплексных экономических единиц.
В зависимости от структур, степени их прочности и пластичности
вмешательство государства в том, что касается его возможностей, интенсивности
(квант действия, определенное его количество) и средств, минимально.
Сколько структурных реформ провалилось из-за того, что не было точного
анализа структур и основанных нам нем программ регионального
социально-экономического развития. Главный урок, который можно отсюда извлечь,
заключается в том, что надо уметь адаптироваться к структурам, чтобы лучше
трансформировать их: "Принимать в расчет существующие структуры;
воздействовать на них, используя факторы трансформации, содержащиеся в них
самих; одним словом, добиваться того, чтобы перемена, которой от нее хотят,
была, так сказать, ее собственным делом" [13].
Растущая самостоятельность регионов в условиях демократии и рыночной
экономики — процесс, давно проявивший себя в странах Запада и начинающий
развиваться в нашей стране.
Стратегия регионального развития
экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию
долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом
рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными
предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия
регионального развития меняется во времени в зависимости от
социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном
этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами
Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и
факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого
государства.
Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне
жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри каждой из
них. Понятие справедливости — главной ценностной ориентации любого общества —
подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного
ресурса.
Совпадение экономического регионального неравенства с политическими,
религиозными, этническими проблемами может привнести угрозу территориальной
целостности страны.
В связи с этим встает вопрос о проведении региональной политики, которая
является составной частью государственного регулирования и представляет собой
комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий,
способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и
выравниванию уровня жизни населения.
Субъекты региональной политики — это организационные структуры, которые
уполномочены проводить экономическую политику в отношении регионов. При этом
различают государственную региональную политику, проводимую федеральными
органами власти и управления, и государственную политику органов власти
субъектов Федерации (региональных властей).
Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые
осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных
ветвей государственной власти. Разделение властей (рис. А1) представляет собой
функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия.
В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее
единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о
разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.
Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные
государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в
руках одного человека или государственного органа, которая ведет к
злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений
между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа
разделения властей.
К методам проведения региональной политики относятся:
выделение "нуждающихся" районов, "реанимация"
депрессивных районов, "стимулирующая" политика, "компенсирующая"
политика. "Нуждающимися" считаются те, районы, по отношению к которым
государство в первую очередь должно проводить региональную политику. "Стимулирующая"
политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории
для новых видов деятельности. "Компенсирующая" политика использует те
же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни
населения.
Меры региональной политики в "депрессивных" и "нуждающихся" районах
страны включают прямую финансовую помощь, займы на выгодных условиях и
налоговые льготы, создание за счет государства производственной и социальной
инфраструктуры, размещение государственных заказов, политику направления в
необходимое русло миграционных потоков населения.
Основными направлениями региональной политики выступают налоговая, бюджетная,
ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика. Налоговая
политика проявляется в установлении определенных налоговых платежей и
предоставлении налоговых льгот. Бюджетная политика включает механизмы
формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их
перераспределения между отраслями хозяйства и регионами. Ценовая (тарифная}
политика регулирует цены и тарифы на уровне регионов. Инвестиционная политика
включает меры по привлечению инвестиций (в том числе иностранных) и поддержке
инвестиционной активности регионов, их субъектов хозяйствования, а также методы
распределения капиталовложений. Структурная политика характеризует систему мер
по поддержке и развитию тех или иных отраслей экономики в регионе. Институциональная
политика представляет собой политику приватизации, реорганизации отношений
собственности, политику взаимодействия государственной и частной собственности.
Социальная политика, призвана улучшать социальное положение и качество жизни
местного населения, состояние окружающей среды за счет стабилизации экономики и
стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения
доходов населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения,
социальной защиты и т.п.
Существует также негосударственная региональная экономическая политика.
Ее могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления,
иностранные государства и их объединения (например, ЕС оказывающие помощь
регионам России), а также международные финансовые организации (Всемирный банк
— МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и
пр.), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и
ассоциации.
Стратегия регионального развития
государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его
формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню
обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития
различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами
трансформации форм собственности и т.д.
Поэтому стратегия регионального
развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели
и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны,
является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой
стратегий экономического развития регионов.
Стратегические установки
социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе
установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным
примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и
периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических
показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в
свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического
комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и
электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов),
рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой
технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к
реализации в ней конкретных направлений.
Производства с точки зрения тяготения
их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:
— производства, которые целесообразно
размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это
относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой
промышленности;
— производства, тяготеющие к
источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной
металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);
— производства, размещающиеся
преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести
размещение металлургических баз России, ориентированных на использование
железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе
производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и
целюлознобумажной промышленности;
— производства, тяготеющие к районам
потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся
предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную,
высокотоксичную продукцию;
— производства, размещение которых не
имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство
единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно
одинаковое стоимостное выражение.
В качестве источников информации при
разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования,
экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные
оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного
опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным
отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому
развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства
России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального
бюджета по регионам России
Именно поэтому целесообразно более подробно рассмотреть наиболее важный
структурный элемент хозяйственного комплекса – экономический регион.
национальный экономика хозяйственный регион
1.2 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России
К числу наиболее существенных причин,
оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь
ход социально-экономических преобразований в стране, относится явная недооценка
территориального (регионального) фактора.
В то же время, получив значительные
полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма,
нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки
факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили
Конституции Российской Федерации.
В экономической литературе чаще всего
фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион"
и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом
подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны,
отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти
районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так
и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу
административного деления страны: край, область, город.
Зарубежные ученые-регионоведы
трактуют понятие "регион" по-своему. Признавая существующую путаницу
в определении понятий "регион" и "район", американские
профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все
возможные миры" пишут [15]: "Обычно под словом "регион"
понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в
своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто
употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные
подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом
здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению
к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной
однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы
выделить эти территории".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|