Курсовая работа: Формально-юридический анализ института правотворчества и систематизации законодательства в России
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И
ЭКОНОМИКИ
имени А.С. Грибоедова»
Филиал в г. Калуге
Юридический факультет
Заочная (с УПО) форма обучения
Курсовая работа по курсу
Формально-юридический анализ
института правотворчества и систематизации законодательства в России
студентки группы Ю-3-10
Моругиной Елены Ивановны
Научный руководитель
д.ю.н., профессор
Оксамытный Виталий Васильевич
Калуга 2011г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Правотворчество
1.1 Понятие и принципы правотворчества
1.2 Виды
правотворчества
1.3 Субъекты правотворчества
1.4 Стадии правотворческого
процесса
Глава 2. Систематизация
законодательства
2.1 Понятие и характерные черты
систематизации законодательства
2.2 Формы систематизации законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В Конституции 1993 года
Россия декларировала себя правовым государством, а значит актуализировалась
задача практически заново сформировать правовую систему. В связи с чем правотворчество
призвано обеспечить проведение целого ряда современных реформ, равноправие всех
форм собственности, свободу частного предпринимательства, экологическую
безопасность, установление и охрану прав и свобод граждан. Необходимо также
вводить в правовое русло вопросы развития и совершенствования демократических
институтов, упорядочения системы управления, борьбы с преступностью и многие
другие.
Кроме того, для
законодательства Российской Федерации очень актуальна потребность в
систематизации, так как число действующих нормативных актов всех уровней – и
федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Создаются
сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и
основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься
упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма
быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и
использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском
нормативном хозяйстве. Систематизация законодательства объективно отражает
состояние юридической науки и практики государства.
Обозначенные
обстоятельства и обусловили актуальность выбранной темы.
Цель исследования –
проанализировать, обобщить и систематизировано изложить теоретические положения
о правотворчестве и систематизации законодательства.
Для достижения
сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие,
принципы и виды правотворчества.
2. Рассмотреть субъекты
правотворчества.
3. Исследовать стадии
правотворческого процесса.
4. Исследовать понятие и
характерные черты систематизации законодательства
5. Рассмотреть формы
систематизации законодательства
Теоретическую базу
курсовой работы составили взгляды таких ученых-правоведов, как В.В. Оксамытный,
Ю.А.Тихомиров, С.А. Комиров, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, М.М. Рассолов и
т.д.
Методология проведенного
исследования представлена формально-юридическим методом, методом сравнительного
правоведения, а также логическими приемами анализа и синтеза.
Глава 1. Правотворчество
1.1 Понятие и принципы правотворчества
В многообразной и
динамичной правовой сфере общества правотворчество занимает ведущее место, так
как является одной из правовых форм функционирования государства.
Ведущее место правотворчества объясняется тем, что
именно оно дает жизнь праву, порождает, формирует и оформляет право, выражая
тем самым политическую волю государства и общества. В юридической литературе
даются определения правотворческой деятельности в различных редакциях. Так, В.В.
Оксамытный определяет правотворчество следующим образом: «Это специальная,
имеющая официальное значение процедурная деятельность государственных органов
или иных предусмотренных законом организаций и лиц по созданию и развитию дейстующего
законодательства».[1]
С.А. Комаров определяет правотворчество как «деятельность прежде всего
государственных органов, по принятию, изменению и отмене юридических норм».[2]
В.С. Нерсесянц определяет правотворчество как правоустановление. По его мнению
«правоустановление – это форма (и направление) государственной деятельности,
связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые
составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников
позитивного права».
Правотворчество, в силу
своей практической значимости, строится на на рациональных и прагматических
принципах, соблюдение которых в процессе совершенствования законодательства
дает возможность избегать правотворческих ошибок, ведет к большей отдаче от
применения правовых актов, оправдывает социальные ожидания, вкладываемые в
новые законы. В качестве принципов правотворчества различные авторы называют
законность, научность, профессионализм, демократизм, гуманизм, гласность,
оперативность, исполнимость и техническое совершенство принимаемых актов.
Принцип законности означает, что нормативные акты должны
приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого
органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам
вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо
неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и
субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое
соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых
нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых
актов. Этот принцип правотворчества особенно актуален для правового
государства, одним из существенных признаков которого является связанность
государства правом.
Принцип научности состоит в том, что правотворчество
призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного
развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать
и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических
разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке
проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители
соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
Профессионализм предполагает участие в разработке
новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих
отраслей знания, имеющих профессиональную подготовку и большой опыт работы.
Юристам необходимо владение общими принципами правового регулирования,
понимание взаимосвязи материальных и процессуальных, регулятивных и
охранительных правовых норм, а также хорошие знания законодательства,
взаимосвязи законов и подзаконных актов.
Принцип демократизма проявляется в установлении и
неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка
подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что
обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в
правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного
мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов
различных слоев населения. Однако при реализации демократических начал в
правотворчестве возникает проблема соотношений юридического профессионализма и компетенции
в иных областях знаний.
Принцип гуманизма предполагает направленность
правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на
максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей.
Человек, его интересы, должны быть в центре законодательной деятельности.
Гласность правотворчества означает открытость, “прозрачность”
правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию
информации.
Системность
правотворчества требует как учета системного характера права, так и системной организации
самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего
права. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть
надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять
в этой системе свое особое месть и осуществлять соответствующую регулятивно -
правовую функцию. Для достижения этого необходимо, чтобы и вся правотворческая
деятельность носила системно - упорядоченный и планово-организованный характер.
Необходима согласованность и единство в целях, планах и действиях всех
субъектов правотворческой деятельности, наличие соответствующих юридических
механизмов и государственно-правовых институтов, обеспечивающих системную
упорядоченность правотворческого процесса, соответствие его хода и результатов
действующим правовым нормам.
Оперативность
правотворчества
предполагает своевременность издания нормативных актов.
Исполнимость закона отражает необходимость при
подготовке законопроекта и принятии закона учитывать весь набор финансовых,
кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и
позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть
реализованным. Одним из важнейших юридических условий исполнимости закона
иногда является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений
и дополнений в другие законы.
Техническое
совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической
наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки
и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые
должны быть обязательными условиями для законодателя.
1.2 Виды правотворчества
Динамизм экономических, политических и
социально-культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и
новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. Многогранность
и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже
простым перечислением проблем, стоящих перед правотворчеством:
Ø необходимость исследования различных
социальных факторов, обуславливающих потребность в нормативно-правовом
регулировании общественных отношений;
Ø необходимость выявления и тщательного
учета многообразных интересов социальных и национальных образований,
общественных групп и общества в целом;
Ø необходимость использования в
правотворчестве соответствующих достижений науки, техники и культуры;
Ø необходимость проведения
сравнительного анализа проектируемого нормативно-правового акта не только с
аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем
других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
Ø необходимость постановки в
целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения
оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп
общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового
воздействия на эти отношения;
Ø необходимость определения связи,
соответствия и взаимодействия проектируемого нормативно-правового акта с
правовой системой и, прежде всего, с конституцией;
Ø необходимость совершенствования
организационных форм, процедуры создания нормативных правовых актов.
Столь серьезные и трудоемкие задачи свидетельствуют о
том, что правотворчество – это многогранный процесс формирования и развития
правовых актов. Эта многогранность и обуславливает существование различных
видов правотворчества.
В литературе по теории права изложены различные
подходы к классификации правотворчества. Так, по мнению М.М. Марченко, речь надо
вести не об искусственной классификации правотворчества, поскольку в реальной
жизни устойчиво существуют пять видов правотворческой деятельности:
законотворчество; подзаконное правотворчество; локальное правотворчество
местного самоуправления; прямое, непосредственное правотворчество; договорное
правотворчество.[3]
Лазарев В.В. и Липень С.В. считают, что основная
классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, и
соответственно выделяют: правотворческую деятельность компетентных
государственных органов; непосредственное правотворчество народа в ходе
референдума; правотворческую деятельность общественных организаций (санкционированное
и делегированное правотворчество).[4]
Комаров С.А. и Малько А.В. в зависимости от субъектов
правотворчества подразделяют его на такие виды, как непосредственное
правотворчество народа в процессе проведения референдума; правотворчество
государственных органов; правотворчество отдельных должностных лиц;
правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество;
правотворчество общественных организаций. По их же мнению в зависимости от
значимости правотворчество делится на законотворчество; делегированное
правотворчество; подзаконное правотворчество.[5]
Наиболее полная классификация предложена в учебнике по
теории государства и права В.В. Оксамытного. Ученый считает, что виды
правотворчества можно выделить по следующим основаниям: по кругу субъектов
правотворчества; по характеру
правотворческих полномочий; по значимости принимаемых актов.[6]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|